Мифы народов мира

ЗЕВС (Ζεύς), ДИЙ, в гре­че­ской мифо­ло­гии вер­хов­ное боже­ство, отец богов и людей, гла­ва олим­пий­ской семьи богов. Зевс — искон­но гре­че­ское боже­ство; его имя чисто индо­ев­ро­пей­ско­го про­ис­хож­де­ния и озна­ча­ет «свет­лое небо» (ср. индо­ев­ро­пей­ское deiuo — «днев­ное сия­ю­щее небо», др.-инд. de­va — «бог», dya­us — «небо» (Дья­ус), греч. Ζεύς, род. п. Διός, «Зевс, бог ясно­го неба», лат. deus — «бог», dies — «день»; др.-инд. Dyaús pi­tar, др.-греч. Ζεύς πα­τήρ — лат. Jup(p)iter, Dies­pi­ter). В антич­но­сти эти­мо­ло­гия сло­ва «Зевс» свя­зы­ва­лась с кор­ня­ми греч. слов «жизнь», «кипе­ние», «оро­ше­ние», «то, через что всё суще­ст­ву­ет». Зевс — сын Кро­но­са (отсюда име­на Зев­са Кро­нид, Кро­ни­он) и Реи (Hes. Theog. 457), он при­над­ле­жит к третье­му поко­ле­нию богов, сверг­ших вто­рое поко­ле­ние — тита­нов. Отец Зев­са, боясь быть низ­ло­жен­ным сво­и­ми детьми, про­гла­ты­вал каж­дый раз толь­ко что рож­дён­но­го Реей ребён­ка. Рея обма­ну­ла мужа, дав ему про­гло­тить вме­сто родив­ше­го­ся Зев­са завёр­ну­тый камень, а мла­де­нец втайне от отца был отправ­лен на Крит на гору Дик­та (453—491). Соглас­но дру­го­му вари­ан­ту, Рея роди­ла Зев­са в пеще­ре горы Дик­та и пору­чи­ла его вос­пи­та­ние куре­там и кори­бан­там, вскор­мив­шим его моло­ком козы Амал­феи (Apol­lod. I 1, 5—7). Имен­но на Кри­те сохра­ни­лись древ­ней­шие фети­шист­ские сим­во­лы почи­та­ния Зев­са Крит­ско­го: двой­ной топор (лаб­рис), маги­че­ское орудие, уби­ваю­щее и даю­щее жизнь, раз­ру­ши­тель­ная и созида­тель­ная сила. Изо­бра­же­ние это­го двой­но­го топо­ра встре­ча­ет­ся на риту­аль­ных вещах меж­ду рога­ми быка, кото­рый на Кри­те так­же являл­ся зооморф­ным вопло­ще­ни­ем Зев­са (в обра­зе быка Зевс похи­тил Евро­пу). Глав­ным место­пре­бы­ва­ни­ем Зев­са Лаб­ри­са, или Зев­са Лабранд­ско­го, счи­тал­ся лаби­ринт (ср. эти­мо­ло­ги­че­ское род­ство назва­ний лаб­рис — лаби­ринт); чудо­вищ­ный мик­сан­тро­пи­че­ский Мино­тавр — оби­та­тель лаби­рин­та и есть одна из ипо­ста­сей Зев­са Крит­ско­го. Образ арха­и­че­ско­го Зев­са сбли­жа­ет­ся с Загре­ем, кото­рый впо­след­ст­вии мыс­лил­ся как сын Зев­са.

В систе­ме мифов о Зев­се Олим­пий­ском пре­бы­ва­ние его на Кри­те явля­ет­ся одним из арха­и­че­ских руди­мен­тов и обыч­но свя­за­но с моти­вом тай­но­го вос­пи­та­ния мла­ден­ца Зев­са. В Дель­фах же почи­тал­ся арха­и­че­ский фетиш омфал («пуп зем­ли») — камень, про­гло­чен­ный Кро­ном, или камень как пуп мла­ден­ца Зев­са (Paus. X 16, 3; Strab. IX 3, 6). Омфал был постав­лен Зев­сом в Пифоне под Пар­на­сом как памят­ник на диво всем смерт­ным (Hes. Theog. 497—500).

Воз­му­жав­ший Зевс вывел сво­их бра­тьев и сестёр из утро­бы Кро­на (493—496, 501 след.), напо­ив его по сове­ту Мети­ды зельем (Apol­lod. I 2, 1). За это они отда­ли во вла­де­ние Зев­су гро­мы и мол­нии (Hes. Theog. 504 след.). Затем Зевс начал борь­бу за власть с Кро­ном и дру­ги­ми тита­на­ми. В тита­но­ма­хии, про­дол­жав­шей­ся десять лет, Зев­су помо­га­ли сто­ру­кие; кик­ло­пы выко­ва­ли ему гром, мол­нию и перун. Побеж­дён­ные тита­ны были низ­верг­ну­ты в Тар­тар (Hes. Theog. 674—735; Apol­lod. I 2, 1).

Три бра­та — Зевс, Посей­дон и Аид — разде­ли­ли власть меж­ду собой. Зев­су доста­лось гос­под­ство на небе, Посей­до­ну — море, Аиду — цар­ство мёрт­вых (Apol­lod. I 2, 1). В древ­ней­шие вре­ме­на Зевс сов­ме­щал функ­ции жиз­ни и смер­ти. Он вла­ды­че­ст­во­вал над зем­лёй и под нею, вер­шил суд над мёрт­вы­ми (Ae­schyl. Suppl. 231). Отсюда один из эпи­те­тов Зев­са — Хто­ний («под­зем­ный») (Hes. Opp. 465; Hom. Il. IX 457). Зев­са Хто­ния почи­та­ли в Корин­фе (Paus. II 2, 8). Одна­ко позд­нее Зевс стал оли­це­тво­рять толь­ко свет­лую сто­ро­ну бытия. В пери­од пат­ри­ар­ха­та Зевс лока­ли­зу­ет­ся на горе с.464 Олимп и име­ну­ет­ся Олим­пий­ским (или Фес­са­лий­ским).

Утвер­жде­ние Зев­са про­ис­хо­дит с боль­шим трудом. Про­тив Зев­са вос­ста­ёт Гея и насы­ла­ет на него своё порож­де­ние — Тифо­на, но Зевс побеж­да­ет это дикое тера­то­морф­ное суще­ство огнен­ны­ми мол­ни­я­ми. По одно­му из вари­ан­тов (Hes. Theog. 820—868), Зевс забро­сил Тифо­на в Тар­тар, по дру­го­му — нава­лил на него Этну (Ae­schyl. Prom. 351—372). Но борь­ба с хто­ни­че­ски­ми чудо­ви­ща­ми про­дол­жа­лась. Гея поро­ди­ла новых детей — гиган­тов и раз­ра­зи­лась гиган­то­ма­хия. По Апол­ло­до­ру, гиган­то­ма­хия про­изо­шла рань­ше тифо­нии, так что Тифон мыс­лит­ся ещё более ужас­ным чудо­ви­щем, чем гиган­ты (Apol­lod. I 6, 1—3).

Борь­ба Зев­са и олим­пий­цев с миром чудо­вищ при­во­дит к ещё одной смене поко­ле­ний богов (до это­го Ура­на сверг Крон, а теперь Кро­на — Зевс). Т. н. орфи­че­ская тео­го­ния счи­та­ла древ­ней­ши­ми вла­ды­ка­ми мира, быв­ши­ми ещё до Кро­на и Реи, Эври­но­му и Офи­о­на — по всей оче­вид­но­сти, змее­вид­ных существ, вла­дев­ших Олим­пом, тоже усту­пив­ших наси­лию и низ­ри­ну­тых в глубь оке­а­на (Apoll. Rhod. I 496—511, ср. Эври­но­ма на дне оке­а­на спа­са­ет Гефе­ста, сбро­шен­но­го с Олим­па). Но само­му Зев­су тоже угро­жа­ет поте­ря вла­сти от сына. Зев­су при­хо­дит­ся бороть­ся за власть даже со сво­и­ми бли­жай­ши­ми род­ст­вен­ни­ка­ми, про­тив него вос­ста­ют Гера, Посей­дон и Афи­на Пал­ла­да (по дру­гой вер­сии, Апол­лон), но ему ока­зы­ва­ет помощь Фети­да (дочь Нерея, сест­ра сверг­ну­той вла­ды­чи­цы Олим­па Эври­но­мы), при­звав на Олимп сто­ру­ких, кото­рые устра­ша­ют заго­вор­щи­ков (Hom. Il. I 396—406). Зевс — новое олим­пий­ское боже­ство — обра­ща­ет­ся за помо­щью к чудо­ви­щам, рож­дён­ным Зем­лёй, и борет­ся с таки­ми же порож­де­ни­я­ми Зем­ли. Олим­пий­ский Зевс счи­та­ет­ся отцом богов и людей, но его власть над олим­пий­ской семьёй не очень твер­да, а веле­ния судь­бы ему часто неве­до­мы, и он узна­ёт их, взве­ши­вая на золотых (м. б. небес­ных, сол­неч­ных) весах судь­бы геро­ев (XXII 209—214). Имен­но по сове­ту Геи — зем­ли и Ура­на — неба Зевс про­гла­ты­ва­ет свою первую супру­гу Мети­ду, чтобы избе­жать рож­де­ния от неё сына, кото­рый будет силь­нее отца (Hes. Theog. 889—900). Феми­да, дочь Геи, откры­ва­ет Зев­су тай­ну, извест­ную и Про­ме­тею (Ae­schyl. Prom. 167—177), что такой же сын родит­ся от Фети­ды (Apoll. Rhod. IV 791—804). Отка­зав­шись от бра­ка с Фети­дой и выдав её за героя Пелея (IV 805—809), Зевс спо­соб­ст­во­вал воз­ник­но­ве­нию Тро­ян­ской вой­ны, испол­няя прось­бу мате­ри Зем­ли (Hom. Il. I 5, ср. XIX 273 след.). Вто­рая супру­га Зев­са — боги­ня спра­вед­ли­во­сти Феми­да. Их доче­ри го́ры сооб­ща­ют жиз­ни богов и людей раз­ме­рен­ность и порядок, а мой­ры, боги­ни судь­бы, от кото­рой сам Зевс уже не зави­сит, как бы про­дол­жа­ют его волю. Управ­ля­е­мый Зев­сом мир олим­пий­цев замет­но меня­ет­ся. Хари­ты, доче­ри Зев­са от Эври­но­мы, вно­сят в жизнь радость, весе­лье, изя­ще­ство. Демет­ра как супру­га Зев­са — уже не порож­даю­щая чудо­вищ зем­ля, а боги­ня обра­ботан­ных полей. Даже Аид похи­ща­ет Пер­се­фо­ну, дочь Зев­са, с его доз­во­ле­ния. Мне­мо­си­на, боги­ня памя­ти, рож­да­ет Зев­су девять муз (т. о., Зевс ста­но­вит­ся источ­ни­ком вдох­но­ве­ния, наук и искусств). От Лето у Зев­са — Апол­лон и Арте­ми­да. Третья по счё­ту, но пер­вая по зна­че­нию жена Гера — боги­ня закон­но­го супру­же­ства и покро­ви­тель­ни­ца брач­ных зако­нов (Hes. Theog. 901—923). Так Зевс посте­пен­но пре­об­ра­зу­ет мир, порож­дая богов, вно­ся­щих в этот мир закон, порядок, нау­ки, искус­ства, нор­мы мора­ли и пр. Одна­ко во мно­гих мифах замет­ны древ­ние доолим­пий­ские свя­зи Зев­са. Он всту­па­ет в брак с музой Кал­лио­пой, рож­даю­щей экс­та­ти­че­ских кори­бан­тов (Strab. X 3, 19), демо­ни­че­ских слу­жи­те­лей хто­ни­че­ской Вели­кой мате­ри Кибе­лы, охра­няв­ших мла­ден­ца Зев­са на Кри­те. Зевс всё ещё поль­зу­ет­ся сво­им древ­ней­шим оруди­ем — гро­ма­ми и мол­ни­я­ми, гру­бой силой подав­ляя сопро­тив­ле­ние или нака­зы­вая. У Гоме­ра он «гро­мо­вер­жец», «высо­ко­гре­мя­щий», «туче­го­ни­тель», насы­ла­тель вет­ров, дождей и лив­ней (Hom. Il. I 354; IV 30; V 672; XIV 54; XVI 297—300), о Зев­со­вых лив­нях упо­ми­на­ет Геси­од (Hes. Opp. 626), Зевс «дождит», по выра­же­нию Алкея (frg. 34). Пав­са­ний отме­ча­ет, что в Афи­нах была ста­туя Геи-зем­ли, моля­щей Зев­са о нис­по­сла­нии дождя (Paus. I 24, 3), афи­няне про­си­ли Зев­са про­лить­ся дождём над паш­ня­ми с.465 (Marc. Aurel. V 7). В виде дуба, кор­ни кото­ро­го омы­вал ручей, почи­тал­ся Зевс Додон­ский в Додоне; его супру­гой счи­та­лась оке­а­нида Дио­на (Hes. Theog. 353).

Зевс Олим­пий­ский — покро­ви­тель общ­но­сти людей, город­ской жиз­ни, защит­ник оби­жен­ных и покро­ви­тель моля­щих, ему пови­ну­ют­ся дру­гие боги (Hom. Il. V 877 след.). Он даёт людям зако­ны (De­mosth. 25, 16, Eur. Hip­pol. 97; Soph. O. R. 865 след.). Зевс вооб­ще ока­зы­ва­ет­ся прин­ци­пом жиз­ни, поро­ди­те­лем все­го живо­го (Max. Tyr. 41, 2), «даро­ва­те­лем жиз­ни», «все­по­ро­ди­те­лем» (Hymn. Orph. LXXIII 2). Зевс покро­ви­тель­ст­ву­ет родо­вой общ­но­сти людей, отсюда Зевс «родо­вой» (Pind. Ol. VIII 16; Pyth. IV 167). В «Умо­ля­ю­щих» Эсхи­ла пред­став­ле­на вели­че­ст­вен­ная фигу­ра вели­ко­го бога, спра­вед­ли­во­го защит­ни­ка и помощ­ни­ка людей. Бла­го­де­тель­ные функ­ции нашли отра­же­ние в его эпи­те­тах: «помощ­ник в беде» (Ae­schyl. Sept. 8), «спа­си­тель» (Paus. IX 26, 7; Soph. frg. 392), «спа­си­тель горо­да», «осно­ва­тель» (Ae­schyl. Suppl. 445), «огра­ди­тель» (Soph. An­tig. 487; Eur. Troad. 17), Поли­ей — «город­ской» (Paus. I 24, 4), Поли­ух — «вла­де­тель государ­ства» (Plat. Legg. XI 921 след.). Зевс Филий (покро­ви­тель дру­же­ских сою­зов) (Plat. Phaedr. 234 e), «отчий», «отец» (Aris­toph. Acharn. 223; Nub. 1468), «оте­че­ский» (Soph. Trach. 288; Plat. R. P. III 391 e). Он следит за соблюде­ни­ем клятв (Paus. V 24, 9; Soph. O. R. 1767). Зевс — помощ­ник вои­нов (Hom. Il. IV 84; Xe­noph. Lac. pol. XIII 2) и сам стра­тег, пол­ко­во­дец (над­пи­си на моне­тах, ср. Cic. In Verr. II 4, 58, 129 — Im­pe­ra­tor), «воин­ский» (He­ro­dot. V 119), «носи­тель победы» (Soph. An­tig. 143; Eur. He­racl. 867, 937). Изве­стен Зевс Булей (Paus. I 3, 5), покро­ви­тель народ­но­го собра­ния (Ae­schyl. Eum. 972; Aris­toph. Equ. 410), ски­пет­ро­дер­жец (Hymp. Orph. XV 6), царь (Aris­toph. Ran. 1278), «вла­ды­ка вла­дык, совер­шен­ней­шая сила бла­жен­ных и совер­шен­ных» (Ae­schyl. Suppl. 525), «все­царь» (Hymn. Orph. LXXIII 4), «эллин­ский» (Aris­toph. Equ. 1253) и даже «все­эл­лин­ский», кото­ро­му в Афи­нах был учреж­дён спе­ци­аль­ный культ (Paus. I 18, 9).

Зевс Олим­пий­ский — отец мно­гих геро­ев, про­во­дя­щих его боже­ст­вен­ную волю и бла­гие замыс­лы. Его сыно­вья: Геракл, Пер­сей, Дио­с­ку­ры, Сар­пе­дон, зна­ме­ни­тые цари и муд­ре­цы Минос, Рада­манф и Эак. Покро­ви­тель­ст­вуя геро­ям, уни­что­жаю­щим хто­ни­че­ских чудо­вищ, Зевс осуж­да­ет кро­во­про­ли­тие и сти­хий­ные бед­ст­вия вой­ны в лице Аре­са (Hom. Il. V 888—898). Одна­ко в мифах о рож­де­нии геро­ев замет­ны древ­ние фети­шист­ские моти­вы. Зевс явля­ет­ся к Данае в виде золо­то­го дождя (Apol­lod. II 4, 1), Семе­ле — с мол­ни­я­ми и гро­ма­ми, Евро­пу он похи­ща­ет, обер­нув­шись быком (Apol­lod. III 1, 1), к Леде явля­ет­ся лебедем (III 10, 7), Пер­се­фоне — зме­ем. Древ­ние зооморф­ные моти­вы замет­ны и в том, что Зевс пре­вра­ща­ет в живот­ных сво­их воз­люб­лен­ных, желая скрыть их от гне­ва Геры (Ио в коро­ву, Кал­ли­сто в мед­веди­цу). Будучи «отцом людей и богов», Зевс вме­сте с тем явля­ет­ся гроз­ной караю­щей силой. По веле­нию Зев­са при­ко­ван к ска­ле Про­ме­тей, украв­ший искру Гефе­сто­ва огня, чтобы помочь людям, обре­чён­ным Зев­сом на жал­кую участь (Эсхил, «При­ко­ван­ный Про­ме­тей»). Несколь­ко раз Зевс уни­что­жал чело­ве­че­ский род, пыта­ясь создать совер­шен­но­го чело­ве­ка. Он послал на зем­лю потоп, от кото­ро­го спас­лись толь­ко Дев­ка­ли­он, сын Про­ме­тея, и его супру­га Пир­ра (Ovid. Met. I 246—380). Зевс хочет уни­что­жить жал­кий род людей и «наса­дить» новый (Ae­schyl. Prom. 231—233). Тро­ян­ская вой­на — тоже след­ст­вие реше­ния Зев­са пока­рать людей за их нече­стие (Hom. Il. I 5, XIX 263 след.). Зевс уни­что­жа­ет род атлан­тов, забыв­ших о почи­та­нии богов, и Пла­тон назы­ва­ет это­го Зев­са «блю­сти­те­лем зако­нов» (Plat. Cri­tias 121 b—c).

Зевс насы­ла­ет про­кля­тия, кото­рые страш­но реа­ли­зу­ют­ся на отдель­ных геро­ях и целом ряде поко­ле­ний (Тан­тал, Сисиф, Атриды, Кад­миды). Так древ­ний арха­и­че­ский Зевс при­ни­ма­ет всё более оче­вид­ные мораль­ные чер­ты, хотя и утвер­жда­ет он свои прин­ци­пы с помо­щью силы. Нача­ла государ­ст­вен­но­сти, поряд­ка и мора­ли у людей свя­за­ны, по пре­да­ни­ям гре­ков, как раз не с дара­ми Про­ме­тея, из-за кото­рых люди воз­гор­ди­лись, а с дея­тель­но­стью Зев­са (Hes. Theog. 96; Opp. 256—264), кото­рый вло­жил в людей стыд и совесть, каче­ства необ­хо­ди­мые в соци­аль­ном обще­нии (Plat. Prot. 320d—322d). Зевс, кото­рый мыс­лил­ся «огнём», «горя­чей суб­стан­ци­ей» (Ter­tull. Adv. Marc. I 13) и оби­тал в эфи­ре (Eur. frg. 487), вла­дея небом как сво­им домом (Cal­lim. Hymn. III 141), ста­но­вит­ся орга­ни­зу­ю­щим сре­дото­чи­ем кос­ми­че­ской и соци­аль­ной жиз­ни на Олим­пе, где зем­ля схо­дит­ся с небом и где небо пере­хо­дит в огнен­ный тон­чай­ший эфир. Мифо­ло­гия Зев­са Олим­пий­ско­го отра­жа­ет укреп­ле­ние пат­ри­ар­халь­ной вла­сти баси­ле­ев, осо­бен­но микен­ских царей, хотя и не дохо­дит до абсо­лют­ной цен­тра­ли­за­ции этой вла­сти (по Геси­о­ду, Зевс был избран на цар­ство бога­ми, Theog. 881—885). Толь­ко в элли­ни­сти­че­скую эпо­ху Зевс при­ни­ма­ет образ миро­во­го все­дер­жи­те­ля и вер­ши­те­ля миро­вых судеб, того «все­ца­ря» и «все­эл­лин­ско­го» вла­ды­ки, кото­ро­го вос­пе­ва­ли в позд­них Орфи­че­ских гим­нах и в гимне «К Зев­су» сто­и­ка Кле­ан­фа (3 в. до н. э.), где уни­вер­са­лизм и кос­мизм Зев­са при­ни­ма­ют моно­те­и­сти­че­ские чер­ты.

с.466 Атри­бу­ты Зев­са — эгида, ски­петр, ино­гда молот. Куль­то­вые празд­ни­ки в честь Зев­са немно­го­чис­лен­ны, посколь­ку ряд его функ­ций был воз­ло­жен на дру­гих богов — испол­ни­те­лей воли Зев­са, нахо­див­ших­ся в гораздо более близ­ких отно­ше­ни­ях к чело­ве­ку: на Апол­ло­на — про­ро­че­ство, на Демет­ру — зем­леде­лие, на Афи­ну — муд­рость и искус­ства. В честь Зев­са Олим­пий­ско­го устра­и­ва­лись панэл­лин­ские Олим­пий­ские игры в Олим­пии — как сим­вол еди­не­ния и вза­им­но­го согла­сия гре­че­ских поли­сов. Зев­су соот­вет­ст­ву­ет рим­ский Юпи­тер.


Лит.: Лосев А. Ф., Олим­пий­ская мифо­ло­гия в ее соци­аль­но-исто­ри­че­ском раз­ви­тии, «Уче­ные запис­ки Мос­ков­ско­го государ­ст­вен­но­го педа­го­ги­че­ско­го инсти­ту­та им. В. И. Лени­на», 1953, т. 72, в. 3; его же, Антич­ная мифо­ло­гия в ее исто­ри­че­ском раз­ви­тии, М., 1957, с. 89—267 («Крит­ский Зевс»); Cook A. B., Zeus. A stu­dy in an­cient re­li­gion, V. 1—3, Camb., 1914—1940; Diels H., Zeus, «Ar­chiv für Re­li­gionswis­sen­schaft», 1923/24, Bd 22; Wila­mowitz-Möl­len­dorff U. von, Zeus, в сб.: Vorträ­ge der Bib­lio­thek War­burg, B.—Lpz., 1926; Sjö­vall H., Zeus im altgrie­chi­schen Haus­kult, Lund, 1931; Nilsson M. P., Va­ter Zeus, «Ar­chiv für Re­li­gionswis­sen­schaft», 1938, Bd 35, № 1—2, S. 156—71; Aeb­li D., Klas­si­scher Zeus, Münch., 1971; Ke­ré­nyi K., Zeus und He­ra, Lei­den, 1972 (Stu­dies in the his­to­ry of re­li­gions, Suppl. to «Nu­men», № 20); Si­mon E., Der frü­he Zeus, в сб.: Ac­ta of the 2nd In­ter­na­tio­nal Col­loq. on Aegean Pre­his­to­ry, 1972.

А. Ф. Лосев.

До нас дошли куль­то­вые ста­туи Зев­са, изо­бра­жаю­щие его на троне со все­ми атри­бу­та­ми вла­сти. В чис­ле про­из­веде­ний антич­ной пла­сти­ки: «Зевс Отри­ко­ли», мно­го­чис­лен­ные релье­фы [на восточ­ном фрон­тоне Пар­фе­но­на — сце­на «Рож­де­ние Афи­ны из голо­вы Зев­са»; на фри­зе Пар­фе­но­на — сце­на «Пана­фи­ней­ское шест­вие» (Зевс сре­ди олим­пий­цев); на восточ­ном фри­зе Пер­гам­ско­го алта­ря сце­на «Бит­ва Зев­са с гиган­та­ми» и др.].

В живо­пи­си 16—18 вв. осо­бой популяр­но­стью поль­зо­ва­лись сце­ны, свя­зан­ные с мифа­ми о Данае, Евро­пе, Ио, Леде. В этот же пери­од рас­про­стра­не­ны были и такие сюже­ты, как «Юпи­тер со спя­щей Антио­пой» (кар­ти­ны Корреджо, Тици­а­на, Я. Тин­то­рет­то, Аго­сти­но и Анни­ба­ле Каррач­чи, Я. Йор­дан­са, Рем­бранд­та и др.), «Юпи­тер и Кал­ли­сто» (кар­ти­ны П. П. Рубен­са, Н. Пус­се­на, Ф. Буше и др.), «Юпи­тер и Семе­ла» (кар­ти­ны Тин­то­рет­то, Б. Спран­ге­ра, Гвер­чи­но и др.). Слу­чаи обра­ще­ния к мифу в евро­пей­ской пла­сти­ке еди­нич­ны (Я. Сан­со­ви­но и др.).

См. также:
ЗЕВС (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 463—466.
Вот здесь на хост цена очень низкая подробная информация на best-hoster.ru
См. по теме: ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ЭРАТО, ЕРАТО • ЭХЕМ • ДАМИЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем.
Мрамор.
IV в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Юпитера.
Мрамор. Кон. I в. н. э.
Драпировка, жезл, фигуры орла и Виктории — тонированный гипс. XIX в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Бронзовая статуя Зевса или Посейдона.
Бронза. Ок. 460 г. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова Зевса-Амона.
Мрамор.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. ГЛИПТИКА.
Нимфа и Фавн (Антиопа и Зевс?).
Италия. Конец XVI века.
Камея. Агат—оникс, золото.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Похищение Европы. Т. н. малая метопа из храма Y в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
560—550 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ганимед, кормящий орла.
Мрамор. Римская копия конца I в. до н. э. с греческого оригинала.
58 × 44 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Зевс и Гера.
Метопа из храма Геры в Селинунте (Сицилия).
480—460 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
9. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Зевс и Гера. Метопа восточного фриза Храма E в Селинунте.
Известняк, мрамор.
460—450 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Серапис.
Мрамор. Римская копия по греческому оригиналу начала III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ (ΩΝ в обрезе перевернуто по отношению к легенде) — Зевс, с обнаженным торсом, в венке и драпировке, сидит на троне влево, держит патеру в протянутой правой руке и скипетр, вертикально, в левой.
В левом поле: Ε.
2. Статер, серебро
Гортина, 280 г. до н.э.
АВЕРС: Европа, полуобнаженная, сидит анфас на платановом дереве, подняв свое покрывало правой рукой и держа левой рукой на своих коленях орла с распростертыми крыльями.
РЕВЕРС: Бык стоит влево, голова обращена назад вправо, к заднему левому копыту, с которого он сгоняет насекомое.
3. Тетрадрахма, серебро
Антиох VIII Эпифан (Грип)
Дамаск, 116—115 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VIII в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ — Зевс Ураний стоит влево, в руках у него — звезда и скипетр; над головой — полумесяц, слева — две монограммы; все внутри венка.
В обрезе: ΖϘΡ (обозначение даты).
4. Тетрадрахма, серебро
Александр II Забина
Неизвестный монетный двор в Киликии, 128—123 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Александра II в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ — Зевс сидит на троне влево, в правой руке — Ника с венком, в левой — скипетр с тремя лепестками лотоса на наконечнике; слева — монограмма и буква Η, под троном — монограмма.
5. Тетрадрахма, серебро
Антиох IV Эпифан
Антиохия, 175—164 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха IV в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΘΕΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ —Зевс Никифор в лавровом венке сидит на троне влево и в левой руке держит скипетр, на вытянутой правой руке у него стоит Ника с венком, надевающая венок на имя царя; слева — монограмма.
В обрезе: ΝΙΚΗΦΟΡΟΥ
6. Тетрадрахма, серебро
Деметрий II Никатор
Сидон, 128—127 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Деметрия II в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΔΗΜΗΤΡΙΟΥ ΘΕΟΥ ΝΙΚΑΤΟΡΟΣ — Зевс Никифор в лавровом венке сидит на троне влево; на правой руке стоит Ника с венком, в левой — скипетр; под троном — ΣΙ.
В обрезе: обозначение даты (ΕΠΡ) и монограмма.
7. Тетрадрахма, серебро
Антиох IV Эпифан
Ака-Птолемаида, 168—164 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха IV в диадеме вправо, слева — монограмма ΑΒ.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΘΕΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΝΙΚΗΦΟΡΟΥ — Зевс Никифор в лавровом венке сидит на троне влево и в левой руке держит скипетр, на вытянутой правой руке стоит Ника с венком; слева — пальмовая ветвь.
В обрезе: монограмма.
8. Тетрадрахма, серебро
Антиох V Эвпатор
Антиохия, 164—162 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха V в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ — Зевс Никифор в лавровом венке сидит на троне влево и в левой руке держит скипетр, на вытянутой правой руке у него стоит Ника, надевающая венок на имя царя; слева — монограмма.
В обрезе: ΕΥΠΑΤΟΡΟΣ
9. Тетрадрахма, серебро
Антиох X Евсеб Филопатор
Антиохия, 95—94 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха X в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΥΣΕΒΟΥΣ ΦΙΛΟΠΑΤΟΡΟΣ — Зевс Никифор в лавровом венке сидит на троне влево, в левой руке он держит скипетр, на правой стоит Ника с венком; слева — буква Α и монограмма, под троном — еще одна монограмма; все внутри венка.
10. Тетрадрахма, серебро
Адриан
Лаодикея, 129—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS P. P. — обнаженная голова Адриана вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Зевс Лаодикейский стоит влево, держит орла в правой руке, скипетр — в левой.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА