Джонс. Словарь античных римских монет

VIC­TO­RIA (Победа). Рим­ский экви­ва­лент гре­че­ской Ники или пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ная Победа, кото­рой покло­ня­лись как богине. Уже в 292 г. до н. э. она име­ла в Риме свой храм на Пала­тин­ском хол­ме. Стиль ее изо­бра­же­ния в искус­стве заим­ст­во­ван у гре­ков. Она все­гда кры­ла­та, может быть воору­же­на и иметь круг­лый щит (см. Cli­peus). В рим­ской чекан­ке она впер­вые появ­ля­ет­ся на ран­ней ано­ним­ной дид­рах­ме, выпу­щен­ной до середи­ны I в. до н. э., и ее про­дол­жа­ют исполь­зо­вать как монет­ный тип даже после того, как дру­гие язы­че­ские изо­бра­же­ния исче­за­ют с монет (толь­ко в VII в. н. э. язы­че­ская фигу­ра Победы на моне­тах была пре­вра­ще­на в хри­сти­ан­ский тип анге­ла).

В пери­од рес­пуб­ли­ки и импе­рии Победа была одним из самых с.320 рас­про­стра­нен­ных монет­ных типов, и ее изо­бра­жа­ли несколь­ки­ми раз­ны­ми спо­со­ба­ми. Она может воз­ла­гать побед­ный венок на тро­фей или коро­но­вать им импе­ра­то­ра. Дру­гой основ­ной атри­бут Победы — паль­мо­вая ветвь, сама по себе сим­во­ли­зи­ру­ю­щая победу. Часто Победа едет на колес­ни­це, а ино­гда запи­сы­ва­ет спи­сок успе­хов на щите, кото­рый дер­жит перед собой. Импе­ра­то­ры, боги и пер­со­ни­фи­ка­ции часто пред­став­ле­ны с фигур­кой Победы (ино­гда назы­ва­е­мой вик­то­рио­лой) в руках.

Ино­гда монет­ные леген­ды при­пи­сы­ва­ют победы импе­ра­то­ру, назы­вая его имя или титул, так что име­ют­ся такие леген­ды, как VIC­TO­RIA AVG(us­ti) CAES(aris) (Победа Авгу­ста Цеза­ря) или D(omi­ni) N(ostri) (наше­го гос­по­ди­на). В IV в. н. э. ее посто­ян­но опи­сы­ва­ют в целом как Победу Рим­лян, VIC­TO­RIA RO­MA­NORVM. Может быть назва­но место победы или побеж­ден­ный народ, так что извест­ны VIC­TO­RIA BRIT(an­ni­ca) (Бри­тан­ская Победа), CAR­PI­CA (Карп­ская, моне­та Филип­па I, победив­ше­го кар­пов в при­ду­най­ской обла­сти), GERM(ani­ca) (Гер­ман­ская), GO­THI­CA (Гот­ская), PAR­THI­CA (Пар­фян­ская), PER­SI­CA (Пер­сид­ская) и SAR­MA­TI­CA (Сар­мат­ская). Моне­ты Фла­ви­ев про­воз­гла­ша­ют VIC­TO­RIA NA­VA­LIS (Мор­скую Победу) с изо­бра­же­ни­ем Победы, сто­я­щей на носу кораб­ля; этот тип, оче­вид­но, наве­ян вос­по­ми­на­ни­я­ми о моне­те Авгу­ста, уве­ко­ве­чив­шей его успех при Акции, но так­же дол­жен был ука­зы­вать на успех мор­ской поли­ти­ки Вес­па­си­а­на во вре­мя его при­хо­да к вла­сти. Постум про­воз­гла­сил Победу «спут­ни­цей» импе­ра­то­ра, CO­MES AVG(us­ti), а мно­гие монет­ные леген­ды опи­сы­ва­ют ее как Aeter­na (Веч­ная), Fe­lix (Счаст­ли­вая), Ius­ta (Спра­вед­ли­вая, Сеп­ти­мий Север), Lae­ta (Радост­ная) или Per­pe­tua (Посто­ян­ная).


Аурей Кари­на 283—285 гг. н. э. Реверс изо­бра­жа­ет Вик­то­рию, несу­щую побед­ный венок (ANS).

© 1990 г. Текст, фото: John Melville Jones. A DICTIONARY OF ANCIENT ROMAN COINS, London, SPINK, 2004, с. 319—320.
© 2007 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой.
См. также:
ВИКТОРИЯ (Словарь античности)
ВИКТОРИЯ (Стивенсон. Словарь римских монет)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ВЕЧНОСТЬ, ЭТЕРНИТАС • OPS • G. P. R. • PATIENTIA •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 94 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Крылатая Виктория и пленный варвар.
Рельеф цоколя колонны.
Мрамор. 312—315 гг.
Рим, Арка Константина, Северный фасад.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Крылатая Виктория и пленный варвар.
Рельеф цоколя колонны.
Мрамор. 312—315 гг.
Рим, Арка Константина, Северный фасад.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Крылатая Виктория и пленный варвар.
Рельеф цоколя колонны.
Мрамор. 312—315 гг.
Рим, Арка Константина, Северный фасад.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой битвы римлян с варварами, известный как Малый саркофаг Лудовизи. Фронтальная панель (деталь).
Мрамор. 170—180 гг.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Альтемпс.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с портретом покойного в круглом медальоне, поддерживаемом крылатыми Викториями.
Мрамор. II—III вв. н. э.
Остия, Археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника (деталь фронтальной панели).
Мрамор. Ок. 190 г. н. э.
Инв. № C 21 est.
Пиза, Кампосанто.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Торс в парадных доспехах.
Мрамор. 125-150 гг. н. э.
Инв. № S-1081.
Коринф, Археологический музей Древнего Коринфа.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника (деталь фронтальной панели).
Мрамор. Ок. 190 г. н. э.
Инв. № C 21 est.
Пиза, Кампосанто.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага со сценой кентавромахии.
Проконнесский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Инв. № SBAO 16651.
Остия, Археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Летящая Виктория. Фрагмент рельефа «Жертвоприношение перед храмом Юпитера Капитолийского».
Графика Пьера Жака (1576 г.).
МОНЕТЫ (Всего найдено: 144 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR IM P M (Caesar Imperator Pontifex Maximus) — голова Цезаря в венке вправо, позади — полумесяц. Кайма из точек.
РЕВЕРС: L AEMILIVS BVCA — Венера влево, в правой руке держит Викторию, а левой опирается на скипетр. Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR. IMP — портрет Цезаря в венке, вправо, позади него авгурский жезл (littus) и чаша (culullus) или кимбий (cymbium), или ковш (simpulum). Кайма из точек.
РЕВЕРС: M. METTIVS. H — Стоящая Венера влево, в правой руке держит Викторию, в левой — скипетр, левым локтем она опирается на щит, который, в свою очередь, стоит на земном шаре (или небесной сфере). Кайма из точек.
3. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: L. BVCA (Lucius Buca) — голова Венеры в диадеме, серьгах в виде крестов и ожерелье, вправо. Её волосы собраны в пучок и два локона спадают на шею. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Сулла полулежит напротив скалы, опираясь головой на левую руку, справа от него — Луна, спускающаяся со скалы, на её лбу и над её головой — полумесяц, развевающееся покрывало, в её правой руке зажжённый факел; позади Суллы — Виктория с распростёртыми крыльями, которая держит посох в поднятой правой руке. Кайма из точек.
4. Дупондий, Орихалк
Гай Юлий Цезарь
Неизвестен, 45 г. до н.э.
АВЕРС: CAES. DIC. TER. — бюст Виктории (MRR: Виктория с чертами лица Кальпурнии, жены Цезаря) в плаще, вправо, за плечом крыло, волосы собраны назад и повязаны лентой. Кайма из точек.
РЕВЕРС: C. CLOVI. PRAEF. — Минерва в плаще и шлеме, идущая влево, за правым плечом она несёт трофей, а в левой руке — копья и щит, украшенный головой Медузы и с которого свисают длинные ленты (BMCRR, CRR, Sear, Imperators: от которого расходятся лучи), у её ног — змея с поднятой головой.
5. Полуаурей, Золото
Гай Юлий Цезарь
Рим, 45 г. до н.э.
АВЕРС: C. CAES. DIC. TER. — бюст Виктории (MRR: Виктория с чертами лица Кальпурнии, жены Цезаря) в одежде, вправо, за плечом крыло, волосы собраны назад и завязаны в узел. Кайма из точек.
РЕВЕРС: L. PLANC. PRAEF. VRB. — священный кувшин с ручкой (capis). Буквы V и R соединены. Кайма из точек.
6. Аурей, Золото
Гай Юлий Цезарь
Рим, 45 г. до н.э.
АВЕРС: C. CAES. DIC. TER. — бюст Виктории (MRR: Виктория с чертами лица Кальпурнии, жены Цезаря) в одежде, вправо, за плечом крыло, волосы собраны назад и завязаны в узел. Кайма из точек.
РЕВЕРС: L. PLANC. PRAEF. VRB. — священный кувшин с ручкой (capis). Буквы V и R соединены. Кайма из точек.
7. Аурей, Золото
Гай Юлий Цезарь
Рим, 45 г. до н.э.
АВЕРС: C. CAES. DIC. TER. — бюст Виктории (MRR: Виктория с чертами лица Кальпурнии, жены Цезаря) в одежде, вправо, за плечом крыло, волосы собраны назад и завязаны в узел. Кайма из точек.
РЕВЕРС: L. PLANC. PR. VRB. — священный кувшин с ручкой (capis). Кайма из точек.
8. Сестерций, серебро
Авл Лициний Нерва
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, волосы уложены в локоны, сзади NERVA сверху вниз. Граница из точек.
РЕВЕРС: Виктория идёт вправо, держит венок в правой руке и пальмовую ветвь в левой руке над левым плечом, впереди A LICINI вниз. Граница из точек.
9. Денарий, серебро
Рим, 91 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы вправо, в крылатом шлеме,украшенном головой грифона; козырёк тройной и заострённый, оплечье длинное, с острыми концами, серьги из одной точки; позади буква B. Кайма из точек.
РЕВЕРС: D SILANVS L F ROMA XIIII в поле; Виктория в биге вправо, держит вожжи обеими руками; кони в галопе; выше цифра XXI. Кайма из точек.
10. Сестерций, серебро
Рим, 91 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы вправо, в крылатом шлеме, украшенном головой грифона; сзади E L P вниз (ex lege Papiria, «согласно Папириеву закону»). Кайма из точек.
РЕВЕРС: D SILANUS (в поле). Виктория в биге вправо держит вожжи двумя руками, кони в галопе. Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА