Словарь античности

КОПЬЕ (лат. pi­lum), мета­тель­ное ору­жие гре­ков и рим­лян (дро­тик). Копье сле­ду­ет отли­чать от пики, являв­шей­ся колю­щим ору­жи­ем.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭФИППИЙ • ЭПИБАТЫ, ЕПИБАТЫ • ДОБЫЧА ВОЕННАЯ • АММЕНТ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс.)
Чернофигурная амфора (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 530—520 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Стела Аристиона.
Мрамор. Конец VI в. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
3. МОЗАИКА. Рим.
Битва Александра с Дарием.
Мозаика из Помпей (Дом Фавна, VI 12, 2, экседра).
125—120 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Марафонский воин.
Надгробный камень Аристиона работы Аристокла.
Мрамор. VI в. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
5. ВОЕННОЕ ИСКУССТВО. Греция.
Золотое лезвие из Микен со сценой охоты на львов.
XVI в. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
6. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа.
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
7. ГЛИПТИКА. Рим.
Александр Великий в образе Ахилла.
Инталия.
Глазурь.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. КЕРАМИКА. Греция.
Пирующий Геракл.
Амфора-билингва, тип А. Аттика.
Художник Андокид (Furtwängler), художник Лисиппид (Beazley).
Глина. Ок. 520—510 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
9. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс, между ними стоит Афина.)
Чернофигурная шейная амфора. Аттика.
Приписывается Мастеру Группы Леагра.
Глина.
Ок. 510 г. до н. э.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
10. КЕРАМИКА. Греция.
Рождение Афины из головы Зевса.
Пелика краснофигурная. Аттика.
Приписывается мастеру Рождения Афины.
Глина.
Ок. 460—450 гг. до н. э.
Лондон, Британский музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут)
Восток, 43—42 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона (MRR: богини Свободы, Libertas) в лавровом венке вправо; волосы зачесаны назад, собраны в узел сзади и спадают на шею двумя локонами; впереди COSTA вниз; сзади LEG (legatus) вверх. Кайма из лучей (RRC: из точек).
РЕВЕРС: Трофей, состоящий из панциря, шлема с гребнем, щита в форме восьмерки и двух копий; справа BRVTVS вниз; слева IMP (imperator) вверх. Кайма из точек.
2. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 77—78 гг.
АВЕРС: IMP. CAESAR VESPASIANVS AVG. — голова Веспасиана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Слева стоит Веспасиан в военной одежде, обращенный влево, опирается правой рукой на стоящее вертикально копье и поддерживает паразоний, лежащий на левой руке; справа стоит Виктория, обращенная влево, держит правой рукой венок над головой Веспасиана и пальмовую ветвь в левой руке.
В обрезе: COS. VIII
3. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 67 г.
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. P. MAX. TR. P. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево, с шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: DECVRSIO — Нерон, с обнаженной головой, в военной одежде, верхом на лошади, держит копье в правой руке; позади него скачет солдат с вексиллумом на правом плече.
В поле, слева и справа: S. C.
4. Аурей, золото
Квинтилл
Медиолан, 270 г.
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. QVINTILLVS AVG. — драпированный бюст Квинтилла в лавровом венке и в доспехах, обращенный вправо.
РЕВЕРС: MARTI PAC. — Марс стоит, повернувшись влево, держа оливковую ветвь и копье наперевес.
В обрезе: P.
5. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 66 г.
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. PONT. MAX. TR. POT. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево, с шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: DECVRSIO — Нерон, с обнаженной головой, в военной одежде, верхом на лошади, держит копье в правой руке; позади него скачет солдат с вексиллумом на правом плече.
В поле, слева и справа: S. C.
6. Дидрахма, медь
Бреттии, 208—203 гг. до н.э.
АВЕРС: Обращенная влево голова Ареса в коринфском шлеме с гребнем, украшенном грифоном и звездами.
РЕВЕРС: ΒΡΕΤΤΙΩΝ — Афина движется вправо, держа щит обеими руками, к ее плечу прислонено копье, справа букраний.
7. Медальон, бронза
Гордиан III
Рим, 243—244 гг.
АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIVS FELIX AVG. — обращенный влево драпированный бюст Гордиана III в лавровом венке, в доспехах, с видимыми на обоих плечах птеригами.
РЕВЕРС: ADLOCVTIO AVGVSTI — сцена adlocutio: Гордиан, сопровождаемый солдатом позади него, стоит на невысокой платформе, обращаясь к четырем солдатам, двое из которых, стоящие влево, держат копья и щиты; на заднем плане знамя (vexillum), военный значок (signum) и штандарт легиона (aquila).
8. Аурей, золото
Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут)
Передвижной монетный двор Брута и Кассия, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова богини Свободы (Libertas) в лавровом венке вправо; волосы зачесаны назад, собраны сзади в узел и спадают на шею и левое плечо; сзади M • SERVILIVS вверх; впереди LEG вверх. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Военный трофей, состоящий из панциря, шлема с гребнем, двух копий и щита в форме восьмерки; слева Q • CAEPIO вверх; справа BRVTVS IMP вверх. Кайма из точек.
9. Сестерций, медь
Филипп I Араб
Рим, 3-я мастерская, 245 г.
АВЕРС: M. IVL. PHILIPPVS CAES. — драпированный бюст Филиппа II с обнаженной головой вправо.
РЕВЕРС: PRINCIPI IVVENT. — Филипп II в военной одежде стоит вправо, держит копье наперевес в правой руке и шар в левой руке.
В поле слева и справа: S. C.
10. Денарий, серебро
Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут)
Передвижной монетный двор Брута и Кассия, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова богини Свободы (Libertas) в лавровом венке вправо; волосы зачесаны назад, собраны сзади в узел и спадают на шею и левое плечо; сзади M • SERVILIVS вверх; впереди LEG вверх. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Военный трофей, состоящий из панциря, шлема с гребнем, двух копий и щита в форме восьмерки; слева Q • CAEPIO вверх; справа BRVTVS IMP вверх. Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА