Словарь античности

КРЕСТ (лат. crux). Изо­бра­же­ния кре­ста на раз­лич­ных пред­ме­тах, отно­ся­щих­ся к древ­ней­шим пери­о­дам исто­рии Древ­не­го Восто­ка, Азии, Егип­та, Афри­ки, Сре­ди­зем­но­мо­рья и Евро­пы, были обна­ру­же­ны при архео­ло­ги­че­ских рас­коп­ках. Здесь крест явля­ет­ся или эле­мен­том орна­мен­та, или маги­че­ским зна­ком, или сим­во­лом, при­чем гра­ни­цы меж­ду эти­ми воз­мож­ны­ми его функ­ци­я­ми часто неопре­де­лен­ны. Крест как сим­вол жиз­ни или животво­ря­щих сил (солн­це, ветер) изо­бра­жал­ся по-раз­но­му (крест в кру­ге, гам­ми­ро­ван­ный крест). Древ­не­еги­пет­ский крест с ушком — иеро­глиф «anch» — обо­зна­ча­ет поня­тие «жизнь». В Пере­д­ней Азии крест наряду с дру­ги­ми сим­во­ла­ми был преж­де все­го зна­ком сча­стья и сакраль­ным зна­ком. Крест в фор­ме древ­не­ев­рей­ской бук­вы Т («тау», послед­няя бук­ва древ­не­ев­рей­ско­го алфа­ви­та) счи­тал­ся зна­ком при­част­но­сти Богу и само­го Бога. В гре­че­ских (осо­бен­но в про­из­веде­ни­ях гео­мет­ри­че­ско­го сти­ля) и рим­ском искус­стве крест был эле­мен­том раз­лич­ных орна­мен­тов (напри­мер, меандр), изна­чаль­но заклю­чав­ших в себе сим­во­ли­ку жиз­ни. На над­гро­би­ях в Арка­дии крест высту­па­ет как знак смер­ти. Совер­шен­но новый смысл он полу­чил в хри­сти­ан­стве: смерть Иису­са на кре­сте, рим­ская пыт­ка на кре­сте, общая сим­во­ли­ка жиз­ни, свя­зан­ная с кре­стом, — все это свя­за­лось воеди­но, и крест стал свя­щен­ным сим­во­лом веч­ной жиз­ни и избав­ле­ния от стра­да­ний. Вме­сте с тем вплоть до кон­ца антич­но­сти хри­сти­ан­ский крест про­дол­жал сосу­ще­ст­во­вать с язы­че­ски­ми и иудей­ски­ми кре­ста­ми, у каж­до­го из кото­рых было свое сим­во­ли­че­ское зна­че­ние.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПУЛОНЫ • ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭНКОЙМЕСИС • ЭФФАТУМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Римский саркофаг c орнаментом стригиллато и изображением покойного и его семьи.
Мрамор.
Саркофаг: II—III вв. н. э.
Крышка: 1318 г.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс.)
Амфора чернофигурная (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 540—530 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
3. АРХИТЕКТУРА. Северная Африка.
Баптистерий базилики Святого Виталиса.
VI в.
Суфетула (совр. Сбейтла в Тунисе).
4. КЕРАМИКА. Греция.
Геракл на ложе в присутствии Афины.
Амфора-билингва, тип А. Аттика.
Художники Андокид (краснофигурная роспись) и Лисиппид (чернофигурная роспись).
Глина. Ок. 520—510 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
5. КЕРАМИКА. Великая Греция.
Урна-оссуарий (краснофигурный кратер).
380—370 гг. до н. э.
Сиракузы, Региональный археологический музей «Паоло Орси».
6. КЕРАМИКА. Греция.
Рождение Афины из головы Зевса.
Пелика краснофигурная. Аттика.
Приписывается мастеру Рождения Афины.
Глина.
Ок. 460—450 гг. до н. э.
Лондон, Британский музей.
7. КЕРАМИКА. Греция.
Рождение Афины из головы Зевса.
Пелика краснофигурная. Аттика.
Приписывается мастеру Рождения Афины.
Глина.
Ок. 460—450 гг. до н. э.
Лондон, Британский музей.
8. КЕРАМИКА. Греция.
Рождение Афины из головы Зевса. Сторона B: Дионис и мужские фигуры.
Пелика краснофигурная. Аттика.
Приписывается мастеру Рождения Афины.
Глина.
Ок. 460—450 гг. до н. э.
Лондон, Британский музей.
9. КЕРАМИКА. Греция.
Мужчина в плаще, опирающийся на палку.
Килик краснофигурный. Аттика.
Ок. 460 г. до н. э.
Аукционный дом Сотби, Нью-Йорк.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Авл Плавций (Плоций)
Рим, 55 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Кибелы вправо, в стенном венке, в серьгах в форме креста; волосы собраны сзади в узел и падают на шею; впереди вниз A PLAVTIVS; позади вниз AED CVR S C (Aedilis Curulis; Senatus consulto, «Курульный эдил; по постановлению сената»). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Бородатая фигура, Вакхий (MRR, Harlan: Аристобул), в восточной одежде — шароварах (ἀναξυρίδες) и широком плаще, — стоит на коленях, повернувшись вправо, рядом с верблюдом; в протянутой правой руке он держит ветвь оливы, а в левой — поводья верблюда; в поле BACCHIVS; справа вверх IVDAEVS.
2. AE 4, медь
Аркадий
Антиохия, 383—408 гг.
АВЕРС: D. N. ARCADIVS P. F. AVG. — фас императора в шлеме и доспехах, с копьем через правое плечо, слева держит щит с изображением креста.
РЕВЕРС: CONCORDIA AVGG. — персонифицированный Константинополь сидит в фас, голова вправо, в правой руке копье, в левой — Виктория, в ногах корабельный нос.
В обрезе: ANTГ
3. AE 2, медь
Аркадий
Константинополь, I мастерская, 383—388 гг.
АВЕРС: D. N. ARCADIVS P. F. AVGVSTVS — драпированный бюст Аркадия в жемчужной диадеме и в доспехах.
РЕВЕРС: VIRTVS EXERCITI — император стоит влево, глобус в левой руке, лабарум в правой, у ног пленник.
В левом поле крест.
В обрезе: CONSA
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА