Словарь античности

ИСИДА (егип., греч.), еги­пет­ское боже­ство мате­рин­ства, изо­бра­жав­ше­е­ся в чело­ве­че­ском обли­ке, в древ­ней­шее вре­мя — почти все­гда с иеро­гли­фом ее име­ни — тро­но­об­раз­ным вен­цом — на голо­ве, в элли­ни­сти­че­скую эпо­ху чаще с коро­вьи­ми рога­ми и лун­ным дис­ком. В мифах об Оси­ри­се Иси­да — сест­ра и супру­га Оси­ри­са, пытав­ша­я­ся спа­сти и защи­тить от Сета его тело. После вос­кре­се­ния Оси­ри­са Иси­да зача­ла от него Гора. Она свя­за­на со мно­ги­ми боги­ня­ми, вос­при­ня­ла от ико­но­гра­фии Хатхор коро­вьи рога и сол­неч­ный диск. В послед­ние сто­ле­тия до нашей эры цен­тром ее куль­та были Филы в Егип­те. Попу­ляр­ность этой боги­ни, управ­ляв­шей чело­ве­че­ской судь­бой, была так вели­ка, что она почи­та­лась и за пре­де­ла­ми Егип­та, во всей Рим­ской импе­рии. При этом, одна­ко, у нее появ­ля­ет­ся столь­ко новых черт, что элли­ни­сти­че­ская Иси­да почти ниче­го обще­го не име­ет с древ­не­еги­пет­ской. Она вос­при­ни­ма­ет чер­ты Тихе (боги­ни слу­чая), Демет­ры и Гека­ты и сли­ва­ет­ся с Кибе­лой. С 4 в. до н. э. появ­ля­ет­ся мисти­че­ский культ Иси­ды, позд­нее опи­сан­ный Апу­ле­ем. Ее культ объ­еди­ня­ет­ся с куль­том Сара­пи­са. В Риме общи­ны ее почи­та­те­лей вна­ча­ле пре­сле­до­ва­лись; Кали­гу­ла пер­вым воз­двиг ей храм под име­нем Иси­ды Кам­пей­ской.


Иси­да. Ста­туя элли­ни­сти­че­ско­го вре­ме­ни (Рим).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Ио в Канопе.
Фреска из Помпей (Дом герцога Омальского, VI. 9. 1).
Третий стиль. Кон. I в. до н. э. — 1-я пол. I в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. НАДПИСИ. Рим.
Плита с посвящением алтаря за благополучие Августа, поставленного Луцием Лукрецием Зетом.
CIL VI 30975 = ILS 3090.
Мрамор.
1 г. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
3. ГЛИПТИКА. Египет.
Береника II.
Сардоникс. Александрия. III в. до н. э.
2,3 × 1,4 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. СКУЛЬПТУРА. Египет.
Изида.
Пентелийский мрамор. I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини, II. 42.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Сакральный пейзаж.
Фреска IV стиля из Помпей.
62—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXIV.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Исида-Фортуна между Луном и Геспером.
Фреска из Помпей (IX. 3. 15).
CIL IV 882.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXV.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Исида-Фортуна-Деметра.
Фреска из Помпей (IX. 7. 21).
45—79 гг.
CIL IV 3832.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXV.
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова Исиды.
Мрамор. Конец II — начало III вв. н. э.
Кипр.
Пафос, Окружной археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Исида.
Мрамор.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал галла.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Исиды.
Мрамор.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Марк Плеторий Цестиан
Рим, 67 г. до н.э.
АВЕРС: Задрапированный бюст вправо (MRR, BMCRR, CRR, RSC: Вакуна; RRC, Hollstein: Исида; RRM: Фортуна), с атрибутами Исиды (колосья, мак и лотос в венке, спиральные локоны), Минервы (шлем с султаном), Аполлона (лавровый венок), Виктории (крылья), Дианы (лук и колчан сзади) и Фортуны (рог изобилия впереди); сзади CESTIANVS вниз, впереди S · C вниз (Cestianus senatus consulto, «Цестиан, согласно постановлению сената»). Кайма из шариков и катушек.
РЕВЕРС: Орел на молнии; вокруг M·PLAETORIVS·M·F·AED·CVR (Marcus Plaetorius Marci filius, aedilis curulis, «Марк Плеторий, сын Марка, курульный эдил»). Кайма из шариков и катушек.
2. Сестерций, медь
Веспасиан
Рим*, 71 г.
АВЕРС: IMP. CAES. VESPASIAN. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. III — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Фронтальный вид храма Исиды, изображенного четырехколонным, на подиуме из пяти ступеней; между колонн, при входе во внутреннее святилище находится стоящая фронтально статуя Исиды, держащая патеру; справа и слева от ступеней на невысоких постаментах стоят статуи; наверху полукруглый фронтон с искусным орнаментом сверху; внутри него Исида, скачущая вправо на собаке.
В поле, слева и справа: S. C.
3. AE 23, медь
Нерон
Перинф, 60—65 гг.
АВЕРС: ΠΟΠΠΑΙΑ ΣΕΒΑΣΤΗ — драпированный бюст Поппеи в диадеме вправо.
РЕВЕРС: Головной убор Исиды внутри лаврового венка.
В поле, слева и справа, Π Ε.
4. Драхма, медь
Адриан
Александрия, 132—133 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ ΚΑΙC ΤΡΑΙΑΝ ΑΔΡΙΑΝΟC CΕΒ — драпированный бюст Адриана в доспехах и в лавровом венке, обращенный вправо.
РЕВЕРС: Исида Фария стоит, обращенная вправо, перед Фаросом Александрийским, держит систр и надутый парус.
В обрезе: Λ ΙΖ (= 17-й год правления).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА