Словарь античности

ЛОГИКА (от греч. lo­gos), в антич­ном мире зача­стую отож­дествля­лась с диа­лек­ти­кой. Про­бле­ма­ми кате­го­рий логи­ки зани­мал­ся Пар­ме­нид, с помо­щью дизъ­юнк­тив­но­го сил­ло­гиз­ма стре­мив­ший­ся дока­зать тож­де­ство мыс­ли­мо­го бытия и мыс­ли. Опи­ра­ясь на это поло­же­ние и прин­цип исклю­чен­но­го третье­го, он раз­ра­ботал уче­ние, направ­лен­ное на дока­за­тель­ство несо­сто­я­тель­но­сти с фор­маль­но-логи­че­ской точ­ки зре­ния диа­лек­ти­че­ско­го про­ти­во­ре­чия — внут­рен­не­го источ­ни­ка вся­ко­го дви­же­ния, в том чис­ле дви­же­ния во вре­ме­ни и про­стран­стве. В его пони­ма­нии кажу­ще­е­ся изме­не­ние бытия есть все­го лишь субъ­ек­тив­ная види­мость. Его уче­ник Зенон Элей­ский вскрыл име­ю­щи­е­ся про­ти­во­ре­чия в поня­ти­ях дви­же­ния, бес­ко­неч­но­сти, наи­мень­шей вели­чи­ны с помо­щью сво­их «Апо­рий», спо­со­ба­ми реше­ния кото­рых по сей день зани­ма­ют­ся мате­ма­ти­че­ские тео­рии. Сократ и Пла­тон с их диа­лек­ти­че­ским мето­дом рас­кры­тия поня­тий, а так­же Демо­крит внес­ли зна­чи­тель­ный вклад в даль­ней­шее раз­ви­тие логи­ки. Но под­лин­ным осно­ва­те­лем нау­ки логи­ки счи­та­ет­ся Ари­сто­тель. Поста­вив перед собой цель опро­верг­нуть заве­до­мо лож­ные поло­же­ния софи­стов и их тезис об отсут­ст­вии объ­ек­тив­ной исти­ны, Он зало­жил осно­вы нау­ки о мыш­ле­нии, поз­во­ля­ю­щей отде­лять истин­ные аргу­мен­ты от лож­ных. Важ­ней­ши­ми сочи­не­ни­я­ми в сво­де логи­че­ских трак­та­тов «Орга­нон» счи­та­ют­ся «Ана­ли­ти­ки». Ари­сто­тель отде­лил логи­че­ские фор­мы речи от ее содер­жа­ния и пер­вым начал опе­ри­ро­вать таким поня­ти­ем, как пере­мен­ная вели­чи­на. При этом он не отвер­гал связь меж­ду логи­кой и дей­ст­ви­тель­но­стью, посколь­ку его бук­вен­ные сим­во­лы отра­жа­ли воз­мож­ное реаль­ное поло­же­ние вещей. Раз­ра­ботав систе­му сил­ло­ги­сти­ки, пред­на­зна­чен­ную для выяв­ле­ния объ­ек­тив­ной свя­зи меж­ду поня­ти­я­ми и суж­де­ни­я­ми, он зало­жил осно­вы уче­ния о логи­че­ском дока­за­тель­стве. Бла­го­да­ря его систе­ме ока­за­лось воз­мож­ным из 2 посы­лок (Prä­mis­sen) полу­чить истин­ный вывод (Conclu­sio).


Если вся­кое А есть В;

И вся­кое В есть С;

То вся­кое А есть С.


Ари­сто­тель пер­вым сфор­му­ли­ро­вал 3 логи­че­ских зако­на: закон тож­де­ства, закон про­ти­во­ре­чия и закон исклю­чен­но­го третье­го. Вслед за Ари­сто­те­лем раз­ра­бот­кой про­блем логи­ки заня­лись сто­и­ки. Ари­сто­телев­ская сил­ло­ги­сти­ка пред­став­ля­ла собой объ­ек­тив­ные пра­ви­ла, кото­рые неза­ви­си­мы от част­ных кон­крет­ных объ­ек­тов. Напри­мер:


Все люди смерт­ны;

Сократ — чело­век;

Сократ — смер­тен. В логи­ке сто­и­ков основ­ное вни­ма­ние уде­ля­лось изу­че­нию про­стых и слож­ных выска­зы­ва­ний:


(Если идет дождь, то доро­га мок­рая;

Идет дождь;

Сле­до­ва­тель­но, доро­га мок­рая.)


Сто­и­ки уста­но­ви­ли виды свя­зи суж­де­ний, интер­пре­ти­ру­е­мых совре­мен­ны­ми поня­ти­я­ми конъ­юнк­ции и дизъ­юнк­ции. Они умень­ши­ли чис­ло ари­сто­телев­ских кате­го­рий до 4. Впо­след­ст­вии раз­ра­бот­кой уче­ния о логи­че­ских дока­за­тель­ствах, и преж­де все­го ари­сто­телев­ской сил­ло­ги­сти­кой, зани­ма­лись Боэций и схо­ла­сты, кото­рые при­спо­со­би­ли ее к сво­им целям.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: МАЙЕВТИКА • КАТЕГОРИИ • MATERIA PRIMA • КОСМОПОЛИТИЗМ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА