Словарь античности

ЗЕРНОВЫЕ КУЛЬТУРЫ (греч. si­tos, лат. fru­men­tum). В эпо­ху антич­но­сти в сель­ском хозяй­стве и тор­гов­ле зер­но­вые куль­ту­ры игра­ли боль­шую роль, возде­лы­ва­ние зер­но­вых куль­тур отра­жа­ло уро­вень эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия. В Гре­ции боги­ней пло­до­ро­дия счи­та­лась Демет­ра, в бла­го­дар­ность за ока­зан­ное ей госте­при­им­ство она через Трип­то­ле­ма обу­чи­ла людей возде­лы­ва­нию сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных куль­тур. Сев и жат­ва зер­но­вых куль­тур сопро­вож­да­лись раз­лич­ны­ми куль­то­вы­ми обы­ча­я­ми, но тре­бо­ва­ли опре­де­лен­ной тех­ни­че­ской под­готов­ки. Тща­тель­но рас­сор­ти­ро­ван­ные семе­на (при­ни­ма­лись меры сохра­не­ния уро­жая от чер­вей и птиц) вно­си­лись в поч­ву при помо­щи боро­ны и плу­га с отва­ла­ми (ушка­ми). В борь­бе с сор­ня­ка­ми при­ме­ня­ли двух­ра­зо­вую про­пол­ку, жали сер­па­ми (часто зазуб­рен­ны­ми), но не коса­ми, у рим­лян име­лись даже жат­ки. Коло­сья высу­ши­ва­лись на гли­ня­ном току, защи­щен­ные от солн­ца и дождей. После молоть­бы зер­но хра­ни­лось в ямах или высо­ких сара­ях и охра­ня­лось от вреди­те­лей. Из всех зер­но­вых куль­тур важ­ней­шей куль­ту­рой была пше­ни­ца. Выра­щи­ва­ли так­же ячмень, рожь, спо­соб­ные про­ти­во­сто­ять капри­зам пого­ды. Овес, при­жив­ший­ся в Евро­пе позд­нее, был изве­стен в антич­но­сти толь­ко в гори­стых мест­но­стях. В слу­чае необ­хо­ди­мо­сти его так­же исполь­зо­ва­ли в пищу. Про­стей­шей зер­но­вой куль­ту­рой была пол­ба (эммер), или пше­ни­ца-одно­зер­нян­ка, кото­рая была заве­зе­на из Пер­сии или Егип­та. У Гис­сар­лы­ка (шли­ма­нов­ская Троя) были най­де­ны ее зер­на. У рим­лян мука из любо­го зер­на назы­ва­лась fa­ri­na.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ГРОМАТИК • АГРИМЕНЗОР • ЗЕМЛЕДЕЛИЕ • ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. МОЗАИКА. Рим.
Триумф Нептуна.
Середина II в.
Тунис, Национальный музей Бардо.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Жатка.
Рельеф из Галлии.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Мойры.
Амфора чернофигурная. Аттика.
Мастер Качелей. Глина. 540—530 гг. до н. э.
Высота 39,4 см; диаметр венчика 17,4 см; диаметр подставки 13,2 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Отон
Рим, 69 г.
АВЕРС: IMP. OTHO CAESAR AVG. TR. P. — обнаженная голова Отона вправо.
РЕВЕРС: PONT. MAX. — Церера стоит влево, держит два зерновых колоса и рог изобилия.
2. Денарий, серебро
Антонин Пий
Рим, 157—158 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. IMP. II — голова Антонина Пия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. XXI COS. IIII — Аннона (Урожай) стоит вправо, левая нога на корабельном носу, на ноге придерживает левой рукой модий зерна, в правой руке корабельный руль.
3. Тетрадрахма, серебро
Гелон
Сиракузы, 485—478 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова речного бога Алфея анфас, с усами, длинной бородой, рожками и нечеловеческими ушами.
РЕВЕРС: ΣVRA — два больших ячменных зерна; все внутри глубоко выбитого квадрата.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА