Словарь античности

АПОФЕОЗ (греч. обо­жест­вле­ние), в древ­но­сти на Ближ­нем Восто­ке и в Егип­те суще­ст­во­ва­ла тра­ди­ция при­чис­лять царей к сон­му богов или их сыно­вей. Под вли­я­ни­ем ближ­не­во­сточ­ной тра­ди­ции и у гре­ков вошло в обы­чай куль­то­вое почи­та­ние людей за осо­бые заслу­ги перед государ­ст­вом или горо­дом. В мифо­ло­гии это выра­зи­лось в куль­те геро­ев, напо­до­бие «Vi­ta He­rac­lea» («Жиз­ни Герак­ла»). В импе­ра­тор­скую и визан­тий­скую эпо­хи обы­чай обо­жест­вле­ния пере­шел в культ пра­ви­те­лей.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. также:
АПОФЕОЗ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ЭПУЛОНЫ • ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭНКОЙМЕСИС • ЭФФАТУМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 25 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Луций Вер в образе Марса (?). Деталь.
Сцена из цикла «Апофеоз Луция Вера» римского Парфянского фриза в Эфесе.
Доломитовый мрамор с острова Тасос. После 169 (166?) г.
Вена, Музей Эфеса.
2. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Фиала с рельефным декором — колесницы.
Южная Италия, Калена.
Глина, лак. III в. до н. э.
Инв. № АВ 602.
Москва, ГМИИ имени А. С. Пушкина.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Луций Вер в образе Марса (?).
Сцена из цикла «Апофеоз Луция Вера» римского Парфянского фриза в Эфесе.
Доломитовый мрамор с острова Тасос. После 169 (166?) г.
Вена, Музей Эфеса.
4. КЕРАМИКА. Великая Греция.
Патера для жертвенных возлияний.
Греция, Южная Италия, Кампания.
Терракота, черная глазурь. III в. до н. э.
Инв. № 01.8.13.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Луций Вер в образе Марса (?).
Сцена из цикла «Апофеоз Луция Вера» римского Парфянского фриза в Эфесе.
Доломитовый мрамор с острова Тасос. После 169 (166?) г.
Вена, Музей Эфеса.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Луция Вера (деталь).
Сцена из цикла «Апофеоз» римского Парфянского фриза в Эфесе.
Доломитовый мрамор с острова Тасос. После 169 (166?) г.
Инв. № I 867.
Вена, Музей Эфеса.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Гомера. Деталь: увенчанный Гомер на троне.
Мраморный вотивный рельеф. Ок. 225—205 гг. до н. э.
Лондон, Британский музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Антонин Пий и Фаустина на крыльях Гения смерти. Фрагмент рельефа на лицевой стороне постамента колонны Антонина Пия.
Белый италийский мрамор. 161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Cortile delle Corazze.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Луция Вера (деталь).
Сцена из цикла «Апофеоз» римского Парфянского фриза в Эфесе.
Доломитовый мрамор с острова Тасос. После 169 (166?) г.
Инв. № I 867.
Вена, Музей Эфеса.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Тита.
Рельеф на своде арки Тита.
81—96 гг.
Рим, Римский Форум, Арка Тита.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 3)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: DIVVS AVGVSTVS VESPASIANVS — голова Веспасиана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Квадрига неторопливо движется влево, с роскошно украшенной колесницей в виде небольшого храма, между двумя Викториями сверху.
В обрезе: EX. S. C.
2. Денарий, серебро
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: DIVVS AVGVSTVS VESPASIANVS — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Два козерога, слева и справа, круп к крупу, поддерживают круглый щит с надписью S. C.; внизу — земной шар.
3. Сестерций, медь
Тит
Рим, 80 г.
АВЕРС: IMP. T. CAES. DIVI VESP. F. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VIII
В центре, большими буквами: S. C.
РЕВЕРС: DIVI / AVG. / VESP. — вверху в три линии. Божественный Веспасиан, в лучевой короне и в тоге, сидит вправо на троне на квадриге, запряженной четырьмя слонами с погонщиками; он держит длинный скипетр и Викторию.
В обрезе: S. P. Q. R.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА