Античные писатели

КЛАВДИЙ, Тибе­рий Клав­дий Нерон Гер­ма­ник; Ti­be­rius Clau­dius Ne­ro Ger­ma­ni­cus, 10 г. до н. э. — 54 г. н. э., рим­ский импе­ра­тор с 41 г. Сын Дру­за и Анто­нии. В дет­стве болез­нен­ный и сла­бый, он оста­вал­ся вда­ли от поли­ти­че­ской жиз­ни, посвя­щая свое вре­мя заня­ти­ям, осо­бен­но исто­ри­че­ским иссле­до­ва­ни­ям, в кото­рых он сле­до­вал за Ливи­ем. Он напи­сал по-гре­че­ски (?) исто­рию века Авгу­ста, охва­ты­вав­шую вре­мя с 27 г. до н. э. по 14 г. н. э. в 41 кни­ге, исто­рию этрус­ков в 20 кни­гах, исто­рию Кар­фа­ге­на в 8 кни­гах. Его про­из­веде­ния про­па­ли. Не сохра­ни­лись так­же: про­из­веде­ние об игре в кости и авто­био­гра­фия в 8 кни­гах, кото­рую Све­то­ний при­зна­вал вели­ко­леп­ной в сти­ли­сти­че­ском отно­ше­нии, но посред­ст­вен­ной по содер­жа­нию. В Лионе были най­де­ны фраг­мен­ты речи импе­ра­то­ра, запи­сан­ной на брон­зо­вой таб­лич­ке. Это та самая речь, кото­рую при­во­дит Тацит. Клав­дий инте­ре­со­вал­ся фило­ло­ги­ей, пытал­ся вве­сти в латин­ский алфа­вит три новых бук­вы.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • ДОССЕНН • ДЕМАД • КИНЕФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Обращение императора к солдатам (adlocutio).
Рельеф на южной стороне.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Отъезд императора из Рима (profectio).
Рельеф на северной стороне.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Пленные варвары перед императором.
Рельеф на аттике южной стороны.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Представление варварского вождя (Rex datus).
Рельеф на аттике южной стороны (Rex datus).
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Прибытие императора в Рим (adventus).
Рельеф на северной стороне.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцена люстрации.
Рельеф на аттике южной стороны.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Акведук Клавдия (Aqua Claudia).
I в. н. э.
Рим, Парк акведуков.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Акведук Клавдия (Aqua Claudia).
I в. н. э.
Рим, Парк акведуков.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Акведук Клавдия (Aqua Claudia).
I в. н. э.
Рим, Парк акведуков.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Акведук Клавдия (Aqua Claudia).
I в. н. э.
Рим, Парк акведуков.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Клавдий
Рим, 49—50 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VIIII IMP. XVI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. / P. P. / OB C. S. — в три линии внутри дубового венка.
2. Аурей, золото
Клавдий
Лугдун, 49—50 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VIIII IMP. XVIII — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PACI AVGVSTAE — крылатая женская фигура (Немесида), в драпировке, идет вправо, держит в левой руке направленный вниз крылатый кадуцей, перед ней ползет вправо змея; ее правая рука поднята вверх и держит край драпировки внизу шеи.
3. Романо-британское подражание денарию Клавдия 50-51 гг., серебро
Клавдий
Рим (место и дата выпуска оригинала)*, 50—51 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. X IMP. P. P. — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. / P. P. / OB C. S. — в три линии внутри дубового венка.
4. Денарий, серебро
Клавдий
Рим, 49—50 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VIIII IMP. XVI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. / P. P. / OB C. S. — в три линии внутри дубового венка.
5. Денарий, серебро
Клавдий
Рим, 43—44 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. III — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PRAETOR RECEPT. — Клавдий, стоящий вправо, и преторианский солдат, стоящий влево, пожимают друг другу руки; Клавдий с обнаженной головой и в тоге, солдат с длинными заплетенными волосами, одетый в военную одежду и держащий орла (aquila) в левой руке; на левом боку солдата висит круглый щит, подвешенный вокруг шеи.
6. Аурей, золото
Клавдий
Рим, 46—47 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VI IMP. XI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PACI AVGVSTAE — крылатая женская фигура (Немесида), в драпировке, идет вправо, держит в левой руке направленный вниз крылатый кадуцей, перед ней ползет вправо змея; ее правая рука поднята вверх и держит край драпировки внизу шеи.
7. Аурей, золото
Клавдий
Рим, 50—51 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. X IMP. P. P. — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. / P. P. / OB C. S. — в три линии внутри дубового венка.
8. Квадрант, медь
Клавдий
Рим, 42 г.
АВЕРС: TI. CLAVDIVS CAESAR AVG. — в центре стоит модий (modius) на трех ножках.
РЕВЕРС: PON. M. TR. P. IMP. COS. II
В центре, большими буквами: S. C.
9. Денарий, серебро
Клавдий
Рим, 50—51 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. X IMP. P. P. — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. / P. P. / OB C. S. — в три линии внутри дубового венка.
10. Аурей, золото
Клавдий
Рим, 51—52 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. XI IMP. P. P. COS. V — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. / P. P. / OB C. S. — в три линии внутри дубового венка.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА