Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АДАМА́С, АДАМА́НТ

Ἀδάμας, ada­mas (неодо­ли­мый), упо­ми­на­е­мый впер­вые у Геси­о­да мифи­че­ский металл — сталь, кото­рая по сво­ей твер­до­сти слу­жи­ла буд­то бы мате­ри­а­лом для раз­лич­ных орудий, употреб­ляв­ших­ся бога­ми, напр. для сер­па Кро­на (He­siod. theog. 161), для шле­ма Герак­ла (id. scut. Herc. 137), для оков Про­ме­тея (Ae­sch. Prom. 6), для плу­га Эета (Pind. pyth. 4, 398) и др. Так­же и все креп­кое и непро­ни­ца­е­мое в под­зем­ном мире поэты, осо­бен­но рим­ские, пред­став­ля­ли сде­лан­ным из это­го мате­ри­а­ла, см., напр., о нахо­див­ших­ся у Парк скри­жа­лях судь­бы Ov. met. 15, 813, о цепях Цер­бе­ра Sen. Herc. F. 808, о вра­тах Аида Prop. 4, 11, 4, о вра­тах, веду­щих в место­пре­бы­ва­ние греш­ни­ков. Verg. A. 6, 551. Ov. met. 4, 452. Тем же име­нем назы­ва­ли и алмаз (Plin. n. h. 37, 4, 15), пото­му что в древ­но­сти этот все­гда весь­ма ред­кий и доро­гой на Запа­де камень не уме­ли обра­ба­ты­вать желе­зом.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 16—17.
См. по теме: ЭЛЕКТР, ЭЛЕКТРОН • ЛОШАДЬ, КОНЬ • КОЛЬЦО, ПЕРСТЕНЬ • КЕДРОВОЕ МАСЛО •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА