Словарь античности

ДРУЖБА. В антич­но­сти друж­ба цени­лась как выс­шее бла­го. Обще­из­вест­ны такие дру­зья, как Ахилл — Патрокл, Орест — Пилад, такие нор­мы поведе­ния, как «у дру­зей все общее», «друг — это вто­рое я». Иде­а­ли­зи­ро­ван­ная оцен­ка друж­бы в лите­ра­ту­ре и фило­со­фии («Пору­ка» Шил­ле­ра, пифа­го­рей­цы, эпи­ку­рей­цы) не отра­жа­ла пер­во­на­чаль­но исклю­чи­тель­ную, а так­же позд­нее не скры­вав­шу­ю­ся прак­ти­че­скую цель друж­бы. Госте­при­им­ство в поли­сах заме­ня­ло дипло­ма­ти­че­ские пред­ста­ви­тель­ства (прок­се­ния). Рим­ская ami­ci­tia вклю­ча­ла в себя как внут­ри­по­ли­ти­че­ские фрак­ци­он­ные обра­зо­ва­ния, так и внеш­не­по­ли­ти­че­ские сою­зы. Соеди­не­ние гре­че­ских пред­став­ле­ний о друж­бе и рим­ские тра­ди­ции друж­бы мож­но наблюдать в про­из­веде­нии Цице­ро­на «Лелий, или О друж­бе». Кон­фликт меж­ду друж­бой и дру­ги­ми свя­зя­ми меж­ду людь­ми тео­ре­ти­че­ски не при­зна­вал­ся, но на прак­ти­ке он мог при­ве­сти к поли­ти­че­ско­му отчуж­де­нию или к лич­но­му над­ло­му. Антич­ная друж­ба — друж­ба мужей — была свя­за­на, осо­бен­но в ран­нее вре­мя, с гомо­эро­ти­че­ски­ми ком­по­нен­та­ми. Завы­шен­ная оцен­ка друж­бы име­ла и обрат­ную сто­ро­ну — сла­бое эмо­цио­наль­ное раз­ви­тие антич­но­го бра­ка. В то вре­мя как в хри­сти­ан­стве друж­ба отсту­па­ет перед менее кон­крет­ной «любо­вью к ближ­не­му», Ренес­санс и немец­кий клас­си­цизм дают поня­тие друж­бы, близ­кое к антич­но­му. Сво­ей вер­ши­ны оно достиг­ло в сен­ти­мен­таль­ном куль­те друж­бы.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭЛЕКТР, ЭЛЕКТРОН • ЛОШАДЬ, КОНЬ • КОЛЬЦО, ПЕРСТЕНЬ • КЕДРОВОЕ МАСЛО •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА