Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЛОШАДЬ, КОНЬ

Equ­us,

1) в есте­ствен­ном и куль­тур­но-исто­ри­че­ском отно­ше­нии — живот­ное это цени­лось у древ­них не толь­ко за его полез­ность, но и за осо­бен­ное бла­го­род­ство (ἵπ­πος εὐγε­νής) и бод­рость (κἂν ᾖ γέ­ρων, θυ­μὸν οὐκ ἀπώ­λεσεν Soph. El. 25). За быст­ро­ту поэты про­из­во­ди­ли лошадь от вет­ров, за все ее пре­вос­ход­ные каче­ства — от боже­ст­вен­ных коней, или счи­та­ли ее вскорм­лен­ной бога­ми. Лоша­ди нахо­дят­ся под покро­ви­тель­ст­вом осо­бых божеств, напр. боги­ни Епо­ны (покро­ви­тель­ни­ца лоша­дей), изо­бра­же­ния или ста­туи кото­рой ста­ви­лись в конюш­нях. По суще­ст­вен­ной роли, кото­рую лошадь игра­ет в облег­че­нии сно­ше­ний и сооб­ще­ний, ее срав­ни­ва­ли с кораб­лем, а корабль назы­ва­ли мор­ским конем. Отсюда, может быть, и про­изо­шло ска­за­ние, что твор­цом коня был Посей­дон (ἵπ­πιος, eques­ter). Поэты и худож­ни­ки часто про­слав­ля­ли отдель­ных лоша­дей в сво­их про­из­веде­ни­ях: Гомер вос­пел коней Ахил­лея (Ксан­фа и Балия), Ага­мем­но­на (Эг), Мене­лая (Подар­га), Пин­дар — победо­нос­но­го коня Гиеро­на (Фере­ни­ка); далее, извест­ны Буке­фал Алек­сандра Вели­ко­го и Бори­сфен Гад­ри­а­на (Dio Cass. 69, 10); Гад­ри­ан воз­двиг сво­е­му коню осо­бый над­гроб­ный памят­ник (Spart. Hadr. 20). Подоб­ные же поче­сти, впро­чем, ока­зы­ва­ли уже гре­ки коням, одер­жав­шим трое­крат­ную победу на Олим­пий­ских играх (Aelian. de ani­mal. 12, 40. Plin. h. n. 8, 42). Коне­вод­ст­вом извест­ны были Аргос и Фес­са­лия, кро­ме того Кире­на в Афри­ке и Сици­лия. Рим­ляне, во вре­ме­на Гер­ма­ни­ка, бра­ли себе бое­вых коней из Гал­лии (Tac. ann. 2, 5). По цве­ту более все­го цени­лись белые; коней белой масти употреб­ля­ли рим­ляне и для три­ум­фаль­ных про­цес­сий (Liv. 5, 23), рав­но как и гер­ман­цы при рели­ги­оз­ных обрядах (Tac. Germ. 10). В каче­стве спут­ни­ков чело­ве­ка в сра­же­нии, кони тре­бо­ва­ли осо­бо­го вос­пи­та­ния и обу­че­ния (Verg. g. 3, 180 и сл.);

2) искус­ство вер­хо­вой езды с ран­них вре­мен было пред­ме­том осо­бен­ных забот и вос­хо­дит даже до мифи­че­ских вре­мен (Verg. G. 3, 115 и сл.); к нему отно­сит­ся лите­ра­тур­ный труд Ксе­но­фон­та (περὶ ἱπ­πι­κῆς). На осо­бен­но бой­ких и свое­нрав­ных лоша­дей наде­ва­ли уди­ла с желез­ны­ми жала­ми или зубья­ми (fre­na lu­pa­ta, Hor. od. 1, 8, 6. Ov. trist. 4, 6, 3). Сед­ла (cli­tel­lae), стре­ме­на (sta­piae) и под­ко­вы в ран­ней древ­но­сти не были извест­ны; неко­то­рые отно­сят к под­ко­вам гоме­ров­ское выра­же­ние в χαλ­κό­πους, но so­leae fer­reae у позд­ней­ших рим­лян при­креп­ля­лись, по край­ней мере, не гвоздя­ми. Попо­ны для лоша­дей суще­ст­во­ва­ли (equi con­stra­ti, Liv. 21, 54, см. Ephip­pium), хотя не все­гда (гер­ман­цы пре­не­бре­га­ли ими, Caes. b. g. 4, 2). Юно­ше­ство упраж­ня­лось в лег­ком вспры­ги­ва­нии на коня на дере­вян­ных лоша­дях на Мар­со­вом поле;

3) см. Si­de­ra.

См. также:
ЛОШАДЬ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 491—492.
Лазерное удаление сосудистых звездочек цена Салон красоты "БонЖур".
См. по теме: ЭЛЕКТР, ЭЛЕКТРОН • КОЛЬЦО, ПЕРСТЕНЬ • КЕДРОВОЕ МАСЛО • ВОСК •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Лошади Нептуна.
Вальтер Крэйн (1845—1915).
1892 г.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
«Квадрига Святого Марка».
Бронза.
Приписывается Лисиппу, греческому скульптору IV в. до н. э.
Венеция, Базилика св. Марка.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Амазонка.
Фреска из Геркуланума.
50—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Крылатые кони из храма Алтаря царицы в Тарквиниях.
Нач. IV в. до н. э.
Тарквиния, Национальный археологический музей.
5. МОЗАИКА. Рим.
Битва Александра с Дарием.
Мозаика из Помпей (Дом Фавна, VI 12, 2, экседра).
125—120 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. УКРАШЕНИЯ. Этрурия.
Нагрудник.
Листовое золото.
675—650 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Гробница семьи Анина: саркофаги и задняя стенка с гирляндными фризами и генеалогическими надписями.
III в. до н. э.
Тарквиния, Гробница семьи Анина.
8. МОЗАИКА. Рим.
Мозаика со сценой в цирке.
Мрамор, известняк и стеклянная паста. III в.
Мадрид, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Конная статуя Марка Нония Бальба.
Мрамор. 2-я половина I в. до н. э. Голова работы XVIII в.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Настенная роспись экседры или триклиния y, нижняя часть южной стены.
Фреска IV стиля из Помпей (Дом Бронзы, VII, 4, 59).
50—79 гг.
Художник Винченцо Лория (1850—1939).
1886 г.
Неаполь, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 66 г.
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. PONT. MAX. TR. POT. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево, с шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: DECVRSIO — Нерон, с обнаженной головой, в военной одежде, верхом на лошади, держит копье в правой руке; позади него скачет солдат с вексиллумом на правом плече.
В поле, слева и справа: S. C.
2. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 67 г.
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. P. MAX. TR. P. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево, с шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: DECVRSIO — Нерон, с обнаженной головой, в военной одежде, верхом на лошади, держит копье в правой руке; позади него скачет солдат с вексиллумом на правом плече.
В поле, слева и справа: S. C.
3. Аурей, золото
Адриан
Рим, 134—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS P. P. — драпированный бюст Адриана, в доспехах и в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Адриан, с обнаженной головой, в военной одежде, верхом на коне вправо, подняв правую руку в приветствии.
4. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке вправо, с шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: DECVRSIO — Нерон, с обнаженной головой, в военной одежде, верхом на лошади, держит копье в правой руке; позади него скачет солдат с вексиллумом на правом плече.
В поле, слева и справа: S. C.
5. Гекта (шестая часть статера), электр
Неизвестный монетный двор, 550—525 гг. до н.э.
АВЕРС: Взнузданная голова лошади.
РЕВЕРС: Грубо выбитый квадрат.
6. Тетрадрахма, серебро
Гиерон I
Сиракузы, 475—470 гг. до н.э.
АВЕРС: Колесничий медленно едет на квадриге вправо, держит кентр в правой руке, поводья в обеих руках; вверху вправо летит Ника, увенчивает коней венком, который держит двумя руками.
РЕВЕРС: ΣΥΡΑΚΟΣΙΟΝ — обращенная вправо голова Аретусы с жемчужной тенией, украшенная ожерельем и серьгой с одной подвеской; вокруг нее по кругу четыре дельфина.
7. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Каракалла, в лавровом венке, на коне верхом вправо, в левой руке скипетр, правая поднята в приветствии.
8. Аурей, золото
Тиберий
Лугдун, 14—15 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVSTVS — голова Тиберия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. XVI — Тиберий, в лавровом венке, в палудаментуме, стоит в квадриге вправо, держит лавровую ветвь в правой руке и скипетр с навершием в виде орла — в левой руке; у всех четырех лошадей морды вперед.
В обрезе: IMP. VII
9. Денарий, серебро
Август
Италия (Рим?), 30 г. до н.э.
АВЕРС: Виктория, в драпировке, стоя вправо на корабельном носу, держит венок в правой руке и пальмовую ветвь в левой. По краю — линия.
РЕВЕРС: Октавиан стоит в триумфальной квадриге вправо, держит ветвь (MRR, BMCRR: лавровую ветвь; BMCRE, RIC, CRI: ветвь) в правой руке и поводья в левой; лошади идут шагом; повозка украшена рельефными фигурами. По краю — линия.
В обрезе: IMP. CAESAR (Imperator Caesar).
10. Диассарий, орихалк
Антонин Пий
Фракия, Визия, 147—161 гг.
АВЕРС: Μ. ΑΥΡΗΛΙΟϹ ΟΥΗΡΟϹ ΚΑΙϹΑΡ — обнаженная голова Марка Аврелия вправо.
РЕВЕРС: ΒΙΖΥΗΝΩΝ — сцена погребальной трапезы. Мужчина возлежит на ложе, протягивая правую руку к женщине, сидящей перед ним; перед ложем небольшой столик; слева маленькая мужская фигура, стоящая под деревом, на котором висит кираса, и погрузившая руку в амфору; справа передняя часть лошади, стоящей влево, с поднятой правой передней ногой; наверху овальный щит.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА