Словарь античности

ЗАВЕЩАНИЕ (греч. dia­the­ke, лат. tes­ta­men­tum). Пер­вое заве­ща­ние было состав­ле­но пред­по­ло­жи­тель­но еще до 6 в. до н. э. в Риме или Вели­кой Гре­ции. Соглас­но пер­вым заве­ща­ни­ям, заве­ща­тель мог опре­де­лять наслед­ни­ка все­го сво­его состо­я­ния. По Зако­нам 12 таб­лиц в Риме состо­я­ние мог­ло быть поде­ле­но заве­ща­те­лем меж­ду несколь­ки­ми наслед­ни­ка­ми. В Гре­ции такая фор­ма заве­ща­ния была при­ня­та лишь в 3 в. до н. э. В свое вре­мя Солон допол­нил закон о заве­ща­нии тре­мя новы­ми поло­же­ни­я­ми: при­ем­ные сыно­вья не мог­ли быть наслед­ни­ка­ми; заве­ща­ние мог­ло быть состав­ле­но даже в том слу­чае, если у заве­ща­те­ля не было закон­ных сыно­вей; заве­ща­ние мог­ло быть состав­ле­но толь­ко по доб­рой воле. Сна­ча­ла заве­ща­тель выра­жал свою послед­нюю волю уст­но, в при­сут­ст­вии свиде­те­лей, поз­же она уже ста­ла фик­си­ро­вать­ся пись­мен­но, этот доку­мент скреп­лял­ся печа­тью и пере­да­вал­ся дове­рен­но­му лицу. В эпо­ху элли­низ­ма в Егип­те заве­ща­ние оформ­лял государ­ст­вен­ный чинов­ник, у кото­ро­го оно и хра­ни­лось. В момент состав­ле­ния доку­мен­та заве­ща­тель дол­жен был быть совер­шен­но­лет­ним и пра­во­спо­соб­ным. Сла­бо­ум­ным и душев­но­боль­ным людям запре­ща­лось состав­лять заве­ща­ние. В Афи­нах жен­щи­ны обла­да­ли огра­ни­чен­ным пра­вом заве­ща­ния сво­его иму­ще­ства, а в Риме они вооб­ще его не име­ли (закон, по кото­ро­му жен­щи­ны не мог­ли быть заве­ща­те­ля­ми, был отме­нен Адри­а­ном). Наслед­ни­ка­ми мог­ли стать толь­ко сво­бод­ные граж­дане, а наслед­ство мог­ло быть остав­ле­но в поль­зу еще не родив­ших­ся детей. Даже рабы мог­ли быть наслед­ни­ка­ми, если одно­вре­мен­но с огла­ше­ни­ем заве­ща­ния объ­яв­ля­лись сво­бод­ны­ми. Заве­ща­тель мог изме­нить заве­ща­ние, потре­бо­вать его обрат­но. Закон­ным счи­та­лось толь­ко послед­нее заве­ща­ние; если же в нем ясно не гово­ри­лось об отмене преды­ду­ще­го, то оба они счи­та­лись закон­ны­ми. По тре­бо­ва­нию наслед­ни­ков заве­ща­ние зачи­ты­ва­лось дове­рен­ным лицом в при­сут­ст­вии свиде­те­лей, а в Риме — в при­сут­ст­вии пре­то­ра.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭКУЛЕЙ, ЕКУЛЕЙ • ЭННАЭТЕРИДА, ЕННАЕТЕРИДА, ДЕВЯТИЛЕТИЕ • ХАРТА • КАТАБЛЕМЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. НАДПИСИ. Рим.
Надпись в честь Плиния Младшего.
Мрамор. 111—114 гг. н. э.
CIL V. 5262 = ILS 2927.
Милан, Базилика Святого Амвросия.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА