Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АТЛОФЕ́ТЫ

Ath­lothĕtae, ἀθλο­θέται, было пер­во­на­чаль­но назва­ние лиц, опре­де­ляв­ших награ­ды при состя­за­ни­ях и назы­вав­ших­ся ино­гда ἀγω­νοθέ­ται, как, напр., Ахилл при тризне по Патро­клу (Hom. Il. 23, 258). После того как 4 глав­ных состя­за­тель­ных празд­не­ства Гре­ции сде­ла­лись уста­но­вив­шим­ся обы­ча­ем, атло­фе­ты были судьи состя­за­ний, назы­вав­ши­е­ся в отдель­но­сти при Пифий­ских, Ист­мий­ских и Немей­ских играх ἀγω­νοθέ­ται, при Олим­пий­ских — ἑλ­λα­νοδί­και или ἑλ­λη­νοδί­και. Они назна­ча­лись вла­де­те­ля­ми той стра­ны, в кото­рой про­ис­хо­ди­ли состя­за­ния: для Ист­мий­ских игр — корин­фя­на­ми, для Пифий­ских — амфи­к­ти­о­на­ми, для Немей­ских — корин­фя­на­ми, арги­вя­на­ми и клео­ней­ца­ми. Внеш­ним зна­ком их отли­чия был посох, и пото­му они назы­ва­лись так­же ῥαβ­δοῦ­χοι, ῥαβ­δο­νόμοι (ῥαβ­δοῦ­χοι назы­ва­лись и слу­ги их, воору­жен­ные пал­ка­ми для под­дер­жа­ния поряд­ка). Пред­седа­тель­ство и назна­че­ние судей при нацио­наль­ных играх в Олим­пии при­сво­и­ли себе жите­ли сто­ли­цы — элидяне. Чис­ло судей в этих играх от 1 мало-пома­лу воз­рос­ло до 9, 10, 12. Зна­ком отли­чия их было пор­фи­ро­вое пла­тье и лав­ро­вый венок. Для того чтобы они мог­ли вполне удо­вле­тво­ри­тель­но исправ­лять свою долж­ность, их выби­ра­ли за 10 меся­цев до нача­ла игр и объ­яс­ня­ли им их обя­зан­но­сти. Тор­же­ст­вен­ной клят­вой атло­фе­ты обя­зы­ва­лись соблюдать пол­ней­шее бес­при­стра­стие. На их обя­зан­но­стях лежа­ли все рас­по­ря­же­ния и при­готов­ле­ния к достой­но­му празд­но­ва­нию тор­жеств. Во вре­мя игр они име­ли решаю­щий голос во всем, что каса­лось их долж­но­сти. О всех, заяв­ляв­ших жела­ние участ­во­вать в состя­за­ни­ях, они долж­ны были справ­лять­ся, при­над­ле­жат ли они к гре­че­ским граж­да­нам, нет ли на них како­го-нибудь пят­на. За 3 дня до нача­ла игр они пре­кра­ща­ли при­ем состя­за­те­лей и устра­и­ва­ли в Элиде так назы­вае­мые пред­ва­ри­тель­ные испы­та­ния всем запи­сав­шим­ся, и кто ока­зы­вал­ся недо­ста­точ­но под­готов­лен­ным, того вычер­ки­ва­ли из спис­ков. Затем они откры­ва­ли празд­не­ства, все­на­род­но объ­яв­ля­ли через гла­ша­тая име­на состя­за­те­лей и их про­ис­хож­де­ние, и если ниот­куда не явля­лось про­те­ста, то бро­са­ли жре­бий для назна­че­ния оче­реди кулач­ных бой­цов и места участ­ни­ков в беге. Напом­нив затем о пра­ви­лах чест­но­го состя­за­ния, они дава­ли знак к нача­лу. Во вре­мя состя­за­ний атло­фе­ты наблюда­ли за испол­не­ни­ем уста­нов­лен­ных пра­вил и по окон­ча­нии их, опре­де­лив победи­те­лей, награж­да­ли их в хра­ме Зев­са вен­ка­ми. Затем, после состав­ле­ния ими прото­ко­ла с поимен­ным спис­ком победи­те­лей, пре­кра­ща­лась долж­ность атло­фе­тов. В Афи­нах выби­ра­лось 10 атло­фе­тов сро­ком на 4 года; глав­ной их обя­зан­но­стью было устрой­ство боль­ших пана­фи­ней­ских празд­неств.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 178.
См. по теме: ДРОМОС • ДОЛИХ • ДИАВЛ • ДИСК •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА