Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ДЕЛУ́БР, СВЯТИЛИЩЕ

Delūbrum (lue­re), соб­ст­вен­но место искуп­ле­ния или очи­ще­ния, храм, в осо­бен­но­сти тихое, свя­щен­ное жили­ще богов, а пото­му, как ναός у гре­ков, место, где сто­ял кумир и при­над­ле­жа­щий к нему жерт­вен­ник. Древ­ние объ­яс­ня­ют это назва­ние весь­ма раз­лич­ным обра­зом. Mac­rob. Sat. 3, 4, 1.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 380.
См. по теме: ДИСАВЛ • ДОР • ДРИОП • КОНТРАКТ ПРИ ПОКУПКЕ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Храм Зевса.

Олимпия.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Курос.
Островной мрамор.
Ок. 520 г. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Старый силен с канфаром и тирсом. Прибрежный пейзаж.
Ок. 1—79 гг. н. э.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
4. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Карниз с водосточным желобом (симой) и водоотводом в виде львиной головы.
Песчаник.
510 г. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Сакрально-идиллический пейзаж.
Фреска фриза Большого колумбария виллы Дориа Памфили в Риме.
Конец I в. до н. э. — конец I в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Сельская часовня сацеллум.
Фреска из Геркуланума (Вилла Папирусов).
I в.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Пейзаж с храмом.
Фреска из Стабий, вилла Сан-Марко, помещение 27.
III стиль.
Кастелламмаре-ди-Стабия, Стабианский антикварий.
8. МОЗАИКА. Рим.
Мозаичная эмблема с буколическим пейзажем.
30—20 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Кабинет масок, 6.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Архитектурная композиция с толосом, двумя масками, фонтаном и висящими птицами и рыбой.
Фреска из Помпей (VI, 17, 41).
40—30 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXIX.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Сакрально-идиллическая сцена перед святилищем Кибелы.
Фреска из Помпей (VII, 6, 28).
25—45 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXI.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Каракалла
Рим, 213 г.
АВЕРС: M. AVREL. ANTONINVS PIVS AVG. BRIT. — драпированный бюст Каракаллы, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Круговая легенда: P. M. TR. P. XVI IMP. II, в обрезе, в две линии: COS. IIII P. P. / S. C.
Описание по Коэну: Цирк Каракаллы (см. прим. 2).
Описание по BMCRE: Большой цирк; фронтальный фасад состоит из аркады из 11 арок и большой арки справа; сразу за аркадой, слева, возница в квадриге на арке вправо, неопределенные объекты слева и справа от спины (spina), три движущиеся влево квадриги, зрители (?) в галерее; на заднем плане, слева, храм, колоннада из трех ярусов арок, в которых квадрига.
Описание по RCTV: Вид Большого цирка со стороны Бычьего форума, представляющий длинный ряд арочных входов на переднем плане (Duodecim Portae), центральную спину (неправильно сориентированную), с обелиском Рамзеса II в центре и метами с обоих концов, а также святилище Сола в дальнем конце цирка, возле которого мчатся квадриги.
2. Сестерций, медь
Траян
Рим, 103—111 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. V P. P. — бюст Траяна, в эгиде и в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI, в обрезе: S. C.
Описание по Коэну: Большой Цирк; снаружи и спереди, на плане, десять, двенадцать или тринадцать арок (зависит от изображения цирка на разных экземплярах), и справа большая арка, на которой спереди возвышается квадрига; на втором плане, на заднем фасаде и с каждой стороны арка, увенчанная спереди квадригой, и четырехколонный храм, на вершине которого находится статуя; во внутренней части Цирка в середине большой обелиск и с каждой стороны группа из трех объединенных обелисков меньшего размера; слева от большого обелиска виден всадник, а справа маленький барьер, служащий границей для бегунов. (На некоторых экземплярах всадник изображен справа, а барьер слева и кроме того, слева изображена мчащаяся квадрига).
Описание по BMCRE: Вид Большого Цирка, изображенного украшенным фронтально колоннадой, с аркой, обозначающей ворота, увенчанной квадригой анфас, справа, и, позади нее, выше, подобная арка, с квадригой, и другая арка, увенчанная квадригой, стоящие друг против друга справа и слева; стороны Цирка не видны, но дальний конец обозначен линией колоннад с четырехколонным храмом, на вершине фронтона которого находится бюст Сола (?) в лучистом венце, около левого конца; в центре внутренней части большой обелиск, и на небольшом расстоянии слева и справа от него три меньших обелиска, стоящих на невысоких колоннах; между обелисками «spina»; сразу же слева от большого обелиска всадник, сразу справа от него небольшие ворота.
Описание по RCTV: Вид Большого цирка со стороны Бычьего форума, представляющий длинный ряд арочных входов на переднем плане (Duodecim Portae), центральную спину (неправильно сориентированную), с обелиском Рамзеса II в центре и метами с обоих концов, а также святилище Сола в дальнем конце цирка, возле которого мчатся квадриги.
3. Сестерций, медь
Каракалла
Рим, 213 г.
АВЕРС: M. AVREL. ANTONINVS PIVS AVG. GERM. — драпированный бюст Каракаллы, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Круговая легенда: P. M. TR. P. XVI IMP. II, в обрезе, в две линии: COS. IIII P. P. / S. C.
Описание по Коэну: Цирк Каракаллы (см. прим. 2).
Описание по BMCRE: Большой цирк; фронтальный фасад состоит из аркады из 14 арок и большой арки справа; сразу за аркадой, слева, возница в квадриге на арке вправо, неопределенные объекты слева и справа от спины (spina), три движущиеся влево квадриги, зрители (?) в галерее; на заднем плане, слева, храм, колоннада из трех ярусов арок, в которых квадрига.
Описание по RCTV: Вид Большого цирка со стороны Бычьего форума, представляющий длинный ряд арочных входов на переднем плане (Duodecim Portae), центральную спину (неправильно сориентированную), с обелиском Рамзеса II в центре и метами с обоих концов, а также святилище Сола в дальнем конце цирка, возле которого мчатся квадриги.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА