Словарь античности

ЛИВИЙ Тит (59 до н. э. — 17 н. э.). Родил­ся в Пата­вии (совре­мен­ная Падуя), рим­ский исто­рик эпо­хи прин­ци­па­та Авгу­ста. Был бли­зок к импе­ра­то­ру, но нико­гда не зани­мал­ся поли­ти­че­ской дея­тель­но­стью. Ливий — пер­вый круп­ный рим­ский исто­рик, не обла­дав­ший опы­том поли­ти­ка или вое­на­чаль­ни­ка; В сво­ем исто­ри­че­ском труде «Исто­рия Рима от осно­ва­ния горо­да», состо­яв­шем из 142 книг, изло­жил основ­ные собы­тия рим­ской исто­рии от осно­ва­ния Рима до совре­мен­но­го ему эта­па (смерть Дру­за, 9 до н. э.). Сохра­ни­лись кни­ги 1—10 и 21—45. О содер­жа­нии не дошед­ших до нас книг мож­но узнать из раз­ных по вели­чине пери­о­дов (оглав­ле­ний), состав­лен­ных, по-види­мо­му, в 4 в. н. э. с целью дать чита­те­лю воз­мож­ность соста­вить пред­став­ле­ние об этом сочи­не­нии. В пери­од пере­хо­да от Рес­пуб­ли­ки к Импе­рии Ливий еще раз в тра­ди­ци­он­ной для анна­ли­стов фор­ме подроб­но изло­жил исто­рию Рим­ской рес­пуб­ли­ки с целью про­будить пат­рио­ти­че­ские чув­ства. Он иде­а­ли­зи­ро­вал Рим, хра­ня­щий доб­лест­ные тра­ди­ции пред­ков (vir­tu­tes Ro­ma­nae) и самой судь­бой пре­вра­щен­но­го из зауряд­но­го горо­да Лаций в миро­вую дер­жа­ву — могу­ще­ст­вен­ную Рим­скую импе­рию. Стре­мил­ся нагляд­но пред­ста­вить сво­им совре­мен­ни­кам их пред­ков, отли­чав­ших­ся высо­кой мора­лью и геро­из­мом, чтобы тем самым про­ти­во­дей­ст­во­вать паде­нию нра­вов. Его труд, подоб­но мно­гим сти­хотво­ре­ни­ям Вер­ги­лия и Гора­ция, был пред­на­зна­чен для идео­ло­ги­че­ско­го обес­пе­че­ния про­воз­гла­шен­ной Авгу­стом про­грам­мы воз­рож­де­ния древ­них нра­вов. По пол­но­те изло­же­ния сочи­не­ние Ливия замет­но выде­ля­ет­ся сре­ди пред­ше­ст­во­вав­ших ему исто­ри­че­ских про­из­веде­ний и в наши дни явля­ет­ся важ­ней­шим источ­ни­ком для изу­че­ния мно­гих пери­о­дов ран­ней исто­рии Древ­не­го Рима. Одна­ко сле­ду­ет учи­ты­вать, что Ливий не был исто­ри­ком в точ­ном пони­ма­нии это­го сло­ва и некри­ти­че­ски поль­зо­вал­ся имев­шим­ся в его рас­по­ря­же­нии источ­ни­ка­ми. Поэто­му он дале­ко не все­гда точен в опи­са­нии мно­гих пери­о­дов ран­ней исто­рии Древ­не­го Рима. К тому же Ливий не имел поли­ти­че­ско­го опы­та и не раз­би­рал­ся в воен­ном деле. Огром­ная популяр­ность труда в зна­чи­тель­ной мере объ­яс­ня­ет­ся его лите­ра­тур­ны­ми досто­ин­ства­ми. Спо­соб­ность Ливия увле­ка­тель­но рас­ска­зать об исто­ри­че­ских собы­ти­ях поз­во­ля­ет вос­со­здать живую и яркую кар­ти­ну про­шло­го. Стиль его выдер­жан в тра­ди­ци­ях Цице­ро­на. Ради соот­вет­ст­вия мане­ры изло­же­ния содер­жа­нию он стре­мил­ся изла­гать собы­тия в эпи­че­ском сти­ле и доби­вал­ся совер­шен­ства в язы­ке, что побуж­да­ло его писать ино­гда воз­вы­шен­ным сло­гом. Уже в эпо­ху Импе­рии Ливий при­об­рел непре­ре­кае­мый авто­ри­тет как исто­рик Рим­ской рес­пуб­ли­ки. Дан­те назы­вал его «непо­гре­ши­мым Ливи­ем», и начи­ная с эпо­хи ита­льян­ско­го Воз­рож­де­ния он счи­тал­ся круп­ней­шим рим­ским исто­ри­ком, до тех пор пока в 19 в. ряд кри­ти­че­ски настро­ен­ных иссле­до­ва­те­лей не обна­ру­жи­ли мно­го неточ­но­стей и оши­бок в его труде. Совре­мен­ные исто­ри­ки вновь вер­ну­лись к преж­ней высо­кой оцен­ке лите­ра­тур­но-худо­же­ст­вен­ных и исто­ри­че­ских досто­инств сочи­не­ний Ливия.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭРАСИСТРАТ, ЕРАСИСТРАТ • ЭРИАНТ, ЭРИАНФ • ЭПИГЕН, ЕПИГЕН • ЭРАСИНИД, ЕРАСИНИД •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись Олимпии, жены Никефора.
Около 1—40 гг. н. э.
CIL VI 3930.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Галерея.
2. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись Марка Ливия Никефора.
Около 1—40 гг. н. э.
CIL VI 3931.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Галерея.
3. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись Марка Ливия Эрота и Юлии.
Около 14—40 гг. н. э.
CIL VI 4160.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Галерея.
4. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись Марка Ливия Сильвана и Тимелы.
Около 1—40 гг. н. э.
CIL VI 4073.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Галерея.
5. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись Марка Ливия Марсика.
Около 1—40 гг. н. э.
CIL VI 4102.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Галерея.
6. НАДПИСИ.
База статуи Ливии, почитаемой как Церера.
Гипсовый слепок.
Оригинал: мрамор, после 14 г. н. э.
CIL X 7501 = ILS 121.
Рим, Музей Римской культуры.
7. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись Марка Ливия Притана.
14—31 г. н. э.
CIL VI 33787 = ILS 1828.
Рим, Капитолийские музеи, Подземная галерея.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА