Мифы народов мира

АКТЕО́Н (Ἀκταίων), в гре­че­ской мифо­ло­гии сын Авто­нои (доче­ри фиван­ско­го царя Кад­ма) и Ари­стея, внук Апол­ло­на и Кире­ны. Страст­ный охот­ник, обу­чен­ный это­му искус­ству кен­тав­ром Хиро­ном, Акте­он был пре­вра­щён боги­ней Арте­ми­дой в оле­ня за то, что увидел её купаю­щей­ся [вари­ан­ты: за то, что пытал­ся совер­шить над ней наси­лие (Hyg. Fab. 180), похва­лял­ся сво­им охот­ни­чьим пре­вос­ход­ством (Eur. Bacch. 337—340)]; после это­го он стал добы­чей сво­их соб­ст­вен­ных собак (Apol­lod. III 4, 4; Hyg. Fab. 247). По одно­му из вари­ан­тов мифа, Акте­он пре­вра­щён Зев­сом в оле­ня в нака­за­ние за то, что он сва­тал­ся к Семе­ле.

А. А. Тахо-Годи

Сце­ны мифа нашли вопло­ще­ние в антич­ной пла­сти­ке (мето­пы хра­ма Геры в Сели­нун­те, релье­фы), вазо­пи­си, пом­пей­ских фрес­ках; в евро­пей­ском искус­стве — сна­ча­ла в книж­ной мини­а­тю­ре (иллю­ст­ра­ции к Овидию), затем в живо­пи­си (Л. Кра­нах, Х. Холь­бейн, Джор­джоне, Тици­ан, Я. Бас­са­но, Веро­не­зе, Аго­сти­но и Анни­ба­ле Каррач­чи, Доме­ни­ки­но, Рем­брандт, Тье­по­ло, Т. Гейн­с­бо­ро, Э. Дела­круа и др.), в пла­сти­ке, в основ­ном в релье­фах (брон­зо­вые две­ри собо­ра свя­то­го Пет­ра в Риме, скуль­п­тор А. Фила­ре­те). В чис­ле ста­ту­ар­ных про­из­веде­ний — «Акте­он» И. П. Про­ко­фье­ва.

См. также:
АКТЕОН (Словарь античности)
АКТЕОН (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2 томах). Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1980. Т. I, с. 56—57.
См. по теме: ЭЛЕФЕНОР, ЕЛЕФЕНОР • ЭЛИМ, ЕЛИМ • ЭЛИСА • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Диана и Актеон.
Эрколе Грациани (1688—1765).
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Артемида и Актеон. Метопа восточного фриза Храма E в Селинунте.
Известняк, мрамор.
460—450 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
3. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Диана и Актеон. Метопа храма «Е» в Селинунте (Сицилия).
Туф.
470-е—460-е гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
4. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Наказание Актеона. Метопа храма «Е» в Селинунте (Сицилия).
1-я пол. V в. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
5. МОЗАИКА. Рим.
Дом Фортуны Аннонарии (богини изобильного урожая). Мозаичный пол.
II—IV вв. н. э.
Остия, Археологический парк «Древняя Остия», V, 2, 8.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА