Словарь античности

ЗЕВС (греч. Zeus, лат. Jupi­ter), вер­хов­ный гре­че­ский бог, вос­хо­дя­щий к индо­ев­ро­пей­ско­му боже­ству неба, отец богов и людей, царь сре­ди богов по образ­цу поло­же­ния царя в чело­ве­че­ском обще­стве, млад­ший сын Кро­но­са (вслед­ст­вие это­го назы­ва­ет­ся поэта­ми Кро­нидом или Кро­ни­о­ном) и Реи. Отцу Зев­са было пред­ска­за­но, что он будет сверг­нут одним из сво­их потом­ков. Поэто­му он про­гла­ты­вал сво­их ново­рож­ден­ных детей. Пред­по­ла­гае­мое место рож­де­ния Зев­са — о. Крит, где он был скрыт от сво­его отца Кро­на и вскорм­лен Амал­те­ей. Воз­му­жав, Зевс лишил отца вла­сти и заста­вил его вер­нуть на свет ранее про­гло­чен­ных им детей. Разде­лив со сво­и­ми бра­тья­ми Посей­до­ном и Аидом власть над миром, Зевс полу­чил в удел небо. Место­пре­бы­ва­ни­ем Зев­са счи­тал­ся Олимп. Он поко­рил всех сво­их вра­гов (гиган­тов и Тифо­на). От пер­вой супру­ги Мети­ды Зевс поро­дил Афи­ну. Глав­ной женой Зев­са счи­та­ет­ся Гера, его сест­ра. Их детьми были Арес, Геба, Гефест и Или­фия. Зевс имел детей от мно­гих дру­гих богинь и смерт­ных жен­щин: от Дио­ны — Афро­ди­ту, от Феми­ды — гор, от Мне­мо­си­ны — муз, от Лето — Апол­ло­на и Арте­ми­ду, от Демет­ры — Пер­се­фо­ну, от Еври­но­мы — харит, от Майи — Гер­ме­са, от Семе­лы — Дио­ни­са, от Данаи — Пер­сея, от Леды — Еле­ну и Дио­с­ку­ров, от Алк­ме­ны — Герак­ла, от Эги­ны — Эака, от Евро­пы — Мино­са, Рада­ман­та и Сар­пе­до­на, от Антио­пы — Амфи­о­на и Зета, от Ио — Эпа­фа, от Кал­ли­сто — Арка­да. Зевс был боже­ст­вом пого­ды, вос­седав­шим на небе­сах или на горе Олимп, соби­ра­те­лем туч и нис­по­сла­те­лем дождя, пове­ли­те­лем мол­ний и гро­ма. Под име­нем Зевс Гер­кей (от греч. her­kos — огра­да) он почи­тал­ся как охра­ни­тель домаш­не­го хозяй­ства, под име­нем Кте­сий (При­об­ре­та­тель) охра­нял при­па­сы и счи­тал­ся пода­те­лем богат­ства; Зев­су Мей­ли­хию (Крот­ко­му), бла­го­склон­но­му к каю­щим­ся богу, в Афи­нах был посвя­щен празд­ник Диа­сий. Зевс Ксе­ний (xe­nos — чуже­стра­нец) покро­ви­тель­ст­во­вал чуже­стран­цам, Зевс Гике­сий (hi­ke­tes — при­бе­гаю­щий к покро­ви­тель­ству) — ищу­щим защи­ты у его алта­ря. При­ся­га (hor­kos) и клят­ва счи­та­лись освя­щен­ны­ми Зев­сом Гор­ки­ем, т. к. в каче­стве хра­ни­те­ля миро­во­го поряд­ка он следил за испол­не­ни­ем зако­нов; Зевс Элев­те­рий (Сво­бод­ный) защи­щал сво­бо­ду; Зевс Сотер (Спа­си­тель) охра­нял пра­ва лич­но­сти и государ­ства. В Додоне Зев­су как богу ман­ти­ки (гада­ния) при­над­ле­жал весь­ма почи­тав­ший­ся ора­кул; счи­та­лось, что в каче­стве при­мет для гада­ния он посы­лал мол­нии, гром, метео­ры, сны и про­чее. Зев­су Ликею в г. Ликей (Арка­дия) при­но­си­лись чело­ве­че­ские жерт­вы. Ему были посвя­ще­ны дуб и орел. Зевс изо­бра­жал­ся с орлом, ски­пет­ром и пуч­ком мол­ний как непре­мен­ны­ми атри­бу­та­ми, ино­гда — вос­седаю­щим на троне. Широ­кой извест­но­стью поль­зо­ва­лась хри­со­эле­фан­тин­ная ста­туя Зев­са в Олим­пии работы Фидия, дошед­шая до нас лишь по изо­бра­же­ни­ям на моне­тах. Из сохра­нив­ших­ся изо­бра­же­ний Зев­са самое извест­ное — Зевс из Отри­ко­ли элли­ни­сти­че­ско­го вре­ме­ни. В искус­стве и лите­ра­ту­ре после­дую­щих эпох име­на Зевс и Юпи­тер, как пра­ви­ло, исполь­зу­ют­ся как сино­ни­мы (кар­ти­ны Скья­воне, Веро­не­зе, Г. фон Бале­на, Л. Корин­та; опе­ра Ген­де­ля).


Зевс. Рим­ская копия с позд­не­клас­си­че­ской ста­туи (Бер­лин, Государ­ст­вен­ные музеи).

См. также:
ЗЕВС (Мифы народов мира)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭХЕТЛ, ЕХЕТЛ • ДАВН • ДЕИФОБА • ДЕЙНО •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Рождение Афины из головы Зевса.
Пелика краснофигурная. Аттика.
Приписывается мастеру Рождения Афины.
Глина.
Ок. 460—450 гг. до н. э.
Лондон, Британский музей.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Похищение Европы.
Фреска из Помпей.
I в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXX.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением музыкального состязания между музами и сиренами.
Мрамор. Третья четверть III в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Бронзовая статуя Зевса или Посейдона.
Бронза.
Ок. 460 г. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Европа верхом на быке.
Фреска из Помпей (Дом Роковой любви, IX, 5, 18, g).
I в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXX.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Пастушеская сцена (Младенец Юпитер на острове Крит).
Николас (Клас) Питерс Берхем (1620—1683).
Холст, масло. Ок. 1680 г. 92 × 87 см.
Справа внизу подпись: N. Berchem
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Колоссальная голова Юпитера из Отриколи.
Мрамор.
Римская копия с греческого оригинала IV в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 3.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Леда и лебедь.
Мрамор. Римская копия конца эпохи Адриана оригинала аттической школы середины I в. до н. э.
Венеция, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова Зевса-Амона.
Мрамор.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Аттиса.
Мрамор.
Время Адриана (117—138 гг.).
CIL XIV 38 = ILS 4115.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ (ΩΝ в обрезе перевернуто по отношению к легенде) — Зевс, с обнаженным торсом, в венке и драпировке, сидит на троне влево, держит патеру в протянутой правой руке и скипетр, вертикально, в левой.
В левом поле: Ε.
2. Тетрадрахма, серебро
Антиох VIII Эпифан (Грип)
Дамаск, 116—115 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VIII в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ — Зевс Ураний стоит влево, в руках у него — звезда и скипетр; над головой — полумесяц, слева — две монограммы; все внутри венка.
В обрезе: ΖϘΡ (обозначение даты).
3. Тетрадрахма, серебро
Александр II Забина
Неизвестный монетный двор в Киликии, 128—123 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Александра II в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ — Зевс сидит на троне влево, в правой руке — Ника с венком, в левой — скипетр с тремя лепестками лотоса на наконечнике; слева — монограмма и буква Η, под троном — монограмма.
4. Тетрадрахма, серебро
Антиох V Эвпатор
Антиохия, 164—162 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха V в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ — Зевс Никифор в лавровом венке сидит на троне влево и в левой руке держит скипетр, на вытянутой правой руке у него стоит Ника, надевающая венок на имя царя; слева — монограмма.
В обрезе: ΕΥΠΑΤΟΡΟΣ
5. Тетрадрахма, серебро
Антиох VIII Эпифан (Грип)
Дамаск, 118—117 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VIII в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ — Зевс Ураний, стоящий влево, в руках у него звезда и скипетр, над головой — полумесяц; слева — две монограммы.
В обрезе: обозначение даты (ΕϘΡ).
6. Тетрадрахма, серебро
Кария, 341—335 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона, в лавровом венке, в три четверти вправо, с драпировкой на шее.
РЕВЕРС: Зевс Лабрандийский идет вправо. Справа в поле: ΠΙΞΩΔΑΡΟΥ.
7. Тетрадрахма, серебро
Филипп I Эпифан Филадельф
Неизвестный монетный двор в Киликии, 88—75 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Филиппа I в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΦΙΛΙΠΠΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΦΙΛΑΔΕΛΦΟΥ — Зевс Никифор в лавровом венке сидит на троне влево; на правой руке стоит Ника с венком, в левой — скипетр; слева — монограмма, под троном — еще одна монограмма; все внутри венка.
В обрезе: монограмма.
8. Тетрадрахма, серебро
Адриан
Лаодикея, 129—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS P. P. — обнаженная голова Адриана вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Зевс Лаодикейский стоит влево, держит орла в правой руке, скипетр — в левой.
9. Тетрадрахма, серебро
Антиох X Евсеб Филопатор
Антиохия, 95—94 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха X в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΥΣΕΒΟΥΣ ΦΙΛΟΠΑΤΟΡΟΣ — Зевс Никифор в лавровом венке сидит на троне влево, в левой руке он держит скипетр, на правой стоит Ника с венком; слева — буква Α и монограмма, под троном — еще одна монограмма; все внутри венка.
10. Тетрадрахма, серебро
Антиох IV Эпифан
Ака-Птолемаида, 168—164 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха IV в диадеме вправо, слева — монограмма ΑΒ.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΘΕΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΝΙΚΗΦΟΡΟΥ — Зевс Никифор в лавровом венке сидит на троне влево и в левой руке держит скипетр, на вытянутой правой руке стоит Ника с венком; слева — пальмовая ветвь.
В обрезе: монограмма.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА