Джонс. Словарь античных римских монет

VIC­TO­RIA (Победа). Рим­ский экви­ва­лент гре­че­ской Ники или пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ная Победа, кото­рой покло­ня­лись как богине. Уже в 292 г. до н. э. она име­ла в Риме свой храм на Пала­тин­ском хол­ме. Стиль ее изо­бра­же­ния в искус­стве заим­ст­во­ван у гре­ков. Она все­гда кры­ла­та, может быть воору­же­на и иметь круг­лый щит (см. Cli­peus). В рим­ской чекан­ке она впер­вые появ­ля­ет­ся на ран­ней ано­ним­ной дид­рах­ме, выпу­щен­ной до середи­ны I в. до н. э., и ее про­дол­жа­ют исполь­зо­вать как монет­ный тип даже после того, как дру­гие язы­че­ские изо­бра­же­ния исче­за­ют с монет (толь­ко в VII в. н. э. язы­че­ская фигу­ра Победы на моне­тах была пре­вра­ще­на в хри­сти­ан­ский тип анге­ла).

В пери­од рес­пуб­ли­ки и импе­рии Победа была одним из самых с.320 рас­про­стра­нен­ных монет­ных типов, и ее изо­бра­жа­ли несколь­ки­ми раз­ны­ми спо­со­ба­ми. Она может воз­ла­гать побед­ный венок на тро­фей или коро­но­вать им импе­ра­то­ра. Дру­гой основ­ной атри­бут Победы — паль­мо­вая ветвь, сама по себе сим­во­ли­зи­ру­ю­щая победу. Часто Победа едет на колес­ни­це, а ино­гда запи­сы­ва­ет спи­сок успе­хов на щите, кото­рый дер­жит перед собой. Импе­ра­то­ры, боги и пер­со­ни­фи­ка­ции часто пред­став­ле­ны с фигур­кой Победы (ино­гда назы­ва­е­мой вик­то­рио­лой) в руках.

Ино­гда монет­ные леген­ды при­пи­сы­ва­ют победы импе­ра­то­ру, назы­вая его имя или титул, так что име­ют­ся такие леген­ды, как VIC­TO­RIA AVG(us­ti) CAES(aris) (Победа Авгу­ста Цеза­ря) или D(omi­ni) N(ostri) (наше­го гос­по­ди­на). В IV в. н. э. ее посто­ян­но опи­сы­ва­ют в целом как Победу Рим­лян, VIC­TO­RIA RO­MA­NORVM. Может быть назва­но место победы или побеж­ден­ный народ, так что извест­ны VIC­TO­RIA BRIT(an­ni­ca) (Бри­тан­ская Победа), CAR­PI­CA (Карп­ская, моне­та Филип­па I, победив­ше­го кар­пов в при­ду­най­ской обла­сти), GERM(ani­ca) (Гер­ман­ская), GO­THI­CA (Гот­ская), PAR­THI­CA (Пар­фян­ская), PER­SI­CA (Пер­сид­ская) и SAR­MA­TI­CA (Сар­мат­ская). Моне­ты Фла­ви­ев про­воз­гла­ша­ют VIC­TO­RIA NA­VA­LIS (Мор­скую Победу) с изо­бра­же­ни­ем Победы, сто­я­щей на носу кораб­ля; этот тип, оче­вид­но, наве­ян вос­по­ми­на­ни­я­ми о моне­те Авгу­ста, уве­ко­ве­чив­шей его успех при Акции, но так­же дол­жен был ука­зы­вать на успех мор­ской поли­ти­ки Вес­па­си­а­на во вре­мя его при­хо­да к вла­сти. Постум про­воз­гла­сил Победу «спут­ни­цей» импе­ра­то­ра, CO­MES AVG(us­ti), а мно­гие монет­ные леген­ды опи­сы­ва­ют ее как Aeter­na (Веч­ная), Fe­lix (Счаст­ли­вая), Ius­ta (Спра­вед­ли­вая, Сеп­ти­мий Север), Lae­ta (Радост­ная) или Per­pe­tua (Посто­ян­ная).


Аурей Кари­на 283—285 гг. н. э. Реверс изо­бра­жа­ет Вик­то­рию, несу­щую побед­ный венок (ANS).

© 1990 г. Текст, фото: John Melville Jones. A DICTIONARY OF ANCIENT ROMAN COINS, London, SPINK, 2004, с. 319—320.
© 2007 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой.
См. также:
ВИКТОРИЯ (Словарь античности)
ВИКТОРИЯ (Стивенсон. Словарь римских монет)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ВЕЧНОСТЬ, ЭТЕРНИТАС • OPS • G. P. R. • PATIENTIA •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 100 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Триумфальное шествие Тита.
Рельеф на северной стене арки Тита.
81—96 гг.
Рим, Римский Форум, Арка Тита.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Триумфальное шествие Тита. Деталь: Тит и Виктория.
Рельеф на северной стене арки Тита.
81—96 гг.
Рим, Римский Форум, Арка Тита.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Триумфальное шествие Тита.
Рельеф на северной стене арки Тита.
81—96 гг.
Рим, Римский Форум, Арка Тита.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Крылатая Виктория и пленный варвар.
Рельеф цоколя колонны.
Мрамор. 312—315 гг.
Рим, Арка Константина, Северный фасад.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Крылатая Виктория и пленный варвар.
Рельеф цоколя колонны.
Мрамор. 312—315 гг.
Рим, Арка Константина, Северный фасад.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Крылатая Виктория и пленный варвар.
Рельеф цоколя колонны.
Мрамор. 312—315 гг.
Рим, Арка Константина, Северный фасад.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой битвы римлян с варварами, известный как Малый саркофаг Лудовизи. Фронтальная панель (деталь).
Мрамор. 170—180 гг.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Альтемпс.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника (деталь фронтальной панели).
Мрамор. Ок. 190 г. н. э.
Инв. № C 21 est.
Пиза, Кампосанто.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Торс в парадных доспехах.
Мрамор. 125-150 гг. н. э.
Инв. № S-1081.
Коринф, Археологический музей Древнего Коринфа.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника (деталь фронтальной панели).
Мрамор. Ок. 190 г. н. э.
Инв. № C 21 est.
Пиза, Кампосанто.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 145 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Нерон
Лугдунум, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке, обращенная влево; в точке опоры бюста небольшой земной шар.
РЕВЕРС: Вид триумфальной арки, изображенной фронтально, с венком, свисающим поперек нее с левой стороны; сверху император анфас в квадриге, сопровождаемый Викторией справа, стоящей анфас, держащей венок и пальмовую ветвь, и Пакс (Мир) слева, стоящей анфас, держащей кадуцей и рог изобилия; в нише стоит анфас статуя Марса, держащего копье в правой руке и круглый щит в левой; по краям слева и справа, немного ниже уровня квадриги, видны небольшие стоящие анфас фигуры солдат (?). Фасад и цоколь арки украшены искусными рельефами.
В поле, слева и справа: S. C.
2. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: L. BVCA (Lucius Buca) — голова Венеры в диадеме, серьгах в виде крестов и ожерелье, вправо. Её волосы собраны в пучок и два локона спадают на шею. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Сулла полулежит напротив скалы, опираясь головой на левую руку, справа от него — Луна, спускающаяся со скалы, на её лбу и над её головой — полумесяц, развевающееся покрывало, в её правой руке зажжённый факел; позади Суллы — Виктория с распростёртыми крыльями, которая держит посох в поднятой правой руке. Кайма из точек.
3. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR IM P M (Caesar Imperator Pontifex Maximus) — голова Цезаря в венке вправо, позади — полумесяц. Кайма из точек.
РЕВЕРС: L AEMILIVS BVCA — Венера влево, в правой руке держит Викторию, а левой опирается на скипетр. Кайма из точек.
4. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR. IMP — портрет Цезаря в венке, вправо, позади него авгурский жезл (littus) и чаша (culullus) или кимбий (cymbium), или ковш (simpulum). Кайма из точек.
РЕВЕРС: M. METTIVS. H — Стоящая Венера влево, в правой руке держит Викторию, в левой — скипетр, левым локтем она опирается на щит, который, в свою очередь, стоит на земном шаре (или небесной сфере). Кайма из точек.
5. Дупондий, Орихалк
Гай Юлий Цезарь
Неизвестен, 45 г. до н.э.
АВЕРС: CAES. DIC. TER. — бюст Виктории (MRR: Виктория с чертами лица Кальпурнии, жены Цезаря) в плаще, вправо, за плечом крыло, волосы собраны назад и повязаны лентой. Кайма из точек.
РЕВЕРС: C. CLOVI. PRAEF. — Минерва в плаще и шлеме, идущая влево, за правым плечом она несёт трофей, а в левой руке — копья и щит, украшенный головой Медузы и с которого свисают длинные ленты (BMCRR, CRR, Sear, Imperators: от которого расходятся лучи), у её ног — змея с поднятой головой.
6. Сестерций, серебро
Авл Лициний Нерва
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, волосы уложены в локоны, сзади NERVA сверху вниз. Граница из точек.
РЕВЕРС: Виктория идёт вправо, держит венок в правой руке и пальмовую ветвь в левой руке над левым плечом, впереди A LICINI вниз. Граница из точек.
7. Аурей, Золото
Гай Юлий Цезарь
Рим, 45 г. до н.э.
АВЕРС: C. CAES. DIC. TER. — бюст Виктории (MRR: Виктория с чертами лица Кальпурнии, жены Цезаря) в одежде, вправо, за плечом крыло, волосы собраны назад и завязаны в узел. Кайма из точек.
РЕВЕРС: L. PLANC. PR. VRB. — священный кувшин с ручкой (capis). Кайма из точек.
8. Денарий, серебро
Рим, 91 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы вправо, в крылатом шлеме,украшенном головой грифона; козырёк тройной и заострённый, оплечье длинное, с острыми концами, серьги из одной точки; позади буква B. Кайма из точек.
РЕВЕРС: D SILANVS L F ROMA XIIII в поле; Виктория в биге вправо, держит вожжи обеими руками; кони в галопе; выше цифра XXI. Кайма из точек.
9. Сестерций, серебро
Рим, 91 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы вправо, в крылатом шлеме, украшенном головой грифона; сзади E L P вниз (ex lege Papiria, «согласно Папириеву закону»). Кайма из точек.
РЕВЕРС: D SILANUS (в поле). Виктория в биге вправо держит вожжи двумя руками, кони в галопе. Кайма из точек.
10. Полуаурей, Золото
Гай Юлий Цезарь
Рим, 45 г. до н.э.
АВЕРС: C. CAES. DIC. TER. — бюст Виктории (MRR: Виктория с чертами лица Кальпурнии, жены Цезаря) в одежде, вправо, за плечом крыло, волосы собраны назад и завязаны в узел. Кайма из точек.
РЕВЕРС: L. PLANC. PRAEF. VRB. — священный кувшин с ручкой (capis). Буквы V и R соединены. Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА