Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АРГОНА́ВТЫ

[1] Ar­go­nau­tae, Ἀργο­ναῦται, герои, совер­шив­шие поход на кораб­ле Арго. Фрикс (см. Atha­mas), дру­же­люб­но при­ня­тый в Айе царем-чаро­де­ем Айе­том, сыном Гелия и Пер­се­иды, супру­гом оке­а­ниды Идийи, бра­том вол­шеб­ни­цы Цир­цеи, при­нес в жерт­ву зла­то­рун­но­го бара­на, на кото­ром сюда при­ле­тел, а руно пове­сил в роще Арея; здесь оно было охра­ня­е­мо неусып­ным стра­жем, дра­ко­ном. Арго­нав­ты, за поко­ле­ние до Тро­ян­ской вой­ны, отпра­ви­лись за этим руном под пред­во­ди­тель­ст­вом Ясо­на, на кото­ро­го это пору­че­ние воз­ло­же­но было Пели­ем. Пелий, сын Кре­тея (см. Aeo­lus, 1) отнял власть над Иол­ком у сво­его свод­но­го бра­та Айсо­на; тот, чтобы спа­сти от пре­сле­до­ва­ний Пелия сына сво­его Ясо­на, тай­но ото­слал послед­не­го на вос­пи­та­ние к Хиро­ну, жив­ше­му на Пели­оне. Когда Ясо­ну пошел 20-й год, он пре­крас­ным юно­шей вер­нул­ся в Иолк и явил­ся перед Пели­ем в одной сан­да­лии; дру­гую он поте­рял, пере­прав­ля­ясь вброд через реку Анавр. Пелий испу­гал­ся, т. к. ранее ему было пред­ска­за­но, что он дол­жен опа­сать­ся чело­ве­ка, обу­то­го в одну сан­да­лию (μο­νοσάν­δα­λος). Поэто­му, чтобы уда­лить Ясо­на, Пелий пору­чил ему отпра­вить­ся за золотым руном. По Пин­да­ру, Ясон, явив­шись к Пелию, тре­бу­ет, чтобы тот воз­вра­тил Айсо­ну отня­тое цар­ство, и хит­рый Пелий кля­нет­ся, что испол­нит тре­бу­е­мое, если толь­ко вме­сто него Ясон добудет золо­тое руно; [2] ора­кул — уве­ря­ет царь — при­ка­зы­ва­ет воз­вра­тить руно, чтобы таким обра­зом уми­ротво­рить душу Фрик­са и смяг­чить гнев под­зем­ных богов, но сам он, Пелий, для тако­го пред­при­я­тия слиш­ком стар. По Апол­ло­до­ру, Ясон, жив­ший за горо­дом из люб­ви к зем­леде­лию, явля­ет­ся к Пелию в одной сан­да­лии во вре­мя празд­нич­но­го жерт­во­при­но­ше­ния и здесь полу­ча­ет от испу­ган­но­го царя пред­ло­же­ние отпра­вить­ся в поход. Ясон согла­ша­ет­ся и вызы­ва­ет гре­че­ских геро­ев при­нять уча­стие в пред­при­я­тии. По пер­во­на­чаль­но­му ска­за­нию, сло­жив­ше­му­ся сре­ди миний­цев, жив­ших в Фес­са­лии и Бео­тии, участ­ни­ка­ми похо­да были герои миний­ско­го пле­ме­ни; поэто­му арго­нав­ты и назы­ва­лись миний­ца­ми (Μι­νύαι); к ним были при­со­еди­не­ны потом герои и дру­гих фес­са­лий­ских пле­мен, как Актор, Пелей, а когда ска­за­ние ста­ло общим досто­я­ни­ем всей Элла­ды, то участ­ни­ка­ми похо­да ока­за­лись все герои, кото­рых народ­ное веро­ва­ние отно­си­ло к этим неза­па­мят­ным вре­ме­нам, напр. Орфей, Амфи­а­рай, Идас, Зет и Кала­ид, кры­ла­тые сыно­вья Борея, Кастор и Полидевк, Меле­агр, Тесей, Тидей, Геракл. Все­го насчи­ты­ва­ли 50 геро­ев, соот­вет­ст­вен­но 50 вес­лам кораб­ля; корм­чим был Тифий или Ергин, а пред­во­ди­те­лем Ясон.

[3] Корабль «Арго» (ἡ Ἀργώ) полу­чил свое назва­ние от ἀργός, быст­рый, или, как гово­рит­ся в мифе, от име­ни сво­его стро­и­те­ля — Арга, сына Фрик­со­ва (см. Ar­gus, 3). Гера, явля­ю­ща­я­ся в ска­за­нии особ­ли­вой покро­ви­тель­ни­цей Ясо­на (или Афи­на), помог­ла выстро­ить корабль из пели­он­ских сосен (см. рис.), при­чем Афи­на вло­жи­ла в пере­д­нюю часть суд­на кусок от гово­ря­ще­го додон­ско­го дуба.

Из Иол­ка арго­нав­ты напра­ви­лись на севе­ро-восток, в дале­кую зем­лю Айю (= Γαῖα); пер­во­на­чаль­но это обо­зна­че­ние не отно­си­лось к какой-нибудь опре­де­лен­ной стране, но со вре­мен Пин­да­ра ста­ли под этим назва­ни­ем разу­меть Кол­хиду, лежа­щую на отда­лен­ней­шем бере­гу Пон­та Евк­син­ско­го, а затем и вооб­ще с боль­шей точ­но­стью опре­де­лять путь, прой­ден­ный арго­нав­та­ми. Апол­ло­ний Родос­ский (см. Apol­lo­nius Rho­dos) в сво­ей поэ­ме Ἀργο­ναυτι­κά опи­сы­ва­ет, как герои плы­вут из Иол­ка к Лем­но­су, где соче­та­лись с лем­ни­ян­ка­ми, ранее умерт­вив­ши­ми сво­их невер­ных мужей, затем мимо Само­фра­кии на Гел­лес­понт, отсюда к Кизи­ку, где лас­ко­во при­нял их Кизик, царь доли­о­нов. Отпра­вив­шись даль­ше, они ночью были отбро­ше­ны бурей обрат­но к Кизи­ку и, не зная, где они, завя­за­ли бит­ву с доли­о­на­ми, при­чем царь Кизик был убит. Недав­но всту­пив­шая с ним в брак Клей­та нала­га­ет на себя руки, и ним­фы сосед­них лесов опла­ки­ва­ют ее смерть: из их слез про­ис­хо­дит источ­ник Клей­та. [4] В Мисии Геракл оста­ет­ся отыс­ки­вать сво­его любим­ца, маль­чи­ка Гила­са (см. Hy­las), кото­рый, отпра­вив­шись, по при­ка­за­нию Герак­ла, за водой, был увле­чен ним­фа­ми в поток. В Вифи­нии Полидевк уби­ва­ет в кулач­ном бою Ами­ка (Amy­cus), царя беб­ри­ков. Затем арго­нав­ты плы­вут к фра­кий­ско­му Сал­мидес­су, к про­ри­ца­те­лю-слеп­цу Финею, кото­ро­го кры­ла­тые сыно­вья Борея осво­бож­да­ют от Гар­пий, а он за то дает путе­ше­ст­вен­ни­кам сове­ты отно­си­тель­но даль­ней­ше­го пла­ва­ния и осо­бен­но учит их, как надо пра­вить кораб­лем, чтобы счаст­ли­во прой­ти меж­ду сим­пле­гад­ски­ми (стал­ки­ваю­щи­ми­ся) ска­ла­ми. Под­плыв к ним, арго­нав­ты пус­ка­ют спер­ва голу­бя, тот про­ле­та­ет меж­ду ска­ла­ми, а затем и «Арго» мину­ет страш­ное уще­лье; это был пер­вый корабль, кото­ро­му уда­лось избег­нуть здесь поги­бе­ли; с тех пор те ска­лы сто­ят непо­движ­но. Затем пла­ва­ние про­дол­жа­ет­ся вдоль южно­го бере­га Пон­та; арго­нав­ты при­плы­ва­ют к стране ама­зо­нок и потом к ост­ро­ву Аре­тиа­де (ост­ров Арея), где живут стим­фаль­ские пти­цы, про­гнан­ные Герак­лом из Арка­дии (см. Her­cu­les, 7). Арго­нав­ты гонят их и отсюда, а затем вме­сте с сыно­вья­ми Фрик­са, потер­пев­ши­ми кораб­ле­кру­ше­ние у это­го ост­ро­ва на пути из Кол­хиды в Гре­цию, дости­га­ют Кол­хиды. [5] Ясон тре­бу­ет у Айе­та руно. Тот обе­ща­ет отдать, если Ясон пой­ма­ет двух огонь извер­гаю­щих быков с мед­ны­ми копы­та­ми, запряг­ши их в плуг, вспа­шет уча­сток зем­ли и засе­ет борозды дра­ко­но­вы­ми зуба­ми. Ясон выпол­нил задан­ную работу при помо­щи влю­бив­шей­ся в него доче­ри Айе­та, вол­шеб­ни­цы Медеи. Дан­ное ею вол­шеб­ное сред­ство пред­о­хра­ни­ло его от огнен­но­го дыха­ния быков и при­да­ло ему нече­ло­ве­че­скую силу, а когда из посе­ян­ных дра­ко­но­вых зубов вырос­ли покры­тые лата­ми люди, Ясон, по сове­ту Медеи, бро­сил в середи­ну их камень, из-за это­го кам­ня они всту­пи­ли меж­ду собой в бит­ву и пере­би­ли друг дру­га. Но Айет не отда­вал руна. Тогда Ясон и Медея, усы­пив или умерт­вив дра­ко­на вол­шеб­ным сна­до­бьем, похи­ти­ли ночью руно и уплы­ли с арго­нав­та­ми. Айет посы­ла­ет за ними пого­ню. Ясон напа­да­ет на началь­ни­ка пре­сле­дую­щих, Айе­то­ва сына Абсир­та, и уби­ва­ет его; по дру­го­му ска­за­нию, Медея, взяв с собой еще мало­лет­не­го Абсир­та, уби­ва­ет его и, раз­ру­бив его тело, по кус­кам бро­са­ет в море, чтобы, пока Айет соби­ра­ет и погре­ба­ет остан­ки сына, уйти от пого­ни. Айет похо­ро­нил эти остан­ки в Томах (τέμ­νειν) в Мёзии. [6] Пока­за­ния о направ­ле­нии, кото­ро­го арго­нав­ты дер­жа­лись при воз­вра­ще­нии на роди­ну, очень раз­лич­ны. Ино­гда рас­ска­зы­ва­ет­ся, что они воз­вра­ти­лись тем же путем, каким плы­ли в Кол­хиду; ино­гда — что они по Фаси­су вошли в восточ­ный оке­ан и затем — по одним ска­за­ни­ям — через Крас­ное море при­плы­ли в Нил, по дру­гим — пере­не­ся «Арго» на сво­их пле­чах через ливий­скую пусты­ню, сно­ва сели на корабль в Три­то­ний­ском озе­ре, а отсюда вышли в Сре­ди­зем­ное море. Ука­зы­ва­ет­ся и еще один путь из Пон­та по Танаи­су или по Ист­ру на запад в оке­ан, через Гер­ку­ле­со­вы стол­бы в Сре­ди­зем­ное море и нако­нец в Иолк. При­быв сюда, Ясон узна­ет, что Пелий умерт­вил Айсо­на и мало­лет­не­го сына Айсо­но­ва Про­ма­ха, а мать Ясо­на покон­чи­ла с собой само­убий­ст­вом. Ясон мстит сво­е­му ковар­но­му дяде при помо­щи Медеи: она уве­ри­ла доче­рей Пелия, что если они раз­ре­жут тело отца на кус­ки и сва­рят, то при помо­щи ее искус­ства Пелию воз­вра­ще­на будет моло­дость, а когда они испол­ни­ли ее совет, она отка­за­лась сде­лать то, что обе­ща­ла. Сын Пелия Акаст изго­ня­ет Медею и Ясо­на, кото­ро­му был до тех пор дру­гом. Изгнан­ни­ки при­хо­дят в Коринф к царю Кре­он­ту; здесь Ясон захо­тел женить­ся на доче­ри Кре­он­та Кре­усе (Глав­ке). Медея, желая ото­мстить за это Ясо­ну, умерщ­вля­ет посред­ст­вом отрав­лен­но­го пла­тья и диа­де­мы неве­сту вме­сте с ее отцом и уби­ва­ет детей, кото­рых сама роди­ла Ясо­ну, Мер­ме­ра и Фере­та; они погре­бе­ны были в Корин­фе в хра­ме Геры, и в честь их еже­год­но совер­ша­лись уми­ло­сти­ви­тель­ные обряды. Совер­шив страш­ную месть, Медея уле­та­ет на запря­жен­ной кры­ла­тым дра­ко­ном колес­ни­це в Афи­ны. О даль­ней­шей судь­бе ее см. под сло­вом The­seus.

Ясон был убит облом­ком кораб­ля «Арго» на Ист­ме, когда раз спал там, при­сло­нясь к сво­е­му вет­хо­му кораб­лю.

[7] Ска­за­ние об арго­нав­тах весь­ма древ­не­го про­ис­хож­де­ния. О рели­ги­оз­ной осно­ве его см. под сло­вом Atha­mas. Внеш­няя его сто­ро­на — все, что каса­ет­ся пока­за­ний о путях арго­нав­тов, при­мы­ка­ет к неко­то­рым исто­ри­че­ским дан­ным, а имен­но к пре­да­ни­ям о мор­ских путе­ше­ст­ви­ях и рас­про­стра­не­нии коло­ний преж­де все­го древ­них миний­цев, у кото­рых воз­ник­ло и самое ска­за­ние, а затем и дру­гих гре­ков. Уже до Гоме­ра поход арго­нав­тов был пред­ме­том песен. У Гоме­ра «Арго» назы­ва­ет­ся уже πᾶ­σι μέ­λουσα (Od. 12, 70). Веро­ят­но стран­ст­во­ва­ния арго­нав­тов отча­сти послу­жи­ли Гоме­ру образ­цом для изо­бра­же­ния стран­ст­во­ва­ний Одис­сея. Геси­од подоб­но Гоме­ру упо­ми­на­ет об исто­рии Ясо­на толь­ко по отдель­ным пово­дам в общих чер­тах (theog. 992). Пин­дар пер­вый меж­ду поэта­ми, от кото­рых дошли до нас цель­ные про­из­веде­ния, дает пол­ное изло­же­ние ска­за­ния об арго­нав­тах (pyth. 4). Эпи­че­ские обра­бот­ки того же ска­за­ния оста­ви­ли нам Апол­ло­ний Родос­ский (см. Apol­lo­nius) и псев­до-Орфей (в 4 в. от Р. Х.); кро­ме того, мы име­ем латин­ское под­ра­жа­ние Апол­ло­нию, при­над­ле­жа­щее Вале­рию Флак­ку (ок. 80 г. от Р. Х.). Апол­ло­дор пере­да­ет ска­за­ние 1, 9, 16 слл.

См. также:
АРГОНАВТЫ (Словарь античности)
АРГОНАВТЫ (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 140—142.
См. по теме: ЭЛИМ, ЕЛИМ • ЭЛИСА • ЭННОМ, ЕННОМ • ЭРИБЕЯ, ЕРИБЕЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
2. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
3. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
4. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
5. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
6. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Ясон приносит золотое руно царю Иолка Пелию.
Кратер краснофигурный. Апулия.
Глина. 350—340 гг. до н. э.
Париж, Лувр.
7. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Ясон приносит золотое руно царю Иолка Пелию. Деталь.
Кратер краснофигурный. Апулия.
Глина. 350—340 гг. до н. э.
Париж, Лувр.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцена из мифа об Аргонавтах. Левая боковая панель саркофага со сценами мифа о Медее.
Греческий мрамор. 150—170 гг. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцена из мифа об Аргонавтах. Правая боковая панель саркофага со сценами мифа о Медее.
Греческий мрамор. 150—170 гг. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
10. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Ясон и Золотое руно.
Кратер краснофигурный с волютами (сторона A). Пестум.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Приписывается Апулизирующей группе.
Неаполь, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА