ЛОШАДЬ, КОНЬ
Equus,
1) в естественном и культурно-историческом отношении — животное это ценилось у древних не только за его полезность, но и за особенное благородство (ἵππος εὐγενής) и бодрость (κἂν ᾖ γέρων, θυμὸν οὐκ ἀπώλεσεν Soph. El. 25). За быстроту поэты производили лошадь от ветров, за все ее превосходные качества — от божественных коней, или считали ее вскормленной богами. Лошади находятся под покровительством особых божеств, напр. богини Епоны (покровительница лошадей), изображения или статуи которой ставились в конюшнях. По существенной роли, которую лошадь играет в облегчении сношений и сообщений, ее сравнивали с кораблем, а корабль называли морским конем. Отсюда, может быть, и произошло сказание, что творцом коня был Посейдон (ἵππιος, equester). Поэты и художники часто прославляли отдельных лошадей в своих произведениях: Гомер воспел коней Ахиллея (Ксанфа и Балия), Агамемнона (Эг), Менелая (Подарга), Пиндар — победоносного коня Гиерона (Ференика); далее, известны Букефал Александра Великого и Борисфен Гадриана (Dio Cass. 69, 10); Гадриан воздвиг своему коню особый надгробный памятник (Spart. Hadr. 20). Подобные же почести, впрочем, оказывали уже греки коням, одержавшим троекратную победу на Олимпийских играх (Aelian. de animal. 12, 40. Plin. h. n. 8, 42). Коневодством известны были Аргос и Фессалия, кроме того Кирена в Африке и Сицилия. Римляне, во времена Германика, брали себе боевых коней из Галлии (Tac. ann. 2, 5). По цвету более всего ценились белые; коней белой масти употребляли римляне и для триумфальных процессий (Liv. 5, 23), равно как и германцы при религиозных обрядах (Tac. Germ. 10). В качестве спутников человека в сражении, кони требовали особого воспитания и обучения (Verg. g. 3, 180 и сл.);
2) искусство верховой езды с ранних времен было предметом особенных забот и восходит даже до мифических времен (Verg. G. 3, 115 и сл.); к нему относится литературный труд Ксенофонта (περὶ ἱππικῆς). На особенно бойких и своенравных лошадей надевали удила с железными жалами или зубьями (frena lupata, Hor. od. 1, 8, 6. Ov. trist. 4, 6, 3). Седла (clitellae), стремена (stapiae) и подковы в ранней древности не были известны; некоторые относят к подковам гомеровское выражение в χαλκόπους, но soleae ferreae у позднейших римлян прикреплялись, по крайней мере, не гвоздями. Попоны для лошадей существовали (equi constrati, Liv. 21, 54, см. Ephippium), хотя не всегда (германцы пренебрегали ими, Caes. b. g. 4, 2). Юношество упражнялось в легком вспрыгивании на коня на деревянных лошадях на Марсовом поле;
|
||
1.
Гекта (шестая часть статера), электр Неизвестный монетный двор, 550—525 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Взнузданная голова лошади. РЕВЕРС: Грубо выбитый квадрат. | ||
2.
Сестерций, орихалк Нерон Лугдун, 67 г. | ||
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. P. MAX. TR. P. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево, с шаром в точке опоры бюста. РЕВЕРС: DECVRSIO — Нерон, с обнаженной головой, в военной одежде, верхом на лошади, держит копье в правой руке; позади него скачет солдат с вексиллумом на правом плече. В поле, слева и справа: S. C. | ||
3.
Сестерций, орихалк Нерон Лугдун, 65 г. | ||
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке вправо, с шаром в точке опоры бюста. РЕВЕРС: DECVRSIO — Нерон, с обнаженной головой, в военной одежде, верхом на лошади, держит копье в правой руке; позади него скачет солдат с вексиллумом на правом плече. В поле, слева и справа: S. C. | ||
4.
Аурей, золото Адриан Рим, 134—138 гг. | ||
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS P. P. — драпированный бюст Адриана, в доспехах и в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: COS. III — Адриан, с обнаженной головой, в военной одежде, верхом на коне вправо, подняв правую руку в приветствии. | ||
5.
Сестерций, орихалк Нерон Лугдун, 66 г. | ||
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. PONT. MAX. TR. POT. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево, с шаром в точке опоры бюста. РЕВЕРС: DECVRSIO — Нерон, с обнаженной головой, в военной одежде, верхом на лошади, держит копье в правой руке; позади него скачет солдат с вексиллумом на правом плече. В поле, слева и справа: S. C. | ||
6.
Тетрадрахма, серебро Гиерон I Сиракузы, 475—470 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Колесничий медленно едет на квадриге вправо, держит кентр в правой руке, поводья в обеих руках; вверху вправо летит Ника, увенчивает коней венком, который держит двумя руками. РЕВЕРС: ΣΥΡΑΚΟΣΙΟΝ — обращенная вправо голова Аретусы с жемчужной тенией, украшенная ожерельем и серьгой с одной подвеской; вокруг нее по кругу четыре дельфина. | ||
7.
AE, медь Каракалла Сердика, 211—217 гг. | ||
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Каракалла, в лавровом венке, на коне верхом вправо, в левой руке скипетр, правая поднята в приветствии. | ||
8.
Аурей, золото Адриан Рим, 125—128 гг. | ||
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS — бюст Адриана, в лавровом венке, с небольшой драпировкой на левом плече, вправо. РЕВЕРС: COS. III — Адриан, в военной одежде, верхом на коне вправо, подняв правую руку в приветствии. | ||
9.
Аурей, золото Тиберий Лугдун, 14—15 гг. | ||
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVSTVS — голова Тиберия в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: TR. POT. XVI — Тиберий, в лавровом венке, в палудаментуме, стоит в квадриге вправо, держит лавровую ветвь в правой руке и скипетр с навершием в виде орла — в левой руке; у всех четырех лошадей морды вперед. В обрезе: IMP. VII | ||
10.
Диассарий, орихалк Антонин Пий Фракия, Визия, 147—161 гг. | ||
АВЕРС: Μ. ΑΥΡΗΛΙΟϹ ΟΥΗΡΟϹ ΚΑΙϹΑΡ — обнаженная голова Марка Аврелия вправо. РЕВЕРС: ΒΙΖΥΗΝΩΝ — сцена погребальной трапезы. Мужчина возлежит на ложе, протягивая правую руку к женщине, сидящей перед ним; перед ложем небольшой столик; слева маленькая мужская фигура, стоящая под деревом, на котором висит кираса, и погрузившая руку в амфору; справа передняя часть лошади, стоящей влево, с поднятой правой передней ногой; наверху овальный щит. |