Словарь античности

КОПЬЕ (лат. pi­lum), мета­тель­ное ору­жие гре­ков и рим­лян (дро­тик). Копье сле­ду­ет отли­чать от пики, являв­шей­ся колю­щим ору­жи­ем.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭФИППИЙ • ЭПИБАТЫ, ЕПИБАТЫ • БУККУЛЫ • ГАСТАТЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Пирующий Геракл.
Амфора-билингва, тип А. Аттика.
Художник Андокид (Furtwängler), художник Лисиппид (Beazley).
Глина. Ок. 520—510 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
2. МОЗАИКА. Рим.
Битва Александра с Дарием.
Мозаика из Помпей (Дом Фавна, VI 12, 2, экседра).
125—120 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс.)
Амфора чернофигурная (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 530—520 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
«Меланхолическая Афина».
Мрамор.
470—460 гг. до н. э.
Афины, Новый музей Акрополя.
5. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Ясон и Золотое руно.
Кратер краснофигурный с волютами (сторона A). Пестум.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Приписывается Апулизирующей группе.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Афина, опирающаяся на копье. Рельеф с Афинского акрополя.
Мрамор.
Круг Мирона.
Сер. V в. до н. э.
Афины, Новый музей Акрополя.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Аталанта и Эрот.
Фреска из Помпей (Дом Мелеагра, VI. 9. 2).
I в.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл на колеснице тащит тело Гектора.
Деталь чернофигурного лекифа. Эретрия.
Мастер Диосфоса.
Глина.
Ок. 490 г. до н. э.
Париж, Лувр.
9. ВОЕННОЕ ИСКУССТВО. Греция.
Спартанские гоплиты.
10. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл, убивающий Пентесилею.
Килик краснофигурный. Аттика.
Приписывается Мастеру Пентесилеи.
Глина.
Ранний классический период, ок. 470—460 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 67 г.
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. P. MAX. TR. P. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево, с шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: DECVRSIO — Нерон, с обнаженной головой, в военной одежде, верхом на лошади, держит копье в правой руке; позади него скачет солдат с вексиллумом на правом плече.
В поле, слева и справа: S. C.
2. Сестерций, орихалк
Нерон
Рим, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке и в эгиде вправо.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив правую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, положив левую руку на паразоний на боку; возле нее два круглых щита, шлем, поножи, лук, колчан и копье.
В поле, слева и справа: S. C.
3. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 66 г.
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. PONT. MAX. TR. POT. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево, с шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: DECVRSIO — Нерон, с обнаженной головой, в военной одежде, верхом на лошади, держит копье в правой руке; позади него скачет солдат с вексиллумом на правом плече.
В поле, слева и справа: S. C.
4. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 77—78 гг.
АВЕРС: IMP. CAESAR VESPASIANVS AVG. — голова Веспасиана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Слева стоит Веспасиан в военной одежде, обращенный влево, опирается правой рукой на стоящее вертикально копье и поддерживает паразоний, лежащий на левой руке; справа стоит Виктория, обращенная влево, держит правой рукой венок над головой Веспасиана и пальмовую ветвь в левой руке.
В обрезе: COS. VIII
5. Медальон, бронза
Гордиан III
Рим, 243—244 гг.
АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIVS FELIX AVG. — обращенный влево драпированный бюст Гордиана III в лавровом венке, в доспехах, с видимыми на обоих плечах птеригами.
РЕВЕРС: ADLOCVTIO AVGVSTI — сцена adlocutio: Гордиан, сопровождаемый солдатом позади него, стоит на невысокой платформе, обращаясь к четырем солдатам, двое их которых, стоящие влево, держат копья и щиты; на заднем плане знамя (vexillum), военный значок (signum) и штандарт легиона (aquila).
6. Аурей, золото
Квинтилл
Медиолан, 270 г.
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. QVINTILLVS AVG. — драпированный бюст Квинтилла в лавровом венке и в доспехах, обращенный вправо.
РЕВЕРС: MARTI PAC. — Марс стоит, повернувшись влево, держа оливковую ветвь и копье наперевес.
В обрезе: P.
7. Сестерций, медь
Филипп I Араб
Рим, 3-я мастерская, 245 г.
АВЕРС: M. IVL. PHILIPPVS CAES. — драпированный бюст Филиппа II с обнаженной головой вправо.
РЕВЕРС: PRINCIPI IVVENT. — Филипп II в военной одежде стоит вправо, держит копье наперевес в правой руке и шар в левой руке.
В поле слева и справа: S. C.
8. Денарий, серебро
Домициан
Рим, 83 г.
АВЕРС: IMP. CAES. DOMITIANVS AVG. P. M. — бородатая голова Домициана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. II COS. VIIII DES. X P. P. — Минерва, в шлеме, в драпировке, стоит влево, держит пучок молний в правой руке и длинное копье вертикально в левой; позади нее круглый щит.
9. Дидрахма, медь
Бреттии, 208—203 гг. до н.э.
АВЕРС: Обращенная влево голова Ареса в коринфском шлеме с гребнем, украшенном грифоном и звездами.
РЕВЕРС: ΒΡΕΤΤΙΩΝ — Афина движется вправо, держа щит обеими руками, к ее плечу прислонено копье, справа букраний.
10. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — обнаженный Арес, в шлеме с гребнем, стоит фронтально, повернув голову вправо, держит копье в левой руке, на которую надет щит, правая рука понята к голове.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА