Античные писатели

ДИОНИСИЙ ГАЛИКАРНАССКИЙ; Dio­ny­sios, лат. Dio­ny­sius, I в. до н. э., гре­че­ский ритор, исто­рик. В 30—8 гг. до н. э. жил и пре­по­да­вал в Риме. Горя­чий при­вер­же­нец атти­циз­ма, он сфор­му­ли­ро­вал его тео­ло­ги­че­ские прин­ци­пы во мно­же­стве кри­ти­че­ских и рито­ри­че­ских работ, иллю­ст­ри­руя их образ­ца­ми сти­ля атти­че­ских ора­то­ров IV в. до н. э., при­зы­вая им под­ра­жать. Из про­из­веде­ния О древ­них ора­то­рах (Pe­ri ton ar­chaion rhe­to­ron hy­pom­ne­ma­tis­toi) сохра­ни­лась часть, в кото­рой рас­смат­ри­ва­ет­ся твор­че­ство Лисия, Исо­кра­та и Исея, а так­же стиль Демо­сфе­на, Гипе­рида и Эсхи­на. Частью того же само­го про­из­веде­ния явля­ет­ся пред­по­ло­жи­тель­но работа под загла­ви­ем Об ора­тор­ском искус­стве Демо­сфе­на (Pe­ri tes De­mo­si­he­nus lek­seos), в кото­рой Дио­ни­сий дока­зы­ва­ет пре­вос­ход­ство Демо­сфе­на над все­ми его пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми в про­зе, в его мастер­стве состав­ле­ния фраз и мане­ре про­из­не­се­ния речей. В ори­ги­наль­ном трак­та­те О состав­ле­нии слов (Pe­ri syn­the­seos ono­ma­ton), одном из наи­бо­лее удач­ных сво­их про­из­веде­ний, Дио­ни­сий обра­ща­ет осо­бое вни­ма­ние на зву­ко­вую сто­ро­ну сло­ва, зани­ма­ет­ся под­бо­ром слов и свя­зы­ва­ни­ем их в пред­ло­же­ния. Порядок слов дол­жен отве­чать тре­бо­ва­ни­ям как логи­ки, так и эсте­ти­ки. Дио­ни­сий зани­мал­ся сти­лем Фукидида (Pe­ri tu Thu­ky­di­du chrak­te­ros), Пла­то­на, про­бле­мой под­ра­жа­ния (Pe­ri mi­me­seos). Ему так­же при­пи­сы­ва­ли автор­ство посо­бия по рито­ри­ке (утра­чен­но­го). Отдель­ную моно­гра­фию он посвя­тил Динар­ху. Сти­ли­сти­че­ские рас­суж­де­ния, касаю­щи­е­ся Пла­то­на, Фукидида и Демо­сфене, мы нахо­дим в 3 лите­ра­тур­ных пись­мах (в двух пись­мах к Аммею и пись­ме к Гнею Пом­пею). Иссле­до­ва­ния в обла­сти сти­ли­сти­че­ско­го ана­ли­за (часто пер­воот­кры­ва­тель­ские) снис­ка­ли ему про­зви­ще «кри­тик» (ho kri­ti­kos). Сфор­му­ли­ро­ван­ные им рито­ри­че­ские пра­ви­ла Дио­ни­сий при­ме­нил на прак­ти­ке в объ­ем­ном (20 кн.) исто­ри­че­ском про­из­веде­нии Рим­ская древ­ность (Ro­mai­ke ar­chaio­lo­gia). Оно охва­ты­ва­ет древ­ней­шую исто­рию Рима от осно­ва­ния горо­да до пер­вой Пуни­че­ской вой­ны (264 г. до н. э.) и долж­но было пред­став­лять собой допол­не­ние к трудам Поли­бия и Посидо­ния. Сохра­ни­лось 11 пер­вых книг, осталь­ные мы име­ем в выдерж­ках Кон­стан­ти­на Баг­ря­но­род­но­го (Пор­фи­ро­ге­не­та) и в одной из милан­ских руко­пи­сей. Труд Дио­ни­сия ори­ен­ти­ро­ван прак­ти­че­ски: целью исто­рио­гра­фии явля­ет­ся настав­ле­ние в нрав­ст­вен­но­сти и вос­пи­та­ние поли­ти­ков. Пол­ный вос­хи­ще­ния вели­чи­ем рим­лян, он дока­зы­ва­ет их эллин­ское про­ис­хож­де­ние, давая соот­вет­ст­ву­ю­щую интер­пре­та­цию мно­го­чис­лен­ным мифам, наряду с исто­ри­ей войн, он широ­ко пред­ста­вил, зача­стую с ошиб­ка­ми, исто­рию инсти­ту­тов и обы­ча­ев, кото­рые обес­пе­чи­ли рим­ля­нам миро­вое гос­под­ство. При­ни­мал без кри­ти­ки сведе­ния, при­во­ди­мые рим­ски­ми анна­ли­ста­ми, исполь­зуя так­же про­из­веде­ния Тимея и Поли­бия. Тен­ден­ция к дра­ма­ти­за­ции опи­са­ний собы­тий выяв­ля­ет элли­ни­сти­че­ское вли­я­ние, а при­вер­жен­ность рито­ри­ке нахо­дит свое выра­же­ние в мно­го­чис­лен­ных и длин­ных речах, в кото­рых Дио­ни­сий ста­ра­ет­ся реа­ли­зо­вать про­грам­му атти­циз­ма, хотя само про­из­веде­ние боль­шей частью напи­са­но на гре­че­ском язы­ке эпо­хи элли­низ­ма (койне).

См. также:
ДИОНИСИЙ (Словарь античности)
ДИОНИСИЙ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ (Античные писатели)
ДИОНИСИЙ из Александрии (Античные писатели)
ДИОНИСИЙ МАЛЫЙ из Добруджи (Словарь античности)
ДИОНИСИЙ ПЕРИЕГЕТ (Античные писатели)
ДИОНИСИЙ ТРАК (Античные писатели)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • ДОССЕНН • ДЕМАД • КИНЕФ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА