Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

А́ПЕКС

Apex, соб­ст­вен­но вся­кое ост­ро­ко­не­чие, затем око­неч­ность шля­пы (pi­leus) с тон­ким, обмотан­ным шер­стью пру­том, vig­ra olea­gi­nea, так­же и сам pi­leus, ост­ро­ко­неч­ный голов­ной убор, осо­бен­но шля­па жре­цов, сход­ная с гре­че­ской κυρ­βα­σία; ее носи­ли пре­иму­ще­ст­вен­но фла­ми­ны и салии, a fla­men Dia­lis имел посто­ян­но на голо­ве, когда нахо­дил­ся вне сво­его дома; по пре­да­нию, употреб­ле­ние ее введе­но было Аска­ни­ем. Шля­па эта была бело­го цве­та, име­ла фор­му кону­са и сши­ва­лась из шку­ры жерт­вен­но­го ягнен­ка. Liv. 6, 41. Lu­can. 1, 604. Сло­во apex ино­гда употреб­ля­ет­ся в том же смыс­ле, как tia­ra (так назы­ва­лась шап­ка пер­сид­ских госуда­рей, так­же квер­ху кону­со­об­раз­но сужи­вав­ша­я­ся), и име­ет то же пере­нос­ное зна­че­ние, как наше «коро­на». Cic. Cat. m. 17, 60. Liv. 1, 36. Hor. od. 1, 34, 14 сл. 3, 21, 20. В шле­ме апек­сом назы­ва­лось то углуб­ле­ние, в кото­рое встав­лял­ся сул­тан.

См. также:
АПЕКС (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 109.
См. по теме: ЭПИДОСЫ • ЭПОБЕЛИЯ, ЕПОБЕЛИЯ • ЭРГАДЕИДА • ДЕЛЬФИНИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф, изображающий принесение священных обетов перед храмом Юпитера Капитолийского.
Рисунок XVI в. (Codex Vaticanus Latinus 3439, f. 83).
Париж, Лувр.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Реконструкция рельефа, изображающего оглашение авгурий и принесение священных обетов.
О. Ферретти. 1907 г.
Париж, Лувр.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф, изображающий оглашение авгурий и принесение священных обетов.
Серый мрамор.
1-я четверть II в. н. э.
Париж, Лувр.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя императора Тита.
Мрамор.
79—81 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фламин.
Мрамор.
250—265 гг. н. э.
Париж, Лувр.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фламин.
Мрамор.
250—265 г. н. э.
Париж, Лувр.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фигуры в тогах перед храмом Юпитера Капитолийского. Правая панель рельефа «Жертвоприношение перед храмом Юпитера Капитолийского».
Мрамор. 118—125 гг. н. э.
Париж, Лувр.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Рим, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юлия Цезаря в лавровом венке вправо. Кайма из точек.
РЕВЕРС: L. MVSSIDIVS LONGVS (Lucius Mussidius Longus) — рог изобилия на земном шаре (BMCRR: небесном глобусе), в секторах которого, образованных меридианами, имеются отметки; слева корабельный руль, справа крылатый кадуцей и шапка фламина (apex). Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Рим, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юлия Цезаря в лавровом венке вправо. Кайма из точек.
РЕВЕРС: L. MVSSIDIVS LONGVS (Lucius Mussidius Longus) — рог изобилия на земном шаре (BMCRR: небесном глобусе), слева корабельный руль, справа крылатый кадуцей и шапка фламина (apex). Кайма из точек.
3. Денарий, серебро
Адриан
Рим, 125—128 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS — бюст Адриана, в лавровом венке, с драпировкой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: COS. III — жертвенный нож, литуус, апекс и симпулум, — все лежат на топоре, который лежит горизонтально, вниз лезвием.
4. AE 16, бронза
Гай Юлий Цезарь
Треверы, 51—50 гг. до н.э.
АВЕРС: Слон идет вправо, топча ногами дракона, знамя германцев.
В обрезе: A. HIRTIVS (Aulus Hirtius).
РЕВЕРС: Символы понтификата: апекс (apex), секира (securis, жертвенный топор), увенчанная волчьей головой, кропило (aspergillum) и ковш (simpulum).
5. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Галлия (монетный двор, перемещавшийся с Цезарем), 49—48 гг. до н.э.
АВЕРС: Символы понтификата: апекс (apex), секира (securis, жертвенный топор), увенчанная волчьей головой, кропило (aspergillum) и ковш (simpulum).
РЕВЕРС: Слон идет вправо, топча дракона.
В обрезе CAESAR
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА