Античные писатели

АТТИДОГРАФЫ, гре­че­ские авто­ры про­за­и­че­ских про­из­веде­ний, назы­вае­мых «атти­да­ми», рас­ска­зы­ваю­щих об исто­рии Атти­ки с древ­ней­ших вре­мен, о ее поли­ти­че­ских инсти­ту­тах, о про­ис­хож­де­нии атти­че­ских празд­ни­ков и куль­тов, а так­же о лите­ра­ту­ре и искус­стве. Атти­до­гра­фы пред­став­ля­ли в сво­их про­из­веде­ни­ях мифо­ло­ги­че­скую и исто­ри­че­скую тра­ди­цию там, где речь шла о про­шлом Атти­ки, выдер­жи­вая целое в рам­ках гене­а­ло­ги­че­ских и хро­но­ло­ги­че­ских схем, опи­ра­ясь при этом на суще­ст­ву­ю­щие посла­ния царей, чинов­ни­ков, жре­цов, неко­то­рые же (осо­бен­но позд­ней­шие) исполь­зо­ва­ли так­же доку­мен­ты из государ­ст­вен­но­го архи­ва и запи­си. Рас­цвет атти­до­гра­фии пада­ет на IV и III вв. до н. э. Пер­вым атти­до­гра­фом счи­та­ет­ся Гел­ла­ник с Лес­боса. Самым ста­рым афин­ским атти­до­гра­фом был Кле­идем (извест­ный так­же как Клей­то­дем), жив­ший в середине IV в. до н. э. Его Атти­да (фр.), цити­ру­е­мая еще под назва­ни­ем Прото­го­ния, насчи­ты­ва­ла самое мень­шее 4 кни­ги, из кото­рых 2 пер­вые охва­ты­ва­ли пери­од от засе­ле­ния Атти­ки до Писи­стра­та. В целом изло­же­ние было доведе­но до вре­мен авто­ра. Фраг­мен­ты свиде­тель­ст­ву­ют о тен­ден­ции к рацио­на­ли­за­ции мифов и инте­ре­се к эти­мо­ло­гии. Сле­дую­щий атти­до­граф Анд­ро­ти­он (ок. 410—340 гг. до н. э.), уче­ник Исо­кра­та, извест­ный афин­ский поли­тик, напи­сал Атти­ды (фр.), изла­гаю­щие собы­тия с 344—343 гг. в 8 кни­гах, из кото­рых пер­вые 3 рас­ска­зы­ва­ли исто­рию Афин вплоть до кон­ца Пело­пон­нес­ской вой­ны, кн. IV—VIII были посвя­ще­ны исто­рии послед­них 60 лет, что гово­рит о том, что авто­ра уже более инте­ре­со­ва­ли совре­мен­ные ему собы­тия. Это про­из­веде­ние исполь­зо­вал Ари­сто­тель. Несколь­ко поз­же была созда­на Атти­да Фано­де­ма, о дея­тель­но­сти кото­ро­го на государ­ст­вен­ной служ­бе свиде­тель­ст­ву­ют 4 запи­си — афин­ские поста­нов­ле­ния 343—329 гг. Фраг­мен­ты насчи­ты­вав­шей 9 книг Атти­ды Фано­де­ма пока­зы­ва­ют осо­бую заин­те­ре­со­ван­ность атти­че­ски­ми мифа­ми и куль­та­ми. В IV—III вв. до н. э. жил Мелан­тий. Кро­ме Атти­ды в 3 (или 2) кни­гах, он высту­пил с сочи­не­ни­ем об Элев­син­ских мисте­ри­ях. Столь же мало мы зна­ем о жиз­ни Демо­на и о дате созда­ния его Атти­ды (ок. 300 г.) по мень­шей мере в 4 кни­гах; сохра­ни­лись фраг­мен­ты, свиде­тель­ст­ву­ю­щие более об анти­квар­ных, чем об исто­ри­че­ских инте­ре­сах авто­ра. Пер­вым уче­ным сре­ди атти­до­гра­фов счи­та­ют Фило­хо­ра. Серию аттид замы­ка­ет про­из­веде­ние Ист­ра из Кире­ны, уче­ни­ка Кал­ли­ма­ха. Сочи­не­ние под назва­ни­ем Атти­ка (или Sy­na­go­ge ton At­thi­don) (фр.), при­мер­но в 14 кни­гах, пред­став­ля­ло, веро­ят­но, ком­пи­ля­цию пред­ше­ст­ву­ю­щих работ, состав­лен­ную по хро­но­ло­ги­че­ско­му прин­ци­пу или по прин­ци­пу пред­мет­но­го ука­за­те­ля. Истр инте­ре­со­вал­ся в основ­ном ран­ним пери­о­дом исто­рии Атти­ки. Он был так­же авто­ром дру­гих работ на исто­ри­че­скую и фило­ло­ги­че­скую тема­ти­ку. Сочи­не­ни­я­ми атти­до­гра­фов поль­зо­ва­лись раз­лич­ные авто­ры древ­но­сти, в рав­ной сте­пе­ни про­за­и­ки (Ари­сто­тель, Плу­тарх) и поэты (Кал­ли­мах).

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА