Джонс. Словарь античных римских монет

VIC­TO­RIA (Победа). Рим­ский экви­ва­лент гре­че­ской Ники или пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ная Победа, кото­рой покло­ня­лись как богине. Уже в 292 г. до н. э. она име­ла в Риме свой храм на Пала­тин­ском хол­ме. Стиль ее изо­бра­же­ния в искус­стве заим­ст­во­ван у гре­ков. Она все­гда кры­ла­та, может быть воору­же­на и иметь круг­лый щит (см. Cli­peus). В рим­ской чекан­ке она впер­вые появ­ля­ет­ся на ран­ней ано­ним­ной дид­рах­ме, выпу­щен­ной до середи­ны I в. до н. э., и ее про­дол­жа­ют исполь­зо­вать как монет­ный тип даже после того, как дру­гие язы­че­ские изо­бра­же­ния исче­за­ют с монет (толь­ко в VII в. н. э. язы­че­ская фигу­ра Победы на моне­тах была пре­вра­ще­на в хри­сти­ан­ский тип анге­ла).

В пери­од рес­пуб­ли­ки и импе­рии Победа была одним из самых с.320 рас­про­стра­нен­ных монет­ных типов, и ее изо­бра­жа­ли несколь­ки­ми раз­ны­ми спо­со­ба­ми. Она может воз­ла­гать побед­ный венок на тро­фей или коро­но­вать им импе­ра­то­ра. Дру­гой основ­ной атри­бут Победы — паль­мо­вая ветвь, сама по себе сим­во­ли­зи­ру­ю­щая победу. Часто Победа едет на колес­ни­це, а ино­гда запи­сы­ва­ет спи­сок успе­хов на щите, кото­рый дер­жит перед собой. Импе­ра­то­ры, боги и пер­со­ни­фи­ка­ции часто пред­став­ле­ны с фигур­кой Победы (ино­гда назы­вае­мой вик­то­рио­лой) в руках.

Ино­гда монет­ные леген­ды при­пи­сы­ва­ют победы импе­ра­то­ру, назы­вая его имя или титул, так что име­ют­ся такие леген­ды, как VIC­TO­RIA AVG(us­ti) CAES(aris) (Победа Авгу­ста Цеза­ря) или D(omi­ni) N(ostri) (наше­го гос­по­ди­на). В IV в. н. э. ее посто­ян­но опи­сы­ва­ют в целом как Победу Рим­лян, VIC­TO­RIA RO­MA­NORVM. Может быть назва­но место победы или побеж­ден­ный народ, так что извест­ны VIC­TO­RIA BRIT(an­ni­ca) (Бри­тан­ская Победа), CAR­PI­CA (Карп­ская, моне­та Филип­па I, победив­ше­го кар­пов в при­ду­най­ской обла­сти), GERM(ani­ca) (Гер­ман­ская), GOTHI­CA (Гот­ская), PAR­THI­CA (Пар­фян­ская), PER­SI­CA (Пер­сид­ская) и SAR­MA­TI­CA (Сар­мат­ская). Моне­ты Фла­ви­ев про­воз­гла­ша­ют VIC­TO­RIA NA­VA­LIS (Мор­скую Победу) с изо­бра­же­ни­ем Победы, сто­я­щей на носу кораб­ля; этот тип, оче­вид­но, наве­ян вос­по­ми­на­ни­я­ми о моне­те Авгу­ста, уве­ко­ве­чив­шей его успех при Акции, но так­же дол­жен был ука­зы­вать на успех мор­ской поли­ти­ки Вес­па­си­а­на во вре­мя его при­хо­да к вла­сти. Постум про­воз­гла­сил Победу «спут­ни­цей» импе­ра­то­ра, CO­MES AVG(us­ti), а мно­гие монет­ные леген­ды опи­сы­ва­ют ее как Aeter­na (Веч­ная), Fe­lix (Счаст­ли­вая), Ius­ta (Спра­вед­ли­вая, Сеп­ти­мий Север), Lae­ta (Радост­ная) или Per­pe­tua (Посто­ян­ная).


Аурей Кари­на 283—285 гг. н. э. Реверс изо­бра­жа­ет Вик­то­рию, несу­щую побед­ный венок (ANS).

См. также:
ВИКТОРИЯ (Словарь античности)
ВИКТОРИЯ (Стивенсон. Словарь римских монет)
© 1990 г. Текст, фото: John Melville Jones. A DICTIONARY OF ANCIENT ROMAN COINS, London, SPINK, 2004, с. 319—320.
© 2007 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: ВЕЧНОСТЬ, ЭТЕРНИТАС • OPS • G. P. R. • PATIENTIA •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Ника Самофракийская.
Мрамор. Ок. 190 г. до н. э.
Париж, Лувр.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Ника Самофракийская.
Мрамор. Ок. 190 г. до н. э.
Париж, Лувр.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Луция Вера.
Сцена из цикла «Апофеоз» римского Парфянского фриза в Эфесе.
Доломитовый мрамор с острова Тасос. После 169 (166?) г.
Вена, Музей Эфеса.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Триумф Марка Аврелия. Рельефная панель с триумфальной арки Марка Аврелия (предположительно).
Мрамор. 177—180 гг. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Триумф Марка Аврелия (деталь). Рельефная панель с триумфальной арки Марка Аврелия (предположительно).
Мрамор. 177—180 гг. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе.
Мрамор.
Ок. 190 г. н. э.
Пиза, Кампосанто.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет неизвестного.
Мрамор. Начало III в. н. э.
Вена, Музей истории искусств.
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Ника Самофракийская.
Мрамор. Ок. 190 г. до н. э.
Париж, Лувр.
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Ника Самофракийская.
Мрамор. Ок. 190 г. до н. э.
Париж, Лувр.
10. ГЛИПТИКА. Азия.
Ника на колеснице.
Сардоникс. Малая Азия (?). I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас без змей; ниже L · PLAVTIVS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCV. Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас без змей; ниже L · PLAVTIV. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCVS. Кайма из точек.
3. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас со свернувшимися змеями по обеим сторонам; ниже L · PLAVTIVS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCV. Кайма из точек.
4. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас без змей; ниже L · PLAVTIVS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCVS. Кайма из точек.
5. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас со свернувшимися змеями по обеим сторонам; ниже L · PLAVTIVS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCVS. Кайма из точек.
6. Квинарий, золото
Тиберий
Лугдун, 26—27 гг.
АВЕРС: TI. DIVI F. AVGVSTVS — голова Тиберия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. XXVIII — Виктория, в драпировке, сидит вправо на шаре, держит венок обеими руками, левое крыло виднеется за правым.
7. Квинарий, золото
Тиберий
Лугдун, 29—30 гг.
АВЕРС: TI. DIVI F. AVGVSTVS — голова Тиберия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. XXXI — Виктория, в драпировке, сидит вправо на шаре, держит венок обеими руками, левое крыло виднеется за правым.
8. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 66 г.
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. PONTIF. MAX. TRIB. POT. P. P. — голова Нерона в лавровом венке вправо, с шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив правую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, положив левую руку на паразоний на боку; возле нее три круглых щита.
В поле, слева и справа: S. C.
9. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 66 г.
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. PONT. MAX. TR. POT. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево, с шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, держит Викторию на вытянутой правой руке, положив левую руку на паразоний на боку; возле нее три круглых щита, один продолговатый и шлем (?).
В поле, слева и справа: S. C.
10. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 67 г.
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. P. MAX. TR. POT. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево, с шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив левую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, положив левую руку на паразоний на боку; возле нее три круглых щита.
В поле, слева и справа: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА