Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АРБИ́ТР

Arbĭter, (от ar = ad и древ­не­го гла­го­ла be­te­re = ve­ni­re: qui in rem prae­sen­tem ve­nit), назна­чен­ный обык­но­вен­но от пре­то­ра све­ду­щий тре­тей­ский судья, не свя­зан­ный, как iudex, стро­ги­ми фор­ма­ми зако­на, а решав­ший дело по сооб­ра­же­ни­ям так назы­вае­мой aequi­tas. Cic. Rosc. com. 4. Отсюда все про­цес­сы, не под­чи­нен­ные стро­гим фор­му­лам, назы­ва­лись ar­bit­ria (см. Ac­tio). В древ­ней­шие вре­ме­на ar­bit­ri явля­ют­ся при спо­рах из-за гра­ниц (Cic. legg. 1, 21) и затем при неко­то­рых про­цес­сах ex fi­de bo­na. Об ar­bi­ter у гре­ков см. Διαιτη­τής.

Arbĭter bi­ben­di, или ma­gis­ter, так­же rex con­vi­vii, назы­вал­ся сим­по­си­арх, т. е. избран­ный посред­ст­вом мета­ния костей пред­седа­тель пира; он опре­де­лял раз­ме­ры и чис­ло куб­ков и т. п. Hor. od. 1, 4, 18. 2, 7, 25. sat. 2, 6, 69.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 125.
См. по теме: ЭПЕВНАКТЫ, ЭПЕЙНАКТЫ, ЕПЕЙНАКТЫ • ЭФЕБ, ЕФЕБ • АКВЕГАУСТ • АНХИСТИЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. МОЗАИКА. Рим.
Мозаика со сценой гладиаторского боя (т. н. «Симмахиева мозаика»).
Мрамор, известняк и стеклянная паста.
III в.
Мадрид, Национальный археологический музей.
2. МОЗАИКА. Рим.
Бой гладиаторов.
Напольная мозаика одной из вилл.
Ок. 250 г.
Ненниг-на-Мозеле (Германия), Римская вилла.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная сторона крышки саркофага с детскими играми.
Мрамор.
275—300 гг.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, LVIII. 7.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА