Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЛОШАДЬ, КОНЬ

Equ­us,

1) в есте­ствен­ном и куль­тур­но-исто­ри­че­ском отно­ше­нии — живот­ное это цени­лось у древ­них не толь­ко за его полез­ность, но и за осо­бен­ное бла­го­род­ство (ἵπ­πος εὐγε­νής) и бод­рость (κἂν ᾖ γέ­ρων, θυ­μὸν οὐκ ἀπώ­λεσεν Soph. El. 25). За быст­ро­ту поэты про­из­во­ди­ли лошадь от вет­ров, за все ее пре­вос­ход­ные каче­ства — от боже­ст­вен­ных коней, или счи­та­ли ее вскорм­лен­ной бога­ми. Лоша­ди нахо­дят­ся под покро­ви­тель­ст­вом осо­бых божеств, напр. боги­ни Епо­ны (покро­ви­тель­ни­ца лоша­дей), изо­бра­же­ния или ста­туи кото­рой ста­ви­лись в конюш­нях. По суще­ст­вен­ной роли, кото­рую лошадь игра­ет в облег­че­нии сно­ше­ний и сооб­ще­ний, ее срав­ни­ва­ли с кораб­лем, а корабль назы­ва­ли мор­ским конем. Отсюда, может быть, и про­изо­шло ска­за­ние, что твор­цом коня был Посей­дон (ἵπ­πιος, eques­ter). Поэты и худож­ни­ки часто про­слав­ля­ли отдель­ных лоша­дей в сво­их про­из­веде­ни­ях: Гомер вос­пел коней Ахил­лея (Ксан­фа и Балия), Ага­мем­но­на (Эг), Мене­лая (Подар­га), Пин­дар — победо­нос­но­го коня Гиеро­на (Фере­ни­ка); далее, извест­ны Буке­фал Алек­сандра Вели­ко­го и Бори­сфен Гад­ри­а­на (Dio Cass. 69, 10); Гад­ри­ан воз­двиг сво­е­му коню осо­бый над­гроб­ный памят­ник (Spart. Hadr. 20). Подоб­ные же поче­сти, впро­чем, ока­зы­ва­ли уже гре­ки коням, одер­жав­шим трое­крат­ную победу на Олим­пий­ских играх (Aelian. de ani­mal. 12, 40. Plin. h. n. 8, 42). Коне­вод­ст­вом извест­ны были Аргос и Фес­са­лия, кро­ме того Кире­на в Афри­ке и Сици­лия. Рим­ляне, во вре­ме­на Гер­ма­ни­ка, бра­ли себе бое­вых коней из Гал­лии (Tac. ann. 2, 5). По цве­ту более все­го цени­лись белые; коней белой масти употреб­ля­ли рим­ляне и для три­ум­фаль­ных про­цес­сий (Liv. 5, 23), рав­но как и гер­ман­цы при рели­ги­оз­ных обрядах (Tac. Germ. 10). В каче­стве спут­ни­ков чело­ве­ка в сра­же­нии, кони тре­бо­ва­ли осо­бо­го вос­пи­та­ния и обу­че­ния (Verg. g. 3, 180 и сл.);

2) искус­ство вер­хо­вой езды с ран­них вре­мен было пред­ме­том осо­бен­ных забот и вос­хо­дит даже до мифи­че­ских вре­мен (Verg. G. 3, 115 и сл.); к нему отно­сит­ся лите­ра­тур­ный труд Ксе­но­фон­та (περὶ ἱπ­πι­κῆς). На осо­бен­но бой­ких и свое­нрав­ных лоша­дей наде­ва­ли уди­ла с желез­ны­ми жала­ми или зубья­ми (fre­na lu­pa­ta, Hor. od. 1, 8, 6. Ov. trist. 4, 6, 3). Сед­ла (cli­tel­lae), стре­ме­на (sta­piae) и под­ко­вы в ран­ней древ­но­сти не были извест­ны; неко­то­рые отно­сят к под­ко­вам гоме­ров­ское выра­же­ние в χαλ­κό­πους, но so­leae fer­reae у позд­ней­ших рим­лян при­креп­ля­лись, по край­ней мере, не гвоздя­ми. Попо­ны для лоша­дей суще­ст­во­ва­ли (equi con­stra­ti, Liv. 21, 54, см. Ephip­pium), хотя не все­гда (гер­ман­цы пре­не­бре­га­ли ими, Caes. b. g. 4, 2). Юно­ше­ство упраж­ня­лось в лег­ком вспры­ги­ва­нии на коня на дере­вян­ных лоша­дях на Мар­со­вом поле;

3) см. Si­de­ra.

См. также:
ЛОШАДЬ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 491—492.
См. по теме: ЭЛЕКТР, ЭЛЕКТРОН • КЕДРОВОЕ МАСЛО • КОЛЬЦО, ПЕРСТЕНЬ • ВОСК •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. МОЗАИКА. Рим.
Битва Александра с Дарием.
Мозаика из Помпей (Дом Фавна, VI 12, 2, экседра).
125—120 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Свадебная процессия.
Чернофигурная гидрия. Аттика.
Приписывается близко к Мастеру Ватикана G 43.
Глина.
Ок. 530—520 гг. до н. э.
Аукционный дом Сотби, Нью-Йорк.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Конная статуя Марка Аврелия.
Бронза.
160—170-е гг.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Экседра Марка Аврелия.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
«Квадрига Святого Марка».
Бронза.
Приписывается Лисиппу, греческому скульптору IV в. до н. э.
Венеция, Базилика св. Марка.
5. КЕРАМИКА. Греция.
Дионис, едущий в квадриге, и танцующая менада.
Чернофигурная шейная амфора. Аттика.
Приписывается Группе Леагра.
Глина.
Ок. 510 г. до н. э.
Аукционный дом Сотби, Нью-Йорк.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Конная статуя Домициана, переделанная в статую Нервы.
Бронза.
Байи, Археологический музей Флегрейских полей.
7. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа.
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с изображением Диоскуров.
Мрамор. Римская работа.
II в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей, (на временной экспозиции).
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Лошади Нептуна.
Вальтер Крэйн (1845—1915).
1892 г.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Нептун на водах.
Лосенко Антон (1737—1773).
Начало 1760-х гг.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, CRI, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас без змей; ниже L · PLAVTIVS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, CRI, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCV. Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, CRI, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас со свернувшимися змеями по обеим сторонам; ниже L · PLAVTIVS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, CRI, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCV. Кайма из точек.
3. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, CRI, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас без змей; ниже L · PLAVTIV. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, CRI, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCVS. Кайма из точек.
4. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, CRI, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас без змей; ниже L · PLAVTIVS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, CRI, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCVS. Кайма из точек.
5. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, CRI, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас со свернувшимися змеями по обеим сторонам; ниже L · PLAVTIVS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, CRI, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCVS. Кайма из точек.
6. Гекта (шестая часть статера), электр
Неизвестный монетный двор, 550—525 гг. до н.э.
АВЕРС: Взнузданная голова лошади.
РЕВЕРС: Грубо выбитый квадрат.
7. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 67 г.
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. P. MAX. TR. P. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево, с шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: DECVRSIO — Нерон, с обнаженной головой, в военной одежде, верхом на лошади, держит копье в правой руке; позади него скачет солдат с вексиллумом на правом плече.
В поле, слева и справа: S. C.
8. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке вправо, с шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: DECVRSIO — Нерон, с обнаженной головой, в военной одежде, верхом на лошади, держит копье в правой руке; позади него скачет солдат с вексиллумом на правом плече.
В поле, слева и справа: S. C.
9. Аурей, золото
Адриан
Рим, 134—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS P. P. — драпированный бюст Адриана, в доспехах и в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Адриан, с обнаженной головой, в военной одежде, верхом на коне вправо, подняв правую руку в приветствии.
10. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 66 г.
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. PONT. MAX. TR. POT. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево, с шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: DECVRSIO — Нерон, с обнаженной головой, в военной одежде, верхом на лошади, держит копье в правой руке; позади него скачет солдат с вексиллумом на правом плече.
В поле, слева и справа: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА