Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АПОФЕО́З

Ἀπο­θέωσις, обо­готво­ре­ние людей. Веро­ва­ние, что герои удо­ста­и­ва­ют­ся обра­ще­ния в богов, уже в дав­ние вре­ме­на суще­ст­во­ва­ло у гре­ков. У Гоме­ра един­ст­вен­ный при­мер пред­став­ля­ет Лев­ко­фея (Od. 5, 334). Пер­во­на­чаль­но пред­по­ла­га­лось, что и тело героя, ста­но­вя­ще­го­ся богом, пере­но­сит­ся в цар­ство богов; такие веро­ва­ния суще­ст­во­ва­ли, напр., отно­си­тель­но Герак­ла, Ахил­ла и др. (ср. ска­за­ния рим­лян об исчез­но­ве­нии Рому­ла и Энея); позд­нее яви­лось пред­став­ле­ние, что тело героя, при­чис­ля­е­мо­го к сон­му бес­смерт­ных, состо­я­щее из частиц смерт­ных и бес­смерт­ных, перед обо­жест­вле­ни­ем очи­ща­ет­ся от пер­вых дей­ст­ви­ем огня. Осо­бен­ный род апо­фе­о­за в позд­ней­ший пери­од гре­че­ской исто­рии состо­ял в том, что исто­ри­че­ским дея­те­лям после их смер­ти изре­че­ни­ем ора­ку­ла или поста­нов­ле­ни­ем кол­ле­гии жре­цов при­сва­и­ва­лось пра­во поль­зо­вать­ся боже­ски­ми поче­стя­ми; так, напри­мер, обо­жест­вле­ны были Ликург Спар­тан­ский, Гар­мо­дий и Ари­сто­ги­тон, вои­ны, пав­шие при Мара­фоне и Пла­тее; а в позд­ней­шие вре­ме­на извра­ще­ния рели­ги­оз­но­го созна­ния такие поче­сти опре­де­ля­лись для неко­то­рых лиц еще при жиз­ни послед­них; пер­вый удо­сто­ил­ся тако­го апо­фе­о­за Лисандр, а сто­ле­ти­ем поз­же Димит­рий Поли­ор­кет. Новый пери­од в исто­рии гре­че­ско­го обо­готво­ре­ния вла­сти­те­лей и воен­ных геро­ев начи­на­ет­ся с Алек­сандра и Пто­ле­ме­ев. Это гре­че­ское обо­жа­ние вла­сти после паде­ния рес­пуб­ли­кан­ской сво­бо­ды пере­не­се­но было в Рим. Юлий Цезарь, кото­ро­му еще при жиз­ни были ока­зы­вае­мы боже­ские поче­сти, после смер­ти при­чис­лен был к сон­му богов (Suet. Caes. 88); с это­го нача­лось посто­ян­ное рели­ги­оз­ное чест­во­ва­ние импе­ра­то­ров. Обряд обо­готво­ре­ния импе­ра­то­ров, а ино­гда и импе­ра­триц, так назы­вае­мые con­sec­ra­tio, совер­шал­ся на осно­ва­нии реше­ния сена­та и по пред­ло­же­нию ново­го импе­ра­то­ра, насле­до­вав­ше­го обо­готво­ря­е­мо­му. После погре­бе­ния во двор­це выстав­ля­лось в тече­ние 7 дней на носил­ках из сло­но­вой кости вос­ко­вое изо­бра­же­ние умер­ше­го, затем всад­ни­ки и сена­то­ры нес­ли его на форум, а оттуда на Мар­со­во поле. Здесь это изо­бра­же­ние, вели­ко­леп­но изу­кра­шен­ное, ста­ви­лось на костер, усы­пан­ный бла­го­во­ни­я­ми; новый импе­ра­тор зажи­гал костер; с высоты кост­ра взле­тал орел: по народ­но­му веро­ва­нию, он уно­сил душу импе­ра­то­ра к богам. С этих пор умер­ше­му возда­ва­ли боже­ские поче­сти, его назы­ва­ли Di­vus, стро­и­ли ему хра­мы и назна­ча­ли жре­цов. He­ro­dian. 4, 2.

См. также:
АПОФЕОЗ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 117—118.
См. по теме: ДЕЛЬФИНИЙ • ЭННОМ, ЕННОМ • ЭПИГЕЙ, ЕПИГЕЙ • ЭПИДОСЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Луция Вера.
Сцена из цикла «Апофеоз» римского Парфянского фриза в Эфесе.
Доломитовый мрамор с острова Тасос. После 169 (166?) г.
Вена, Музей Эфеса.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Гомера. Деталь: увенчанный Гомер на троне.
Мраморный вотивный рельеф. Ок. 225—205 гг. до н. э.
Лондон, Британский музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Алтарь ларов Августа. Апофеоз Энея или Юлия Цезаря?
Мрамор. 12—2 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Антонина Пия и Фаустины. Рельеф на лицевой стороне цоколя колонны Антонина Пия.
Белый италийский мрамор.
161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Антонина Пия и Фаустины. Фрагмент рельефа на лицевой стороне постамента колонны Антонина Пия.
Белый италийский мрамор.
161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Антонин Пий и Фаустина на крыльях Гения смерти. Фрагмент рельефа на лицевой стороне постамента колонны Антонина Пия.
Белый италийский мрамор.
161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Постамент колонны Антонина Пия, вид в одну четверть.
Белый италийский мрамор.
161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Левая сторона постамента колонны Антонина Пия, вид в три четверти.
Белый италийский мрамор.
161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Тита.
Рельеф на своде арки Тита.
81—96 гг.
Рим, Римский Форум, Арка Тита.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Тита.
Рельеф на своде арки Тита.
81—96 гг.
Рим, Римский Форум, Арка Тита.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: DIVVS AVGVSTVS VESPASIANVS — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Два козерога, слева и справа, круп к крупу, поддерживают круглый щит с надписью S. C.; внизу — земной шар.
2. Денарий, серебро
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: DIVVS AVGVSTVS VESPASIANVS — голова Веспасиана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Квадрига неторопливо движется влево, с роскошно украшенной колесницей в виде небольшого храма, между двумя Викториями сверху.
В обрезе: EX. S. C.
3. Сестерций, медь
Тит
Рим, 80 г.
АВЕРС: IMP. T. CAES. DIVI VESP. F. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VIII
В центре, большими буквами: S. C.
РЕВЕРС: DIVI / AVG. / VESP. — вверху в три линии. Божественный Веспасиан, в лучистом венце и в тоге, сидит вправо на троне на квадриге, запряженной четырьмя слонами с погонщиками; он держит длинный скипетр и Викторию.
В обрезе: S. P. Q. R.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА