Словарь античности

ЛОГОС (греч. соби­рать, упо­рядо­чи­вать в отно­ше­нии к любой функ­ции чело­ве­че­ской мыш­ле­ния), тер­мин оби­ход­но­го язы­ка, введен­ный в фило­соф­ский язык для обо­зна­че­ния про­ник­но­ве­ния в смысл явле­ний и поэто­му рацио­наль­но­го свой­ства («логи­че­ский»). Логос про­ти­во­сто­ит мифу, для кото­ро­го харак­тер­на трак­тов­ка духов­ной дея­тель­но­сти чело­ве­ка и пере­жи­ва­ний как резуль­та­та вме­ша­тель­ства бога и демо­ни­че­ских сил. Т. о., у логоса мно­го зна­че­ний: 1. Чело­ве­че­ское сло­во вооб­ще. 2. Беседа, суж­де­ние, посло­ви­ца, при­каз, реше­ние. 3. Фан­та­сти­че­ское (сказ­ка) или реа­ли­сти­че­ское повест­во­ва­ние. Их авто­ры назы­ва­лись лого­гра­фа­ми. Посколь­ку у исто­ков гре­че­ских про­за­и­че­ских про­из­веде­ний сто­ят сочи­не­ния древ­не­гре­че­ской исто­ри­че­ской про­зы, тер­мин логос употреб­ля­ет­ся для обо­зна­че­ния отлич­но­го от поэ­зии жан­ра про­зы. 4. В дра­ме логос озна­чал диа­лог дей­ст­ву­ю­щих лиц, отлич­ный от хоро­во­го выступ­ле­ния. 5. В фило­со­фии: в пони­ма­нии Герак­ли­та — все­об­щий закон, осно­ва мира. У сто­и­ков логос — миро­вой разум, кото­ро­му под­чи­ня­ют­ся при­ро­да и чело­век; ино­гда логос трак­то­ва­ли как сло­во лич­но­го и «живо­го» бога. Филон Алек­сан­дрий­ский сфор­му­ли­ро­вал уче­ние о лого­се как о веч­ной боже­ст­вен­ной силе (разу­ме), явля­ю­щей­ся как бы «сыном божьим» — посред­ни­ком меж­ду богом и людь­ми. Он — сло­во и мысль бога, кото­рый с помо­щью логоса сотво­рил мир вещей (иде­а­лизм). В хри­сти­ан­стве этот тер­мин встре­ча­ет­ся пер­во­на­чаль­но в Еван­ге­лии от Иоан­на. Окон­ча­тель­но иден­ти­фи­ка­ция логоса с Иису­сом Хри­стом, «сыном божьим», его пони­ма­ние как «воче­ло­ве­чи­ва­ние» утвер­ди­лись в сочи­не­ни­ях отцов церк­ви. Поня­тие логоса широ­ко исполь­зо­ва­лось авто­ра­ми рели­ги­оз­ных и фило­соф­ских трак­та­тов для мета­фи­зи­че­ской интер­пре­та­ции мифи­че­ских геро­ев и рели­ги­оз­ных поня­тий гре­че­ской, иудей­ской и хри­сти­ан­ской тео­ло­гии. В антич­ной логи­ке логос обо­зна­ча­ли оцен­ку, тол­ко­ва­ние и опре­де­ле­ние поня­тий. 6. В мате­ма­ти­ке: вычис­ле­ние, в част­но­сти обо­зна­че­ние соот­но­ше­ния, выра­жаю­ще­го деле­ние без остат­ка двух чисел. 7. В грам­ма­ти­ке: изре­че­ние.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: МАЙЕВТИКА • КАТЕГОРИИ • MATERIA PRIMA • КОСМОПОЛИТИЗМ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА