Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭФЕ́Б, ЕФЕБ

Ἔφη­βος. Через два года (или на вто­рой год) по дости­же­нии воз­му­жа­ло­сти (ἐπὶ διετὲς ἡβή­σαν­τες), на 18-м году жиз­ни моло­дые люди в Афи­нах через вне­се­ния в Λη­ξιαρ­χι­κόν (общин­ная кни­га их дема) объ­яв­ля­лись совер­шен­но­лет­ни­ми и само­сто­я­тель­ны­ми граж­да­на­ми. Вне­сен­ный в спис­ки давал при­ся­гу граж­да­ни­на в хра­ме Аграв­лы (Ly­curg. Leocr. 76. Pol­lux 8. 105 слл. Plut. Al­cib. 15), делал­ся спо­соб­ным носить ору­жие, полу­чал пра­во являть­ся в суде, женить­ся и т. д. Is. Arist. 12. De­mosth. Steph. II, 20. 24. Пра­во участ­во­вать в народ­ном собра­нии ефеб полу­чал лишь через два года, через вне­се­ние в πί­ναξ ἐκκλη­σιασ­τι­κός, на 20-м году жиз­ни, после того как он про­слу­жил два года в погра­нич­ной стра­же как πε­ρίπο­λος. С тех пор он мог участ­во­вать и в вой­нах вне пре­де­лов оте­че­ства. Кро­ме это­го более узко­го и опре­де­лен­но­го зна­че­ния сло­ва, суще­ст­ву­ет еще более широ­кое, по кото­ро­му ἔφη­βος мог быть назван вся­кий моло­дой чело­век, вышед­ший из дет­ско­го воз­рас­та. В искус­стве моло­дые люди это­го воз­рас­та изо­бра­жа­ют­ся с корот­ко стри­жен­ны­ми воло­са­ми в про­ти­во­по­лож­ность к маль­чи­кам и мужам, носив­шим более длин­ные воло­сы (κο­μᾶν). Это под­стри­же­ние волос совер­ша­лось до ἐπὶ διετὲς ἡβῆ­σαι, веро­ят­но, на 16-м году, и, веро­ят­но, от это­го акта тре­тий день празд­ни­ка Апа­ту­рий назы­вал­ся κου­ρεῶτις (от κου­ρὰ, κεί­ρω).

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 476.
См. по теме: ЭПЕВНАКТЫ, ЭПЕЙНАКТЫ, ЕПЕЙНАКТЫ • АКВЕГАУСТ • АНХИСТИЯ • БУИ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Эфеб с Антикитеры («Антикитерский юноша»).
Бронза. 340—330 гг. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Обнаженный эфеб (т. н. «Критиев юноша»).
Мрамор. После 480 г. до н. э.
Афины, Новый музей Акрополя.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя борца.
Бронза.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол из Кастельпорциано и Дискобол Ланчелотти в экспозиции палаццо Массимо.
1) Паросский мрамор. Римская копия II в. с бронзового греческого оригинала Мирона сер. V в. до н. э.
2) Паросский мрамор. Римская копия середины II в. н. э. с бронзового оригинала Мирона ок. 450 г. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол из Кастельпорциано.
Паросский мрамор.
Римская копия II в. с бронзового греческого оригинала Мирона сер. V в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Эфеб с Антикитеры («Антикитерский юноша»).
Бронза. 340—330 гг. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Торс эфеба.
Крупнозернистый мрамор (Италия?). Римская копия с греческого оригинала IV в. до н. э.
Высота 60 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. КЕРАМИКА. Греция.
Вооружение эфеба.
9. КЕРАМИКА. Греция.
Гимнастические упражнения эфебов.
Ваза краснофигурная.
Глина.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол Мирона.
Современная реконструкция оригинальной статуи V в. до н. э.
Скомбинированные гипсовые слепки, окрашенные под бронзу.
Рим, Музей классического искусства (гипсотека) Римского университета «Сапиенца».
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА