Античные писатели

КЛАВДИЙ, Тибе­рий Клав­дий Нерон Гер­ма­ник; Ti­be­rius Clau­dius Ne­ro Ger­ma­ni­cus, 10 г. до н. э. — 54 г. н. э., рим­ский импе­ра­тор с 41 г. Сын Дру­за и Анто­нии. В дет­стве болез­нен­ный и сла­бый, он оста­вал­ся вда­ли от поли­ти­че­ской жиз­ни, посвя­щая свое вре­мя заня­ти­ям, осо­бен­но исто­ри­че­ским иссле­до­ва­ни­ям, в кото­рых он сле­до­вал за Ливи­ем. Он напи­сал по-гре­че­ски (?) исто­рию века Авгу­ста, охва­ты­вав­шую вре­мя с 27 г. до н. э. по 14 г. н. э. в 41 кни­ге, исто­рию этрус­ков в 20 кни­гах, исто­рию Кар­фа­ге­на в 8 кни­гах. Его про­из­веде­ния про­па­ли. Не сохра­ни­лись так­же: про­из­веде­ние об игре в кости и авто­био­гра­фия в 8 кни­гах, кото­рую Све­то­ний при­зна­вал вели­ко­леп­ной в сти­ли­сти­че­ском отно­ше­нии, но посред­ст­вен­ной по содер­жа­нию. В Лионе были най­де­ны фраг­мен­ты речи импе­ра­то­ра, запи­сан­ной на брон­зо­вой таб­лич­ке. Это та самая речь, кото­рую при­во­дит Тацит. Клав­дий инте­ре­со­вал­ся фило­ло­ги­ей, пытал­ся вве­сти в латин­ский алфа­вит три новых бук­вы.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: КИНЕФ • ДЕМАД • ДИФИЛ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА. Рим.
«Камея Клавдия».
Пятислойный оникс, оправа: золото.
Ок. 49 г. н. э.
Вена, Музей истории искусств.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Клавдия в образе Юпитера.
Мрамор.
40—50-е гг. I в. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 16.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Клавдия в образе Юпитера.
Белый мелкозернистый мрамор.
Ок. 50 г.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 16.
4. ГЛИПТИКА. Рим.
Камея «Клавдий и Мессалина на колеснице».
Сардоникс. Рим, середина I в. н. э.
Оправа работы Джосии Белле, XVII в.
Париж, Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Акведук Клавдия (Aqua Claudia).
I в. н. э.
Рим, Парк акведуков.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Южная процессия.
Перечисление персонажей, изображенных на рельефе и их гипотетическая идентификация (рисунок С. Боргини и Р. Картани).
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Клавдий.
Мрамор. 45—54 гг. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Клавдия в образе Юпитера.
Белый мелкозернистый мрамор.
Ок. 50 г.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 16.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Император Клавдий в венке из дубовых листьев.
Белый мелкозернистый мрамор.
41—54 гг.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 16.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Император Клавдий в венке из дубовых листьев.
Белый мелкозернистый мрамор.
41—54 гг.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 16.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Клавдий
Лугдун, 49—50 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VIIII IMP. XVIII — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PACI AVGVSTAE — крылатая женская фигура (Немесида), в драпировке, идет вправо, держит в левой руке направленный вниз крылатый кадуцей, перед ней ползет вправо змея; ее правая рука поднята вверх и держит край драпировки внизу шеи.
2. Романо-британское подражание денарию Клавдия 50-51 гг., серебро
Клавдий
Рим (место и дата выпуска оригинала)*, 50—51 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. X IMP. P. P. — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. / P. P. / OB C. S. — в три линии внутри дубового венка.
3. Денарий, серебро
Клавдий
Рим, 49—50 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VIIII IMP. XVI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. / P. P. / OB C. S. — в три линии внутри дубового венка.
4. Денарий, серебро
Клавдий
Рим, 49—50 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VIIII IMP. XVI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. / P. P. / OB C. S. — в три линии внутри дубового венка.
5. Аурей, золото
Клавдий
Рим, 50—51 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. X IMP. P. P. — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. / P. P. / OB C. S. — в три линии внутри дубового венка.
6. Денарий, серебро
Клавдий
Рим, 43—44 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. III — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PRAETOR RECEPT. — Клавдий, стоящий вправо, и преторианский солдат, стоящий влево, пожимают друг другу руки; Клавдий с обнаженной головой и в тоге, солдат с длинными заплетенными волосами, одетый в военную одежду и держащий орла (aquila) в левой руке; на левом боку солдата висит круглый щит, подвешенный вокруг шеи.
7. Денарий, серебро
Клавдий
Рим, 50—51 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. X IMP. P. P. — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. / P. P. / OB C. S. — в три линии внутри дубового венка.
8. Квадрант, медь
Клавдий
Рим, 42 г.
АВЕРС: TI. CLAVDIVS CAESAR AVG. — в центре стоит модий (modius) на трех ножках.
РЕВЕРС: PON. M. TR. P. IMP. COS. II
В центре, большими буквами: S. C.
9. Аурей, золото
Клавдий
Рим, 46—47 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VI IMP. XI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PACI AVGVSTAE — крылатая женская фигура (Немесида), в драпировке, идет вправо, держит в левой руке направленный вниз крылатый кадуцей, перед ней ползет вправо змея; ее правая рука поднята вверх и держит край драпировки внизу шеи.
10. Аурей, золото
Клавдий
Рим, 46—47 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VI IMP. XI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. / P. P. / OB C. S. — в три линии внутри дубового венка.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА