Джонс. Словарь античных римских монет

VICTORIA (Победа). Рим­ский экви­ва­лент гре­че­ской Ники или пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ная Победа, кото­рой покло­ня­лись как богине. Уже в 292 г. до н. э. она име­ла в Риме свой храм на Пала­тин­ском хол­ме. Стиль ее изо­бра­же­ния в искус­ст­ве заим­ст­во­ван у гре­ков. Она все­гда кры­ла­та, может быть воору­же­на и иметь круг­лый щит (см. Clipeus). В рим­ской чекан­ке она впер­вые появ­ля­ет­ся на ран­ней ано­ним­ной дид­рах­ме, выпу­щен­ной до середи­ны I в. до н. э., и ее про­дол­жа­ют исполь­зо­вать как монет­ный тип даже после того, как дру­гие язы­че­ские изо­бра­же­ния исче­за­ют с монет (толь­ко в VII в. н. э. язы­че­ская фигу­ра Победы на моне­тах была пре­вра­ще­на в хри­сти­ан­ский тип анге­ла).

В пери­од рес­пуб­ли­ки и импе­рии Победа была одним из самых с.320 рас­про­стра­нен­ных монет­ных типов, и ее изо­бра­жа­ли несколь­ки­ми раз­ны­ми спо­со­ба­ми. Она может воз­ла­гать побед­ный венок на тро­фей или коро­но­вать им импе­ра­то­ра. Дру­гой основ­ной атри­бут Победы — паль­мо­вая ветвь, сама по себе сим­во­ли­зи­ру­ю­щая победу. Часто Победа едет на колес­ни­це, а ино­гда запи­сы­ва­ет спи­сок успе­хов на щите, кото­рый дер­жит перед собой. Импе­ра­то­ры, боги и пер­со­ни­фи­ка­ции часто пред­став­ле­ны с фигур­кой Победы (ино­гда назы­ва­е­мой вик­то­рио­лой) в руках.

Ино­гда монет­ные леген­ды при­пи­сы­ва­ют победы импе­ра­то­ру, назы­вая его имя или титул, так что име­ют­ся такие леген­ды, как VICTORIA AVG(usti) CAES(aris) (Победа Авгу­ста Цеза­ря) или D(omini) N(ostri) (наше­го гос­по­ди­на). В IV в. н. э. ее посто­ян­но опи­сы­ва­ют в целом как Победу Рим­лян, VICTORIA ROMANORVM. Может быть назва­но место победы или побеж­ден­ный народ, так что извест­ны VICTORIA BRIT(annica) (Бри­тан­ская Победа), CARPICA (Карп­ская, моне­та Филип­па I, победив­ше­го кар­пов в при­ду­най­ской обла­сти), GERM(anica) (Гер­ман­ская), GOTHICA (Гот­ская), PARTHICA (Пар­фян­ская), PERSICA (Пер­сид­ская) и SARMATICA (Сар­мат­ская). Моне­ты Фла­ви­ев про­воз­гла­ша­ют VICTORIA NAVALIS (Мор­скую Победу) с изо­бра­же­ни­ем Победы, сто­я­щей на носу кораб­ля; этот тип, оче­вид­но, наве­ян вос­по­ми­на­ни­я­ми о моне­те Авгу­ста, уве­ко­ве­чив­шей его успех при Акции, но так­же дол­жен был ука­зы­вать на успех мор­ской поли­ти­ки Вес­па­си­а­на во вре­мя его при­хо­да к вла­сти. Постум про­воз­гла­сил Победу «спут­ни­цей» импе­ра­то­ра, COMES AVG(usti), а мно­гие монет­ные леген­ды опи­сы­ва­ют ее как Aeterna (Веч­ная), Felix (Счаст­ли­вая), Iusta (Спра­вед­ли­вая, Сеп­ти­мий Север), Laeta (Радост­ная) или Perpetua (Посто­ян­ная).


Ауре­ус Кари­на 283—285 гг. н. э. Реверс изо­бра­жа­ет Вик­то­рию, несу­щую побед­ный венок (ANS).

© 1990 г. Текст, фото: John Melville Jones. A DICTIONARY OF ANCIENT ROMAN COINS, London, SPINK, 2004, с. 319—320.
© 2007 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой.
См. также:
ВИКТОРИЯ (Словарь античности)
ВИКТОРИЯ (Стивенсон. Словарь римских монет)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ВЕЧНОСТЬ, ЭТЕРНИТАС • OPS • G. P. R. • PATIENTIA •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 94 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Крылатая Виктория и пленный варвар.
Рельеф цоколя колонны.
Мрамор. 312—315 гг.
Рим, Арка Константина, Северный фасад.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Крылатая Виктория и пленный варвар.
Рельеф цоколя колонны.
Мрамор. 312—315 гг.
Рим, Арка Константина, Северный фасад.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Крылатая Виктория и пленный варвар.
Рельеф цоколя колонны.
Мрамор. 312—315 гг.
Рим, Арка Константина, Северный фасад.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой битвы римлян с варварами, известный как Малый саркофаг Лудовизи. Фронтальная панель (деталь).
Мрамор. 170—180 гг.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Альтемпс.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с портретом покойного в круглом медальоне, поддерживаемом крылатыми Викториями.
Мрамор. II—III вв. н. э.
Остия, Археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника (деталь фронтальной панели).
Мрамор. Ок. 190 г. н. э.
Инв. № C 21 est.
Пиза, Кампосанто.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Торс в парадных доспехах.
Мрамор. 125-150 гг. н. э.
Инв. № S-1081.
Коринф, Археологический музей Древнего Коринфа.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Летящая Виктория. Фрагмент рельефа «Жертвоприношение перед храмом Юпитера Капитолийского».
Графика Пьера Жака (1576 г.).
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника (деталь фронтальной панели).
Мрамор. Ок. 190 г. н. э.
Инв. № C 21 est.
Пиза, Кампосанто.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага со сценой кентавромахии.
Проконнесский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Инв. № SBAO 16651.
Остия, Археологический музей.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 141 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Дупондий, Орихалк
Гай Юлий Цезарь
Неизвестен, 45 г. до н.э.
АВЕРС: CAES. DIC. TER. — бюст Виктории (MRR: Виктория с чертами лица Кальпурнии, жены Цезаря) в плаще, вправо, за плечом крыло, волосы собраны назад и повязаны лентой. Кайма из точек.
РЕВЕРС: C. CLOVI. PRAEF. — Минерва в плаще и шлеме, идущая влево, за правым плечом она несёт трофей, а в левой руке — копья и щит, украшенный головой Медузы и с которого свисают длинные ленты (BMCRR, CRR, Sear, Imperators: от которого расходятся лучи), у её ног — змея с поднятой головой.
2. Полуаурей, Золото
Гай Юлий Цезарь
Рим, 45 г. до н.э.
АВЕРС: C. CAES. DIC. TER. — бюст Виктории (MRR: Виктория с чертами лица Кальпурнии, жены Цезаря) в одежде, вправо, за плечом крыло, волосы собраны назад и завязаны в узел. Кайма из точек.
РЕВЕРС: L. PLANC. PRAEF. VRB. — священный кувшин с ручкой (capis). Буквы V и R соединены. Кайма из точек.
3. Аурей, Золото
Гай Юлий Цезарь
Рим, 45 г. до н.э.
АВЕРС: C. CAES. DIC. TER. — бюст Виктории (MRR: Виктория с чертами лица Кальпурнии, жены Цезаря) в одежде, вправо, за плечом крыло, волосы собраны назад и завязаны в узел. Кайма из точек.
РЕВЕРС: L. PLANC. PRAEF. VRB. — священный кувшин с ручкой (capis). Буквы V и R соединены. Кайма из точек.
4. Аурей, Золото
Гай Юлий Цезарь
Рим, 45 г. до н.э.
АВЕРС: C. CAES. DIC. TER. — бюст Виктории (MRR: Виктория с чертами лица Кальпурнии, жены Цезаря) в одежде, вправо, за плечом крыло, волосы собраны назад и завязаны в узел. Кайма из точек.
РЕВЕРС: L. PLANC. PR. VRB. — священный кувшин с ручкой (capis). Кайма из точек.
5. Сестерций, серебро
Авл Лициний Нерва
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, волосы уложены в локоны, сзади NERVA сверху вниз. Граница из точек.
РЕВЕРС: Виктория идёт вправо, держит венок в правой руке и пальмовую ветвь в левой руке над левым плечом, впереди A LICINI вниз. Граница из точек.
6. Денарий, серебро
Рим, 91 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы вправо, в крылатом шлеме,украшенном головой грифона; козырёк тройной и заострённый, оплечье длинное, с острыми концами, серьги из одной точки; позади буква B. Кайма из точек.
РЕВЕРС: D SILANVS L F ROMA XIIII в поле; Виктория в биге вправо, держит вожжи обеими руками; кони в галопе; выше цифра XXI. Кайма из точек.
7. Сестерций, серебро
Рим, 91 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы вправо, в крылатом шлеме, украшенном головой грифона; сзади E L P вниз (ex lege Papiria, «согласно Папириеву закону»). Кайма из точек.
РЕВЕРС: D SILANUS (в поле). Виктория в биге вправо держит вожжи двумя руками, кони в галопе. Кайма из точек.
8. AE 2, медь
Элия Флакцилла
Антиохия, 383—388 гг.
АВЕРС: AEL. FLACCILLA AVG. — искусно драпированный бюст вправо, в диадеме, с ожерельем не шее.
РЕВЕРС: SALVS REPVBLICAE — Виктория сидит вправо, на коленях — щит с изображением монограммы XP.
В обрезе: ANE
9. AE 2, медь
Элия Флакцилла
Антиохия, 383—388 гг.
АВЕРС: AEL. FLACCILLA AVG. — искусно драпированный бюст вправо, в диадеме, с ожерельем не шее.
РЕВЕРС: SALVS REPVBLICAE — Виктория сидит вправо, на коленях — щит с изображением монограммы XP.
В обрезе: ANE
10. AE 2, медь
Элия Флакцилла
Антиохия, 383—388 гг.
АВЕРС: AEL. FLACCILLA AVG. — искусно драпированный бюст вправо, в диадеме, с ожерельем не шее.
РЕВЕРС: SALVS REPVBLICAE — Виктория сидит вправо, на коленях — щит с изображением монограммы XP.
В обрезе: ANE
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА