Словарь античности

КИНИКИ (лат. cy­ni­ci), наи­бо­лее зна­чи­тель­ная сокра­ти­че­ская шко­ла гре­че­ской фило­со­фии. Имя свое полу­чи­ли либо от Кино­сар­га — гим­на­сия, где зани­мал­ся с уче­ни­ка­ми Анти­сфен, осно­ва­тель шко­лы, либо от сло­ва «kyon» (соба­ка), посколь­ку Анти­сфен счи­тал, что жить сле­ду­ет «подоб­но соба­ке». Глав­ные пред­ста­ви­те­ли кини­че­ской шко­лы — Анти­сфен (ее осно­ва­тель) и Дио­ген Синоп­ский. Соглас­но уче­нию кини­ков, конеч­ная цель чело­ве­че­ских устрем­ле­ний — доб­ро­де­тель; она сов­па­да­ет со сча­стьем. Доб­ро­де­тель заклю­ча­ет­ся в уме­нии доволь­ст­во­вать­ся малым и избе­гать зла; доб­ро­де­те­ли науча­ют­ся, одна­ко для это­го нуж­но не столь­ко зна­ние, сколь­ко сила воли; про­яв­ля­ет­ся доб­ро­де­тель в поступ­ках. Уме­ние доволь­ст­во­вать­ся малым обес­пе­чи­ва­ет, соглас­но кини­кам, неза­ви­си­мость. Но неза­ви­си­мость кини­ков озна­ча­ла и отри­ца­ние куль­ту­ры, искус­ства, семьи, государ­ства, иму­ще­ства, нау­ки и обще­ст­вен­ных уста­нов­ле­ний вплоть до созна­тель­но­го эпа­ти­ро­ва­ния обще­ства. Стрем­ле­ние кини­ков пре­дель­но огра­ни­чить свои потреб­но­сти, пол­ное отри­ца­ние всех усто­ев, их инди­виду­а­лизм, отвер­гаю­щий любые свя­зи, — все это было отра­же­ни­ем бед­ст­вен­но­го поло­же­ния народ­ных масс, их прак­ти­че­ской ото­рван­но­сти от жиз­ни обще­ства. Кини­ки были носи­те­ля­ми мате­ри­а­ли­сти­че­ских, номи­на­лист­ских и вопре­ки народ­ным веро­ва­ни­ям моно­те­и­сти­че­ских взглядов. Они тре­бо­ва­ли отме­ны соб­ст­вен­но­сти, раз­ли­чий в поло­же­нии, име­но­ва­ли себя «граж­да­на­ми мира». Взгляды кини­ков часто изла­га­лись в фор­ме диа­т­ри­бы. Впо­след­ст­вии кини­че­ская шко­ла сли­лась со Сто­ей и как тако­вая пре­кра­ти­ла суще­ст­во­ва­ние. В 1 в. н. э. в усло­ви­ях, сход­ных с усло­ви­я­ми зарож­де­ния киниз­ма в Гре­ции, он воз­ро­дил­ся в Риме, там он суще­ст­во­вал еще в 4 в.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: LATHE BIOSAS • КИРЕНСКАЯ ШКОЛА • МЕГАРИКИ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Диоген (саркофаг муз, правая боковая панель).
Мрамор. Рим. 1-я половина II в. н. э.
Париж, Лувр.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Диогена (?).
Мрамор.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал философов.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Философ (портретная голова от статуи).
Бронза. Ок. 240 г. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Диогена (?).
Мрамор.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал философов.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Философ (руки от статуи).
Бронза. Ок. 240 г. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Карикатурная статуэтка философа-циника.
Бронза. I в. н. э.
Помпеи.
Неаполь, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА