Словарь античности

ЕВРИПИД (греч. Euri­pi­des, лат. Euri­pi­des), род. 485/484 или 480 до н. э. на Сала­мине, ум. в 406 до н. э. в Пел­ле, млад­ший из 3 клас­си­че­ских гре­че­ских тра­гедий­ных поэтов, про­ис­хо­дил из зажи­точ­ной семьи; в 408 до н. э. по при­гла­ше­нию македон­ско­го царя Архе­лая при­был к его дво­ру в Пел­лу. Им постав­ле­ны 22 тет­ра­ло­гии, при­чем он четы­ре­жды был при­знан победи­те­лем (впер­вые в 455). Сохра­ни­лось 17 тра­гедий и сати­ри­че­ская дра­ма («Кик­лоп»), под­лин­ность «Реса» оспа­ри­ва­ет­ся. Еври­пид, по Ари­сто­те­лю, «наи­бо­лее тра­ги­че­ский поэт», на мате­ри­а­ле древ­них мифов он создал дра­мы, в кото­рых отра­же­ны духов­ные и соци­аль­ные про­бле­мы эпо­хи кри­зи­сов. Осовре­ме­ни­ва­ние легенд, спор­ность вопло­ще­ния им неко­то­рых обра­зов богов, рацио­на­лизм, скеп­ти­цизм и поис­ки исти­ны, склон­ность ста­вить под сомне­ние обще­при­ня­тые обы­чаи часто меша­ли совре­мен­ни­кам Еври­пида в пол­ной мере осо­знать его вели­чие. Жиз­нен­но прав­ди­вы­ми явля­ют­ся у Еври­пида обра­зы про­стых людей, несмот­ря на их связь с мифа­ми (вме­ша­тель­ство богов); его герои сами вер­шат свою судь­бу в соот­вет­ст­вии с чер­та­ми сво­его харак­те­ра. Еври­пид нахо­дил­ся под вли­я­ни­ем софи­стов, в какой-то сте­пе­ни на судь­бе пер­со­на­жей отра­зи­лась его кри­ти­че­ская пози­ция по отно­ше­нию к про­шло­му, стрем­ле­ние «оце­нить с пози­ций разу­ма». В ряде про­из­веде­ний Еври­пид изо­бра­жа­ет тра­ги­че­скую раз­вяз­ку род­ст­вен­ных отно­ше­ний, в том чис­ле в «Алкести­де» (438) (жена при­но­сит себя в жерт­ву, чтобы спа­сти обре­чен­но­го на смерть мужа), в «Медее» (431) (месть жены, пре­дан­ной мужем), «Иппо­ли­те» (428) (любовь Фед­ры к сво­е­му пасын­ку Иппо­ли­ту), в «Герак­ле» (отец в при­пад­ке безу­мия уби­ва­ет жену и детей). Ужа­сы вой­ны, стра­да­ния плен­ни­ков, а так­же раз­би­тые вой­ной судь­бы Еври­пид отра­зил в «Геку­бе», «Анд­ро­ма­хе» и «Тро­ян­ках», в кото­рых уга­ды­ва­ет­ся тре­во­га авто­ра о гро­зя­щей Афи­нам опас­но­сти. В постав­лен­ной уже после его смер­ти пье­се «Вак­хан­ки» пока­за­ны послед­ст­вия орги­а­сти­че­ско­го куль­та Дио­ни­са. В интер­пре­та­ции ска­за­ний об Атридах («Элек­тра», «Орест», 408 до н. э.; «Ифи­ге­ния в Авлиде», постав­ле­на после смер­ти авто­ра; «Ифи­ге­ния в Тавриде») отра­зи­лась неудо­вле­тво­рен­ность авто­ра тра­ди­ци­он­ны­ми пред­став­ле­ни­я­ми о богах. Ему при­над­ле­жат так­же «Ион», «Герак­лиды», «Про­си­тель­ни­цы», «Фини­ки­ян­ки», «Еле­на» (412). Язык Еври­пида бли­зок к раз­го­вор­но­му, исполь­зу­е­мо­му в наро­де, его дра­мы отли­ча­ют бога­тые сло­вес­ные оттен­ки (пер­со­на­жи Еври­пида часто спо­рят — вли­я­ние совре­мен­ной ему рито­ри­ки). Хор в его дра­мах часто не име­ет боль­шо­го отно­ше­ния к дей­ст­вию. Твор­че­ский метод Еври­пида имел мно­го после­до­ва­те­лей: новая атти­че­ская комедия при­ня­ла его про­из­веде­ния в каче­стве образ­ца (Менандр, моти­вы узна­ва­ния, интри­ги); рим­ская дра­ма, в осо­бен­но­сти Сене­ка, без Еври­пида про­сто немыс­ли­ма. Он ока­зал силь­ное вли­я­ние на совре­мен­ную дра­му, начи­ная с Ренес­сан­са (частич­но бла­го­да­ря Сене­ке), в том чис­ле и на Сарт­ра.


Гер­ма Еври­пида.

См. также:
ЕВРИПИД (Античные писатели)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • ДОССЕНН • ДЕМАД • ДИФИЛ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Эврипида.
Мрамор.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова греческого поэта, возможно, Гесиода или Еврипида.
Мрамор.
Ок. I в. н. э.
Аукционный дом Сотби.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова греческого поэта, возможно, Гесиода или Еврипида.
Мрамор.
Ок. I в. н. э.
Аукционный дом Сотби.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова греческого поэта, возможно, Гесиода или Еврипида.
Мрамор.
Ок. I в. н. э.
Аукционный дом Сотби.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова греческого поэта, возможно, Гесиода или Еврипида.
Мрамор.
Ок. I в. н. э.
Аукционный дом Сотби.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова греческого поэта, возможно, Гесиода или Еврипида.
Мрамор.
Ок. I в. н. э.
Аукционный дом Сотби.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Еврипида.
Мрамор.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма неизвестного грека.
Мрамор.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя поэта с головой Еврипида, не принадлежащей статуе.
Мрамор.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 46.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА