Словарь античности

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА. В эпо­ху антич­но­сти лите­ра­тур­ная кри­ти­ка раз­ви­ва­лась в тес­ной свя­зи с рито­ри­кой и поэ­ти­кой. Ее воз­ник­но­ве­ние свя­за­но с дея­тель­но­стью софи­стов, изу­че­ни­ем жан­ров древ­не­гре­че­ской поэ­зии, в первую оче­редь гоме­ров­ской эпо­хи, по зако­нам рито­ри­ки, мора­ли и педа­го­ги­ки. Суще­ст­ву­ют раз­лич­ные точ­ки зре­ния отно­си­тель­но того, насколь­ко здесь игра­ли роль эсте­ти­че­ская оцен­ка про­из­веде­ния и стрем­ле­ние вос­ста­но­вить его под­лин­ный текст. В твор­че­стве пред­ста­ви­те­лей древ­ней атти­че­ской комедии (Ари­сто­фан) содер­жит­ся зна­чи­тель­ный эле­мент лите­ра­тур­ной кри­ти­ки (ана­лиз про­блем тра­гедий­но­го искус­ства в комедии «Лягуш­ки»). Раз­ви­тие лите­ра­тур­ной кри­ти­ки достиг­ло сво­ей куль­ми­на­ции в пери­од элли­низ­ма. Это нашло выра­же­ние в заня­ти­ях фило­ло­гов Алек­сан­дрий­ской шко­лы, в соот­вет­ст­вии с нор­ма­ми «эсте­ти­че­ской кри­ти­ки» созда­вав­ших кано­ны «образ­цо­вых» авто­ров в каж­дом из родов лите­ра­ту­ры и зани­мав­ших­ся вос­ста­нов­ле­ни­ем и тол­ко­ва­ни­ем тек­стов (Ари­сто­фан Визан­тий­ский, Ари­старх). Это было так­же харак­тер­ным при­зна­ком лите­ра­тур­ной кри­ти­ки в Древ­нем Риме (ком­мен­ти­ро­ва­ние Эли­ем Сти­ло­ном и Варро­ном комедий Плав­та). Позд­нее пред­ме­том древ­не­рим­ской лите­ра­тур­ной кри­ти­ки. стал ана­лиз сти­ля и худо­же­ст­вен­ных средств про­из­веде­ний (Квин­ти­ли­ан, Фрон­тон, Гел­лий).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПИГЕН, ЕПИГЕН • ЭФОР, ЕФОР • ЭРИННА, ЕРИННА • ЭРОТИАН, ЕРОТИАН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА