Словарь античности

КНИГА. Антич­ная кни­га пред­став­ля­ла собой пер­во­на­чаль­но папи­рус­ный сви­ток, про­ис­хо­див­ший из Егип­та и рас­про­стра­нив­ший­ся во всем антич­ном мире. На свит­ке писа­ли столб­ца­ми вдоль гори­зон­таль­ных воло­кон и сво­ра­чи­ва­ли его тек­стом внутрь. Чте­ние раз­вер­ну­то­го свит­ка начи­на­ли от пра­во­го столб­ца к лево­му. В насто­я­щее вре­мя фор­ма свит­ка сохра­ни­лась для гра­мот, дипло­мов и т. д. В 4—5 вв. сви­ток начал вытес­нять­ся кодек­сом (древ­ней руко­пи­сью), кото­рый вплоть до наше­го вре­ме­ни явля­ет­ся основ­ной фор­мой кни­ги. Пер­во­на­чаль­но кодекс изготав­ли­вал­ся из папи­ру­са, затем — из пер­га­мен­та, обла­дав­ше­го гораздо более широ­ки­ми воз­мож­но­стя­ми для исполь­зо­ва­ния, чем папи­рус. Кни­ги раз­мно­жа­лись пере­пи­сы­ва­ни­ем. Пер­вым извест­ным нам кни­го­из­да­те­лем являл­ся рим­ля­нин Аттик, друг Цице­ро­на. Сочи­не­ния рим­ских авто­ров (Гора­ция, Мар­ци­а­ла) свиде­тель­ст­ву­ют о суще­ст­во­ва­нии книж­ных мага­зи­нов. В позд­не­ан­тич­ные вре­ме­на появи­лись пуб­лич­ные биб­лио­те­ки и част­ные соби­ра­те­ли книг, к наи­бо­лее извест­ным из кото­рых при­над­ле­жа­ли Ари­сто­тель и Цице­рон.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПИТАЛАМИЙ • ЭНКИКЛИЯ • «ИДИЛЛИИ» • ЭПАГОГИЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Сцены из жизни греческой школы.
Краснофигурный килик, тип B. Аттика, Афины.
Приписывается гончару Пифону, вазописец Дурис (подпись: Δορις εγραφσεν).
Глина.
Поздняя архаика, переход к ранней классике, ок. 485—480 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Старый музей.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
«Сафо».
Фреска IV стиля из Помпей (VI Insula Occidentalis).
55—79 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Портрет пекаря Теренция Неона и его жены.
Фреска IV стиля из Помпей.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Женщина с вощеными табличками и стилем (т. н. Сапфо).
Фреска IV стиля из Помпей (VI Insula Occidentalis).
55—79 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. КЕРАМИКА. Греция.
Сцены из жизни греческой школы.
Краснофигурная чаша. Аттика.
Мастер Дурис.
Глина.
Ок. 500—450 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Старый музей.
6. КЕРАМИКА. Греция.
Сцены из жизни греческой школы.
Краснофигурный килик, тип B. Аттика, Афины.
Приписывается гончару Пифону, вазописец Дурис (подпись: Δορις εγραφσεν).
Глина.
Поздняя архаика, переход к ранней классике, ок. 485—480 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Старый музей.
7. КЕРАМИКА. Греция.
Поэт Лин наставляет молодого Мусея.
Блюдо.
Глина. V в. до н. э.
Париж, Лувр.
8. НАДПИСИ. Рим.
Надпись из гробницы Квинкциев (гробница A).
100—71 гг. до н. э.
CIL I2 2527a. ILLRP 795. AE 2000, 181.
Рим, Гробницы на виа Статилиа.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Портрет пекаря Теренция Неона и его жены.
Фреска IV стиля из Помпей.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Портрет пекаря Теренция Неона и его жены.
Фреска IV стиля из Помпей.
Неаполь, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА