Словарь античности

КАТАРСИС (греч. очи­ще­ние). Соглас­но воз­зре­ни­ям гре­ков, телес­ное и душев­ное здо­ро­вье чело­ве­ка зави­сит от гар­мо­ни­че­ско­го соче­та­ния всех эле­мен­тов и «сил» (dy­na­meis). Меди­ци­на вос­ста­нав­ли­ва­ет раз­ру­шен­ную гар­мо­нию очи­сти­тель­ны­ми про­цеду­ра­ми; поэ­зия и музы­ка так­же «очи­ща­ют» и осво­бож­да­ют душу и дух чело­ве­ка сво­им бла­готвор­ным вли­я­ни­ем. Пифа­го­рей­цы при­пи­сы­ва­ли катар­ти­че­ское дей­ст­вие музы­ке, а Ари­сто­тель — еще и аффек­там, вызы­вае­мым тра­геди­ей, — стра­хом и состра­да­ни­ем. Не вполне понят­но, каков смысл ари­сто­телев­ско­го выра­же­ния «kathar­sis pathe­ma­ton» — имел ли он в виду «очи­ще­ние стра­стей» (т. е. устра­не­ние излиш­не­го, избы­точ­но­го) или «очи­ще­ние от стра­стей» (т. е. пол­ное избав­ле­ние от них). Пра­виль­ность пер­вой интер­пре­та­ции может быть под­твер­жде­на ари­сто­телев­ским уче­ни­ем о «середине»; вто­рая прав­до­по­доб­на в том слу­чае, если «pho­bos» и «eleos» озна­ча­ют у Ари­сто­те­ля не «страх» и «состра­да­ние», а «отвра­ще­ние» и «жалость». По мыс­ли Лес­син­га, катар­сис очи­ща­ет стра­сти, дово­дя их до сте­пе­ни «опы­тов бла­го­нра­вия». Б. Брехт назы­вал ари­сто­телев­ский катар­сис «омо­ве­ни­ем» (wa­schung), кото­рое «совер­ша­лось непо­сред­ст­вен­но ради удо­воль­ст­вия». У Пла­то­на катар­сис ста­но­вит­ся пред­по­сыл­кой погру­же­ния души в лоно боже­ства, а тем самым сово­куп­но­стью всех чело­ве­че­ских доб­ро­де­те­лей.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: МАЙЕВТИКА • КАТЕГОРИИ • MATERIA PRIMA • КОСМОПОЛИТИЗМ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА