Словарь античности

КРЕСТ (лат. crux). Изо­бра­же­ния кре­ста на раз­лич­ных пред­ме­тах, отно­ся­щих­ся к древ­ней­шим пери­о­дам исто­рии Древ­не­го Восто­ка, Азии, Егип­та, Афри­ки, Сре­ди­зем­но­мо­рья и Евро­пы, были обна­ру­же­ны при архео­ло­ги­че­ских рас­коп­ках. Здесь крест явля­ет­ся или эле­мен­том орна­мен­та, или маги­че­ским зна­ком, или сим­во­лом, при­чем гра­ни­цы меж­ду эти­ми воз­мож­ны­ми его функ­ци­я­ми часто неопре­де­лен­ны. Крест как сим­вол жиз­ни или животво­ря­щих сил (солн­це, ветер) изо­бра­жал­ся по-раз­но­му (крест в кру­ге, гам­ми­ро­ван­ный крест). Древ­не­еги­пет­ский крест с ушком — иеро­глиф «anch» — обо­зна­ча­ет поня­тие «жизнь». В Пере­д­ней Азии крест наряду с дру­ги­ми сим­во­ла­ми был преж­де все­го зна­ком сча­стья и сакраль­ным зна­ком. Крест в фор­ме древ­не­ев­рей­ской бук­вы Т («тау», послед­няя бук­ва древ­не­ев­рей­ско­го алфа­ви­та) счи­тал­ся зна­ком при­част­но­сти Богу и само­го Бога. В гре­че­ских (осо­бен­но в про­из­веде­ни­ях гео­мет­ри­че­ско­го сти­ля) и рим­ском искус­стве крест был эле­мен­том раз­лич­ных орна­мен­тов (напри­мер, меандр), изна­чаль­но заклю­чав­ших в себе сим­во­ли­ку жиз­ни. На над­гро­би­ях в Арка­дии крест высту­па­ет как знак смер­ти. Совер­шен­но новый смысл он полу­чил в хри­сти­ан­стве: смерть Иису­са на кре­сте, рим­ская пыт­ка на кре­сте, общая сим­во­ли­ка жиз­ни, свя­зан­ная с кре­стом, — все это свя­за­лось воеди­но, и крест стал свя­щен­ным сим­во­лом веч­ной жиз­ни и избав­ле­ния от стра­да­ний. Вме­сте с тем вплоть до кон­ца антич­но­сти хри­сти­ан­ский крест про­дол­жал сосу­ще­ст­во­вать с язы­че­ски­ми и иудей­ски­ми кре­ста­ми, у каж­до­го из кото­рых было свое сим­во­ли­че­ское зна­че­ние.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПУЛОНЫ • ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭФФАТУМ • ЭНКОЙМЕСИС •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Северная Африка.
Баптистерий базилики Святого Виталиса.
VI в.
Суфетула (совр. Сбейтла в Тунисе).
2. КЕРАМИКА. Греция.
Рождение Афины из головы Зевса.
Пелика краснофигурная. Аттика.
Приписывается мастеру Рождения Афины.
Глина.
Ок. 460—450 гг. до н. э.
Лондон, Британский музей.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс.)
Чернофигурная амфора (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 540—530 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
4. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Молодые Дионис и Пан.
Краснофигурный кратер-колокол. Апулия.
Глина.
Приписывается Мастеру Тарпорли.
Ок. 410—390 гг. до н. э.
Чикаго, Институт искусств.
5. КЕРАМИКА. Великая Греция.
Урна-оссуарий (краснофигурный кратер).
380—370 гг. до н. э.
Сиракузы, Региональный археологический музей «Паоло Орси».
6. КЕРАМИКА. Греция.
Рождение Афины из головы Зевса. Сторона B: Дионис и мужские фигуры.
Пелика краснофигурная. Аттика.
Приписывается мастеру Рождения Афины.
Глина.
Ок. 460—450 гг. до н. э.
Лондон, Британский музей.
7. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Два юноши.
Краснофигурный кратер-колокол. Апулия.
Глина.
Приписывается Мастеру Тарпорли.
Ок. 410—390 гг. до н. э.
Чикаго, Институт искусств.
8. КЕРАМИКА. Греция.
Дионис и менады.
Большой краснофигурный стамнос. Аттика.
Глина.
Приписывается Мастеру фиалы.
Ок. 440 г. до н. э.
Аукционный дом Сотби, Нью-Йорк.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Римский саркофаг c орнаментом стригиллато и изображением покойного и его семьи.
Мрамор.
Саркофаг: II—III вв. н. э.
Крышка: 1318 г.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Наиск с рельефом воина.
Мрамор.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Патры, Новый археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE 4, медь
Аркадий
Антиохия, 383—408 гг.
АВЕРС: D. N. ARCADIVS P. F. AVG. — фас императора в шлеме и доспехах, с копьем через правое плечо, слева держит щит с изображением креста.
РЕВЕРС: CONCORDIA AVGG. — персонифицированный Константинополь сидит в фас, голова вправо, в правой руке копье, в левой — Виктория, в ногах корабельный нос.
В обрезе: ANTГ
2. Денарий, серебро
Авл Плавций (Плоций)
Рим, 55 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Кибелы вправо, в стенном венке, в серьгах в форме креста; волосы собраны сзади в узел и падают на шею; впереди вниз A PLAVTIVS; позади вниз AED CVR S C (Aedilis Curulis; Senatus consulto, «Курульный эдил; по постановлению сената»). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Бородатая фигура, Вакхий (MRR, Harlan: Аристобул), в восточной одежде — шароварах (ἀναξυρίδες) и широком плаще, — стоит на коленях, повернувшись вправо, рядом с верблюдом; в протянутой правой руке он держит ветвь оливы, а в левой — поводья верблюда; в поле BACCHIVS; справа вверх IVDAEVS.
3. AE 2, медь
Аркадий
Константинополь, I мастерская, 383—388 гг.
АВЕРС: D. N. ARCADIVS P. F. AVGVSTVS — драпированный бюст Аркадия в жемчужной диадеме и в доспехах.
РЕВЕРС: VIRTVS EXERCITI — император стоит влево, глобус в левой руке, лабарум в правой, у ног пленник.
В левом поле крест.
В обрезе: CONSA
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА