Античные писатели

ДЕМОСФЕН; De­mos­the­nes, 384—322 гг. до н. э., гре­че­ский ора­тор и поли­тик. При­чис­лен­ный к кано­ну 10 ора­то­ров, при­знан­ный самым выдаю­щим­ся пред­ста­ви­те­лем гре­че­ской рито­ри­ки, бли­ста­тель­ным сти­ли­стом и вели­ким поли­ти­ком. Сын Демо­сфе­на, вла­дель­ца ору­жей­ной мастер­ской. Лишив­ший­ся отца в воз­расте 7 лет, лишен­ный так­же име­ния недоб­ро­со­вест­ны­ми опе­ку­на­ми, он решил доби­вать­ся вос­ста­нов­ле­ния сво­их прав в суде и с этой целью упраж­нял­ся в крас­но­ре­чии у Исея. В воз­расте 20 лет он начал про­цесс о воз­вра­ще­нии име­ния и выиг­рал его, одна­ко рас­тра­чен­но­го иму­ще­ства не полу­чил. В резуль­та­те он стал лого­гра­фом, состав­ляя речи для кли­ен­тов — сна­ча­ла для част­ных про­цес­сов, а затем так­же и для поли­ти­че­ских. Из-за изъ­я­нов про­из­но­ше­ния тер­пе­ли­во работал над дик­ци­ей, упраж­нял­ся под руко­вод­ст­вом акте­ра Сати­ра, зачи­ты­вал­ся Исо­кра­том, Фукидидом и Пла­то­ном. Стал изве­стен как ора­тор ок. 354 г., когда высту­пил с пер­вой поли­ти­че­ской речью О подат­ных окру­гах (Pe­ri sym­mo­rion), в кото­рой при­зы­вал афи­нян к рефор­ми­ро­ва­нию подат­ной систе­мы и рас­ши­ре­нию воен­но­го флота, необ­хо­ди­мо­го для борь­бы с гро­зя­щей экс­пан­си­ей Филип­па II, македон­ско­го пра­ви­те­ля. Вско­ре Демо­сфен стал пред­во­ди­те­лем анти­ма­кедон­ской пар­тии и в сво­их зна­ме­ни­тых поли­ти­че­ских речах пред­у­преж­дал афи­нян о захват­ни­че­ской поли­ти­ке Филип­па, при­зы­вал гре­ков защи­щать сво­бо­ду и демо­кра­ти­че­ский строй, борол­ся про­тив оли­гар­хи­че­ских про­ма­кедон­ских груп­пи­ро­вок, во гла­ве кото­рых сре­ди про­чих нахо­дил­ся его глав­ный про­тив­ник Эсхин. Энер­гич­ная дея­тель­ность Демо­сфе­на при­ве­ла в 340 г. к объ­еди­не­нию гре­че­ских государств под пред­во­ди­тель­ст­вом Афин, а его самым зна­чи­тель­ным поли­ти­че­ским дости­же­ни­ем было скло­не­ние Фив к заклю­че­нию сою­за с Афи­на­ми про­тив Филип­па, кото­рый под­ку­пом и посу­ла­ми ста­рал­ся обес­пе­чить друж­бу фиван­цев, учи­ты­вая стра­те­ги­че­ское поло­же­ние их стра­ны. Сра­же­ние под Херо­не­ей (338 г.) опре­де­ли­ло победу македон­цев. В над­гроб­ной речи в честь пав­ших в этом сра­же­нии Демо­сфен про­слав­ля­ет поли­ти­ку Афин, их неустан­ную борь­бу за сво­бо­ду и демо­кра­ти­че­ское устрой­ство, клей­мит про­даж­ных поли­ти­ков из про­ма­кедон­ско­го лаге­ря. После пора­же­ния Демо­сфен занял­ся внут­рен­ни­ми дела­ми Афин, в том чис­ле вос­ста­нов­ле­ни­ем фор­ти­фи­ка­ции. В знак при­зва­ния его заслуг Кте­си­фонт высту­пил с пред­ло­же­ни­ем о награж­де­нии Демо­сфе­на золотым вен­ком. Это­му вос­про­ти­вил­ся Эсхин, вме­нив­ший в вину Кте­си­фон­ту непра­во­моч­ность пред­ло­же­ния и при этом ярост­но напа­дал на Демо­сфе­на. Демо­сфен отве­тил извест­ной речью О вен­ке, в кото­рой, защи­щая Кте­си­фон­та, пре­до­ста­вил отчет о сво­ей жиз­ни и про­ти­во­по­ста­вил соб­ст­вен­ную дея­тель­ность в инте­ре­сах государ­ства про­ма­кедон­ской поли­ти­ке Эсхи­на и его сто­рон­ни­ков. Венок был ему при­суж­ден. Втя­ну­тый в дело Гар­па­ла, каз­на­чея Алек­сандра Македон­ско­го, Демо­сфен вновь пред­стал перед судом в 324 г., был обви­нен в рас­тра­те 20 талан­тов, кото­рые он дол­жен был пустить на государ­ст­вен­ные нуж­ды, и был нака­зан штра­фом в 50 талан­тов. Посколь­ку он не мог их запла­тить, то был заклю­чен в тюрь­му, откуда ему уда­лось сбе­жать. Он уда­лил­ся на Эги­ну и три­ум­фаль­но вер­нул­ся в Афи­ны после смер­ти Алек­сандра. Одна­ко когда Афи­ны потер­пе­ли пора­же­ние в так назы­вае­мой ламий­ской войне, пра­ви­тель Македо­нии Анти­патр потре­бо­вал смер­ти Демо­сфе­на. Пыта­ясь уйти от пре­сле­до­ва­те­лей, ора­тор покон­чил с собой на ост­ро­ве Калав­ра в хра­ме Посей­до­на. Под име­нем Демо­сфе­на сохра­ни­лась 61 поли­ти­че­ская и судеб­ная речь. Речи на част­ных про­цес­сах, под­лин­ность кото­рых боль­шей частью нахо­дит­ся под сомне­ни­ем, инте­рес­ны глав­ным обра­зом с точ­ки зре­ния иссле­до­ва­ний пра­ва, изу­че­ния обы­ча­ев и исто­ри­че­ских собы­тий. Извест­ность сре­ди совре­мен­ни­ков и потом­ков при­нес­ли Демо­сфе­ну поли­ти­че­ские речи, а в осо­бен­но­сти 3 Олин­фий­ские речи (Olyn­thia­koi lo­goi I—III), 3 Филип­пи­ки (Ka­ta Phi­lip­pon), из кото­рых третья име­ла две редак­ции, и речь О вен­ке, или В защи­ту Кте­си­фон­та (Hy­per Kte­siphon­tos pe­ri tu ste­pha­nu). В Олин­фий­ских речах, создан­ных в 349—348 гг., Демо­сфен при­зы­ва­ет прий­ти на помощь Олин­фу, кото­ро­му угро­жа­ет втор­же­ние Филип­па, клей­мит без­дей­ст­вие и поли­ти­че­скую недаль­но­вид­ность Афин, высту­па­ет за про­веде­ние подат­ных реформ, и преж­де все­го за лик­вида­цию так назы­вае­мо­го теат­раль­но­го фон­да и направ­ле­ния всех бюд­жет­ных излиш­ков на укреп­ле­ние афин­ской армии и флота. Когда несмот­ря на трое­крат­ные выступ­ле­ния афин­ско­го флота Олинф пал, а Филипп, захва­тив южное побе­ре­жье Хер­со­не­са, Амфи­поль, Пид­ну и Поти­дею, завла­дел затем Фокидой, для Демо­сфе­на ста­ло ясно, что он стре­мит­ся окру­жить Афи­ны и завла­деть всей Гре­ци­ей. С пре­до­сте­ре­же­ни­ем про­тив этой опас­но­сти Демо­сфен высту­па­ет в Филип­пи­ках. Он деталь­но ана­ли­зи­ру­ет поли­ти­че­ское поло­же­ние Афин, борет­ся с пас­сив­но­стью и упад­ком духа сооте­че­ст­вен­ни­ков и, пред­видя пре­крас­ное буду­щее сво­ей стра­ны, при­зы­ва­ет всех гре­ков сра­жать­ся за сво­бо­ду. Он дости­га­ет вер­шин сво­его крас­но­ре­чия. Дру­гие поли­ти­че­ские речи Демо­сфе­на: О поло­же­нии на Хер­со­не­се (Pe­ri tu en Cher­so­ne­se­go), О пре­вы­ше­нии пол­но­мо­чий посла (Pe­ri pa­rap­res­beias) — обви­не­ние Эсхи­на в пре­да­тель­стве инте­ре­сов Афин в ходе пере­го­во­ров, свя­зан­ных с так назы­вае­мым Фило­кра­то­вым миром; О подат­ных окру­гах (Pe­ri sym­mo­rion), В защи­ту сво­бо­ды родо­с­цев (Pe­ri tes Rho­dion eleu­the­rias); Про­тив Ари­сто­кра­та (Ka­ta Aris­tok­ra­tus). Речи Демо­сфе­на отли­ча­ет тща­тель­ная про­ду­ман­ность как содер­жа­ния, так и выра­же­ний. Демо­сфен счи­та­ет­ся наи­бо­лее выдаю­щим­ся пред­ста­ви­те­лем так назы­вае­мо­го воз­вы­шен­но­го сти­ля, хотя он мастер­ски исполь­зо­вал так­же сред­ний и про­стой сти­ли. Он избе­гал укра­ше­ний, но не отвер­гал необыч­ных кон­струк­ций и ана­ко­лу­фов. Исполь­зо­вал силь­ные, хотя и про­стые мета­фо­ры, а строй пред­ло­же­ний слу­жил ему для под­чер­ки­ва­ния хода мыс­ли. Фор­му он под­чи­нял содер­жа­нию. Демо­сфен увле­кал слу­ша­те­лей логи­кой аргу­мен­тов, силой чув­ства, выра­зи­тель­но­стью про­из­но­ше­ния, а так­же спе­ци­фи­че­ской рит­ми­кой про­зы. Цице­рон и Квин­ти­ли­ан при­зна­ва­ли его пер­вей­шим гре­че­ским ора­то­ром, он поль­зо­вал­ся популяр­но­стью в Евро­пе ново­го вре­ме­ни, а его речи неод­но­крат­но ком­мен­ти­ро­ва­лись, им под­ра­жа­ли, в част­но­сти, Бос­сюэ, Фене­лон, Мон­те­с­кье и Мира­бо.

См. также:
ДЕМОСФЕН (Словарь античности)
ДЕМОСФЕН (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
фрезеровка мдф на чпу
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • ДОССЕНН • КИНЕФ • ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Демосфена.
Мрамор. Римская копия с греческого оригинала ок. 280 г. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Демосфен.
Пентелийский мрамор. Римская копия с греческого оригинала Полиевкта первой половины III в. до н. э.
Рим, Музей Баракко.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Демосфен.
Пентелийский мрамор. Римская копия с греческого оригинала Полиевкта первой половины III в. до н. э.
Рим, Музей Баракко.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Демосфена?
Мрамор. Римская копия с греческого оригинала IV в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Демосфена?
Мрамор. Римская копия с греческого оригинала IV в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Демосфена?
Мрамор. Римская копия с греческого оригинала IV в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА