Словарь античности

ДЕМОСФЕН (греч. De­mos­the­nes) (384—322 до н. э.), афин­ский ора­тор и поли­ти­че­ский дея­тель. Сын бога­то­го ору­жей­но­го масте­ра. В ран­ние годы поте­рял отца и обма­ном был лишен наслед­ства опе­ку­на­ми. Несмот­ря на физи­че­ский недо­ста­ток, он целе­устрем­лен­но упраж­нял­ся в крас­но­ре­чии и при­влек сво­их опе­ку­нов к суду. Впо­след­ст­вии сочи­нял судеб­ные речи для дру­гих. От адво­кат­ской дея­тель­но­сти Демо­сфен пере­шел к поли­ти­ке. Он стал идей­ным вождем в борь­бе про­тив Филип­па Македон­ско­го, в кото­ром видел опас­ней­ше­го вра­га гре­че­ской сво­бо­ды (три «филип­пи­ки» 351, 344, 341 и три «олинф­ские речи» 349—348). После пора­же­ния союз­ных войск афи­нян и фиван­цев в бит­ве при Херо­нее (338), в кото­рой Демо­сфен при­ни­мал лич­ное уча­стие, он про­из­нес тра­ур­ную речь в честь пав­ших в бит­ве. В 330 до н. э. афи­няне удо­сто­и­ли его почет­но­го золо­то­го вен­ка. В сво­ей речи Демо­сфен отсто­ял свои поли­ти­че­ские взгляды и вынудил оппо­нен­та (Эсхи­на) отпра­вить­ся в ссыл­ку. Несколь­ки­ми года­ми спу­стя Демо­сфен был впу­тан в афе­ру с под­ку­пом и вынуж­ден был бежать из Афин (324). Хотя после смер­ти Алек­сандра Македон­ско­го Демо­сфен был при­зван в Афи­ны, но после их захва­та македон­ца­ми он был осуж­ден на смерть и при­нял яд, чтобы не попасть в руки пре­сле­до­ва­те­лей. Из при­пи­сы­вае­мой ему 61 речи бес­спор­но под­лин­ной явля­ет­ся едва ли поло­ви­на. Эти речи слу­жат важ­ны­ми источ­ни­ка­ми по атти­че­ско­му судо­про­из­вод­ству и поли­ти­че­ским отно­ше­ни­ям того вре­ме­ни. Они явля­ют­ся свиде­тель­ства­ми неот­ра­зи­мой силы Демо­сфе­на, кото­рый уже в элли­ни­сти­че­ское вре­мя счи­тал­ся выдаю­щим­ся ора­то­ром. Его мане­ру речи отли­ча­ет эффект­ное при­ме­не­ние рито­ри­че­ских средств укра­ше­ния, тща­тель­ное соблюде­ние рит­ми­ки, рацио­наль­ное исполь­зо­ва­ние всех видов сти­ля в тес­ной увяз­ке с пред­ме­том речи. Вооду­шев­ле­ние и про­ник­но­вен­ная страст­ность харак­тер­ны для его поли­ти­че­ских речей, поко­ря­ю­щая логи­ка и ост­рая аргу­мен­та­ция свой­ст­вен­ны судеб­ным. В после­дую­щие вре­ме­на Демо­сфен так­же слыл совер­шен­ным ора­то­ром. Он был без­услов­ным образ­цом для тако­го масте­ра рим­ско­го крас­но­ре­чия, как Цице­рон. В 1 и 2 вв. н. э. сло­вар­ный запас Демо­сфе­на окон­ча­тель­но утвер­дил­ся в лек­си­ке атти­циз­ма, его стиль иссле­до­вал­ся в спе­ци­аль­ных сочи­не­ни­ях, изда­ва­лись ком­мен­та­рии к его речам. Меланх­тон видел в Демо­сфене вели­чай­ше­го ора­то­ра всех вре­мен и даже ста­вил его выше Цице­ро­на. Как обра­зец высо­ко­го поли­ти­че­ско­го крас­но­ре­чия, Демо­сфен сохра­нил свое вли­я­ние вплоть до новей­ше­го вре­ме­ни, осо­бен­но в Англии, где он еще в ели­за­ве­тин­скую эпо­ху (2-я пол. 16 — нач. 17 в.) счи­тал­ся про­об­ра­зом пар­ла­мент­ско­го ора­то­ра.


Демо­сфен (рим­ская мра­мор­ная копия, Копен­га­ген).

См. также:
ДЕМОСФЕН (Античные писатели)
ДЕМОСФЕН (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • ДИФИЛ • КИНЕФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Демосфен.
Пентелийский мрамор. Римская копия с греческого оригинала Полиевкта первой половины III в. до н. э.
Рим, Музей Баракко.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Демосфена.
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала 280 г. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Демосфена.
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала Полиевкта 280 г. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 64.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Демосфен.
Пентелийский мрамор. Римская копия с греческого оригинала Полиевкта первой половины III в. до н. э.
Рим, Музей Баракко.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Демосфена.
Мрамор.
Римская копия с греческого оригинала ок. 280 г. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Демосфена.
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала 280 г. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Демосфена.
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала 280 г. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Демосфена.
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала 280 г. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Демосфена.
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала 280 г. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Демосфена.
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала 280 г. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА