Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭГИ́ДА

Aegis, αἰγίς, αἰγίδος, наво­дя­щий ужас, страш­но сия­ю­щий, несо­кру­ши­мый щит Зев­са, про­из­веде­ние Гефе­ста. Когда туче­со­би­ра­тель сво­ей дес­ни­цей мечет мол­нии, то левой рукой он потря­са­ет 100 кистя­ми уве­шан­ную, ужа­сом смя­те­ния обрам­лен­ную эгиду; «на ней борь­ба, на ней отпор, на ней леде­ня­щий серд­це ужас пре­сле­до­ва­ния, на ней и голо­ва Гор­го­ны, страш­но­го чудо­ви­ща». Il. 5, 738. 17, 593. 15, 308. 2, 447. Сло­во это может быть про­из­во­ди­мо от кор­ня ΑΙΓ и озна­ча­ет бурю и непо­го­ду. Эта гроз­ная облач­ная одеж­да — ору­жие и щит Зев­са, кото­рый поэто­му назы­ва­ет­ся αἰγίοχος, αἰγιδοῦχος, эгидо­дер­жец. Кро­ме того, и люби­мая дочь Зев­са, Афи­на, носит эгиду; в исклю­чи­тель­ных слу­ча­ях носит ее и Апол­лон (Il. 15, 221 слл.). О про­из­вод­ст­ве это­го сло­ва от αἴξ, коза, и о зна­че­нии козья шку­ра у Гоме­ра не может быть и речи; напро­тив, позд­ней­шие ска­за­ния дела­ют это зна­че­ние основ­ным и, выхо­дя от обы­чая диких наро­дов употреб­лять на войне козьи шку­ры для при­кры­тия левой руки и груди, переда­ют, буд­то в борь­бе с гиган­та­ми Зевс, в испол­не­ние извест­но­го ему пред­ска­за­ния, натя­нул на свой гро­мо­нос­ный щит шку­ру козы — сво­ей кор­ми­ли­цы, при­кре­пив к шку­ре и голо­ву Гор­го­ны. Позд­ней­шее пред­став­ле­ние об эгиде, как исклю­чи­тель­ной при­над­леж­но­сти Афи­ны, про­изо­шло из гоме­ров­ско­го пред­став­ле­ния эгиды Зев­са, так как уже у Гоме­ра весь­ма часто Афи­на носит эгиду сво­е­го отца. На изо­бра­же­ни­ях эгида Афи­ны пред­став­ля­ет­ся то в виде чешуй­ча­той шку­ры, при­кры­ваю­щей грудь, пле­чи и спи­ну, то в виде чешуй­ча­то­го пан­ци­ря на груди, посе­редине кото­ро­го нахо­дит­ся голо­ва Гор­го­ны, а по кра­ям змеи. Геро­дот (4, 189) объ­яс­ня­ет про­ис­хож­де­ние пред­став­ле­ния об этой эгиде тем, что ливий­ские девуш­ки, слу­жи­тель­ни­цы этой боги­ни, носи­ли поверх одеж­ды козьи шку­ры, обрам­лен­ные бахро­ма­ми. По Дио­до­ру (3, 70), эгида была чудо­ви­ще, рож­ден­ное зем­лей, извер­гаю­щее огонь, опу­сто­шив­шее Фри­гию, Индию, Еги­пет, Ливию; Афи­на уби­ла его и шку­ру его сде­ла­ла сво­им щитом.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 25—26.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ЭПУЛОНЫ • ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭНКОЙМЕСИС • ЭФФАТУМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 39 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Траян.
Белый крупнозернистый мрамор. 98—117 гг.
Инв. № 1723.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Траян.
Белый крупнозернистый мрамор. 98—117 гг.
Инв. № 1723.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афина (т. н. «Афина Фарнезе»).
Мрамор. Римская копия греческого образца ок. 430 г. до н. э. (круг Фидия).
Инв. № 6024.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афина (т. н. «Афина Фарнезе»).
Мрамор. Римская копия греческого образца ок. 430 г. до н. э. (круг Фидия).
Инв. № 6024.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Статуя Афины (т. н. «Пирейская Афина»).
Бронза. 340—330 гг. до н. э.
Инв. № 4646.
Афины, Археологический музей Пирея.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Статуя Афины (т. н. «Пирейская Афина»).
Бронза. 340—330 гг. до н. э.
Инв. № 4646.
Афины, Археологический музей Пирея.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афина Парфенос.
Римская копия работы Фидия.
Инв. № 53.
Патры, Новый археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Статуя Афины (т. н. «Пирейская Афина»).
Бронза. 340—330 гг. до н. э.
Инв. № 4646.
Афины, Археологический музей Пирея.
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Статуя Афины (т. н. «Пирейская Афина»).
Бронза. 340—330 гг. до н. э.
Инв. № 4646.
Афины, Археологический музей Пирея.
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Статуя Афины (т. н. «Пирейская Афина»).
Бронза. 340—330 гг. до н. э.
Инв. № 4646.
Афины, Археологический музей Пирея.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 19 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Траян
Рим, 103—111 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. V P. P. — бюст Траяна в лавровом венке, с эгидой, вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI — Виктория стоит влево, держит пальмовую ветвь и устанавливает трофей.
В обрезе: S. C.
2. Тетрадрахма, серебро
Нерон
Антиохия, 61—62 гг.
АВЕРС: ΝΕΡΩΝΟΣ ΚΑΙΣΑΡΟΣ ΣΕΒΑΣΤΟΥ — бюст Нерона, в эгиде, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Орел стоит влево, держит в когтях пучок молний, слева позади пальмовая ветвь.
3. Аурей, золото
Коммод
Рим, 192 г.
АВЕРС: L. AEL. AVREL. COMM. AVG. P. FEL. — бюст Коммода, в лавровом венке, в эгиде, вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. XVII IMP. VIII COS. VII P. P. — крылатая Виктория, в драпировке, идет влево, держит венок в протянутой правой руке и пальмовую ветвь — в левой.
4. Тетрадрахма, серебро
Нерон
Антиохия, 63 г.
АВЕРС: ΝΕΡΩΝ ΚΑΙΣΑΡ ΣΕΒΑΣΤΟΣ — бюст Нерона, в эгиде, в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΕΤΟΥΕ ΒΙΡ. Ι — орел стоит вправо, держит в когтях пучок молний, справа — пальмовая ветвь.
5. Денарий, серебро
Домициан
Рим, 85 г.
АВЕРС: IMP. CAES. DOMIT. AVG. GERM. P. M. TR. P. IIII — голова Домициана в лавровом венке вправо, на шее эгида.
РЕВЕРС: IMP. VIIII. COS. XI. CENS. POTES. P. R. — Германия сидит вправо на щите в позе оплакивания, внизу — сломанное копье.
6. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 158—159 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XXII — бюст Антонина Пия, с эгидой на левом плече, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: VOTA SUSCEPTA DEC. III — Антонин Пий, с покрытой головой, в тоге, стоит влево, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над алтарем-треножником слева и держит свиток в левой руке.
В обрезе: COS. IIII
7. Тетрадрахма, серебро
Антиох VII Эвергет (Сидет)
Малл, 138—129 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VII в диадеме вправо, сзади — буква Μ над Α.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΥΕΡΓΕΤΟΥ — культовое изображение Афины Магарсийской, она стоит во фронт, у головы по бокам расположены звезды; в правой руке она держит копьё, левая выставлена в сторону; ниже спины идёт длинная эгида; слева под легендой — монограмма ΧΑΥΒ, справа под легендой — буква Α.
8. Сестерций, медь
Траян
Рим, 103—111 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. V P. P. — бюст Траяна в эгиде в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI — Пакс (Мир) стоит влево, держит ветвь и рог изобилия, правая нога стоит на пленном даке.
В поле, слева и справа: S. C.
9. Тетрадрахма, серебро
Антигон II Гонат (вторично)
Амфиполь, 271—239 гг. до н.э.
АВЕРС: В центре македонского щита, украшенного восемью звездами внутри двойных полумесяцев — обращенная влево голова рогатого Пана, одетого в козью шкуру, с лагоболоном (охотничьей дубинкой) над плечом.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΓΟΝΟΥ — Афина Алкидема влево, в правой руке — пучок молний, в левой — щит с изображением эгиды; слева — македонский шлем, справа — монограмма.
10. Сестерций, медь
Траян
103—111 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. V P. P. — бюст Траяна в лавровом венке с эгидой вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI — Фортуна стоит влево, держит корабельный руль на носу корабля и рог изобилия.
В поле, слева и справа: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА