Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АКТЕО́Н

Ac­taeon, Ἀκταίων,

1) сын Ари­стея и Авто­нои, доче­ри Кад­ма, зна­ме­ни­тый фив­ский герой, обу­чен­ный Хей­ро­ном охо­те; во вре­мя охоты на горе Кифе­роне был пре­вра­щен Арте­ми­дой в оле­ня и рас­тер­зан сво­и­ми 50 пса­ми. Арте­ми­да раз­гне­ва­лась на него за то, что он видел ее купаю­щей­ся, или за то, что хва­лил­ся, буд­то пре­вос­хо­дит ее в искус­стве охоты. После того как соба­ки разо­рва­ли сво­его гос­по­ди­на, с воем ища его, они забе­жа­ли в пеще­ру Хей­ро­на, кото­рый усми­рил их, пока­зав изо­бра­же­ние Актео­на. Ov. met. 3, 131—252. Еще в позд­ние вре­ме­на ука­зы­ва­ли меж­ду Мега­рой и Пла­те­ей ска­лу Актео­на, с кото­рой он буд­то бы увидел боги­ню, и источ­ник Актео­на, где она купа­лась. Paus. 9, 2, 3. Смерть Актео­на изо­бра­жа­ла собой уми­ра­ние при­ро­ды от зноя в дни утрен­не­го вос­хо­да созвездия Пса. Изо­бра­же­ния Актео­на, ста­вив­ши­е­ся на ска­лах и горах, долж­ны были пред­от­вра­щать раз­ру­ши­тель­ные дей­ст­вия это­го зноя. Такое изо­бра­же­ние око­ло Орхо­ме­на видел еще Пав­са­ний (9, 38, 4). При­ло­жен­ное изо­бра­же­ние, пред­став­ля­ю­щее Актео­на в тот момент, когда нача­лось его пре­вра­ще­ние и на него уже напа­ли соба­ки, есть сни­мок с неболь­шой мра­мор­ной ста­туи, нахо­дя­щей­ся в Бри­тан­ском музее;

2) маль­чик корин­фя­нин, сын Мелис­сов, погиб­ший от пре­сле­до­ва­ний влюб­лен­но­го в него Архия (см. Ar­chias): свое­об­раз­ное видо­из­ме­не­ние толь­ко что изло­жен­но­го мифа. Plut. narr. am. 2.

См. также:
АКТЕОН (Словарь античности)
АКТЕОН (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 15—16.
См. по теме: ЭНИО, ЕНИО • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭМПУСА, ЕМПУЗА • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Диана и Актеон.
Эрколе Грациани (1688—1765).
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Артемида и Актеон. Метопа восточного фриза Храма E в Селинунте.
Известняк, мрамор.
460—450 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
3. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Диана и Актеон. Метопа храма «Е» в Селинунте (Сицилия).
Туф.
470-е—460-е гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
4. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Наказание Актеона. Метопа храма «Е» в Селинунте (Сицилия).
1-я пол. V в. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
5. МОЗАИКА. Рим.
Дом Фортуны Аннонарии (богини изобильного урожая). Мозаичный пол.
II—IV вв. н. э.
Остия, Археологический парк «Древняя Остия», V, 2, 8.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА