Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АНТО́НИЯ

An­to­nia,

1) дочь Анто­ния и Окта­вии, роди­лась в 39 г. до Р. Х., мать Гн. Доми­ция, отца Неро­на. Suet. Ner. 4. 5;

2) млад­шая сест­ра преды­ду­щей, роди­лась в 36 г. до Р. Х., вер­ная и пре­дан­ная супру­га Дру­за, мать Гер­ма­ни­ка, быв­ше­го впо­след­ст­вии, под име­нем Клав­дия, импе­ра­то­ром, и Ливил­лы. Сла­ви­лась сво­им цело­муд­ри­ем и кра­сотой. Конец ее жиз­ни был омра­чен небла­го­дар­но­стью вну­ка ее Кали­гу­лы. Она умер­ла в 38 г. от Р. Х. Suet. Claud. 1. Cal. 15. Dio Cass. 59, 3. Tac. ann. 3, 3. 18. 11, 3;

3) дочь импе­ра­то­ра Клав­дия, жена Кор­не­лия Сул­лы Фав­ста (Tac. ann. 13, 17. 23), умерщ­вле­на по пове­ле­нию Неро­на. Suet. Ner. 35. Tac. ann. 15, 53.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 103.
См. по теме: ЭР, ЕР • ЭПОРЕДОРИГ, ЕПОРЕДОРИГ • ЭТЕОБУТАДЫ, ЕТЕОБУТАДЫ • ДУКЕТИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Юлия Ливилла, сестра Калигулы? (Варианты: Антония Младшая или ее дочь Ливия Юлия [Ливилла]).
Тип «Лепта — Мальта».
Белый мрамор. 37—39 гг.
Сент, Археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Южная процессия.
Перечисление персонажей, изображенных на рельефе и их гипотетическая идентификация (рисунок С. Боргини и Р. Картани).
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет дамы из династии Юлиев-Клавдиев (Друзилла или Антония Младшая).
Гипсовый слепок.
Оригинал: мрамор, 1-я пол. I в. н. э.
Рим, Музей Римской культуры.
4. ГЛИПТИКА. Рим.
«Камея Тиберия» (т. н. «Большая камея Франции»). Средний регистр.
Пятислойный сардоникс. Ок. 23 г. н. э.
Париж, Национальная библиотека, Кабинет медалей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Антонии Младшей.
Мрамор.
Байи, Археологический музей Флегрейских полей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Южная процессия. Деталь: Антония Младшая, Друз и женская фигура на заднем плане.
Мрамор.
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Южная процессия. Деталь: Антония Старшая (персонаж 40 на южном фризе).
Мрамор.
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Южная процессия, плита с Антонией Младшей, Друзом и маленьким Германиком.
Мрамор.
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Южная процессия, часть от Агриппы до Друза.
Мрамор. 13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Антония Младшая, жена Друза Старшего.
Мрамор. I в.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал императоров.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Клавдий
Рим, 41—45 гг.
АВЕРС: ANTONIA AVGVSTA — бюст Антонии, в драпировке, вправо; на голове надет венок из зерновых колосьев, от которого сзади свисает длинная завязка; волосы сзади заплетены в длинную косу.
РЕВЕРС: SACERDOS DIVI AVGVSTI — два горящих факела, вертикально, связанные сразу под огнем лентой, которая провисает в середине, в то время как ее концы свисают с обеих сторон.
2. Аурей, золото
Клавдий
Рим, 41—45 гг.
АВЕРС: ANTONIA AVGVSTA — бюст Антонии, в драпировке, вправо; на голове надет венок из зерновых колосьев, от которого сзади свисает длинная завязка; волосы сзади заплетены в длинную косу.
РЕВЕРС: CONSTANTIAE AVGVSTI — Антония в образе Констанции (Верность), в драпировке, стоит во фронт, держит длинный факел в правой руке и рог изобилия — в левой.
3. Дупондий, медь
Клавдий
Рим, 42 г.
АВЕРС: ANTONIA AVGVSTA — драпированный бюст Антонии, с непокрытой головой, вправо; волосы сзади заплетены в длинную косу.
РЕВЕРС: TI. CLAVDIVS CAESAR AVG. P. M. TR. P. IMP. P. P. — Клавдий, в тоге, под покрывалом, стоит влево, держит симпулум в правой руке, левая рука у бока.
Внизу в поле, слева и справа: S. C.
4. Денарий, серебро
Клавдий
Рим, 41—45 гг.
АВЕРС: ANTONIA AVGVSTA — бюст Антонии, в драпировке, вправо; на голове надет венок из зерновых колосьев, от которого сзади свисает длинная завязка; волосы сзади заплетены в длинную косу.
РЕВЕРС: CONSTANTIAE AVGVSTI — Антония в образе Констанции (Верность), в драпировке, стоит во фронт, держит длинный факел в правой руке и рог изобилия — в левой.
5. Дупондий, медь
Клавдий
Рим, 41—42 гг.
АВЕРС: ANTONIA AVGVSTA — драпированный бюст Антонии, с непокрытой головой, вправо; волосы сзади заплетены в длинную косу.
РЕВЕРС: TI. CLAVDIVS CAESAR AVG. P. M. TR. P. IMP. — Клавдий, в тоге, под покрывалом, стоит влево, держит симпулум в правой руке, левая рука у бока.
Внизу в поле, слева и справа: S. C.
6. Аурей, золото
Клавдий
Рим, 41—45 гг.
АВЕРС: ANTONIA AVGVSTA — бюст Антонии, в драпировке, вправо; на голове надет венок из зерновых колосьев, от которого сзади свисает длинная завязка; волосы сзади заплетены в длинную косу.
РЕВЕРС: SACERDOS DIVI AVGVSTI — два горящих факела, вертикально, связанные сразу под огнем лентой, которая провисает в середине, в то время как ее концы свисают с обеих сторон.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА