Античные писатели

МИМ; гр. mi­mos, лат. mi­mus. Гре­че­ское сло­во «мим» обо­зна­ча­ло одно­вре­мен­но как само дей­ст­вие «под­ра­жа­ния», так и акте­ра-под­ра­жа­те­ля. Мим как лите­ра­тур­ный род появил­ся из народ­ных пред­став­ле­ний, где под­ра­жа­ли дей­ст­ви­тель­но­сти посред­ст­вом жеста-тан­ца и сло­ва. Раз­ви­тие мима шло в двух направ­ле­ни­ях: пан­то­ми­ма и корот­кие дра­ма­ти­че­ские сцен­ки, часто с импро­ви­зи­ро­ван­ным тек­стом. Лите­ра­тур­ный мим родил­ся на Сици­лии. Самым древним авто­ром мимов явля­ет­ся Софрон из Сира­куз, а позд­нее тво­рил извест­ный нам толь­ко по име­ни его сын Ксе­нарх. При­бли­жа­лись к мимам народ­ные фар­сы Южной Ита­лии (phlya­kes). В дру­гих обла­стях Гре­ции подоб­ные зре­ли­ща пред­став­ля­ли акте­ры, кото­рых назы­ва­ли dejke­lis­tai, phal­lo­pho­roi или auto­kab­da­loi. Это были по боль­шей части импро­ви­зи­ро­ван­ные сцен­ки из повсе­днев­ной жиз­ни или паро­дии на тра­гедии в фор­ме диа­ло­га или моно­ло­га. Сохра­ни­лось несколь­ко имен авто­ров таких тек­стов и даже несколь­ко фраг­мен­тов. Луч­ше все­го нам изве­стен Рин­тон Сира­куз­ский, а толь­ко по име­ни — Скир, Сопатр. Раз­но­вид­но­стью мима явля­ет­ся так­же дори­че­ская комедия Вели­кой Гре­ции, кото­рую пред­став­ля­ет Эпи­харм. Мим про­цве­тал в Алек­сан­дрии в элли­ни­сти­че­скую эпо­ху. Его ста­ви­ли на сцене наряду с тра­геди­я­ми и комеди­я­ми, а ино­гда и вме­сто них. Сре­ди папи­рус­ных фраг­мен­тов сохра­ни­лись почти цели­ком два ано­ним­ных мима II в. н. э. Один из них Хари­ти­он пред­став­ля­ет собой при­ми­тив­ную паро­дию на тра­гедию Еври­пида Ифи­ге­ния в Тавриде, дру­гой — Невер­ная жена (Moi­cheut­ria) выяв­ля­ет боль­шое сход­ство с V мимом Геро­да. Веро­ят­но, это под­соб­ные тек­сты режис­се­ра пред­став­ле­ния или акте­ров; Хари­ти­он содер­жит так­же музы­каль­ные помет­ки. Лите­ра­тур­ные мимы, не пред­на­зна­чен­ные для поста­нов­ки, писа­ли Герод и Фео­крит. Толь­ко по име­нам мы зна­ем таких авто­ров, как Феникс из Коло­фо­на, Никий из Эргис­сы, Мет­ро­бий. В Риме мимы появ­ля­ют­ся на сцене с III в. до н. э. под назва­ни­ем fa­bu­la ri­ci­na­ta (от назва­ния жен­ско­го покры­ва­ла — ri­ci­nium). В них высту­па­ли акте­ры обо­их полов без масок. Авто­ра­ми мимов сре­ди про­чих были рим­ский всад­ник со вре­мен Цеза­ря Деций Лабе­рий, Пуб­лий Сир, Нуку­ла. Геро­ду под­ра­жал Гней Матий. Язык мимов был народ­ным, тема­ти­ка про­ис­хо­ди­ла из комедии и ател­ла­ны, обра­зы были сте­рео­тип­ны (чуже­зе­мец, ску­пец). В пред­став­ле­ни­ях наряду с тек­стом боль­шую роль игра­ли танец и музы­ка. В эпо­ху импе­ра­то­ров мим был чрез­вы­чай­но популя­рен. Порой он вклю­чал в себя эле­мен­ты поли­ти­че­ской кри­ти­ки (как мимы Марул­ла, направ­лен­ные про­тив Мар­ка Авре­лия и Луция Вера; см. так­же Катулл-мимо­граф). Из гре­че­ских мимо­гра­фов эпо­хи Импе­рии мы зна­ем толь­ко имя Фили­сто­на. В Визан­тии мим (чаще в фор­ме пан­то­ми­мы) тоже поль­зо­вал­ся боль­шим успе­хом, даже у импе­ра­то­ров: мими­че­ская актри­са Фео­до­ра ста­ла импе­ра­три­цей. Посколь­ку пред­став­ле­ния были по боль­шей части импро­ви­зи­ро­ван­ны­ми и тек­сты уточ­ня­лись лишь на сцене, от мимов прак­ти­че­ски ниче­го не оста­лось.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ЭПИТАЛАМИЙ • ЭНКИКЛИЯ • «ИДИЛЛИИ» • ЭПАГОГИЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Надгробный памятник актерской семьи Гая Силия Батилла.
Пентелийский мрамор. Вторая половина I в. н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Надгробный памятник актерской семьи Гая Силия Батилла (надпись).
Пентелийский мрамор. Вторая половина I в. н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА