Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ДИСК

Dis­cus, δίσ­κος, пра­виль­ный или про­дол­го­ва­тый мета­тель­ный кру­жок, тол­щи­на кото­ро­го умень­ша­лась в направ­ле­нии к его окруж­но­сти, без руко­ят­ки; если сде­лан был из кам­ня, то в соб­ст­вен­ном смыс­ле назы­вал­ся δίσ­κος, а так­же λί­θος или λᾶς (Hom. Od. 8, 190 и др. местах), а если из желе­за (в таком слу­чае, веро­ят­но, бо́льших раз­ме­ров) — σό­λος (Hom. Il. 23, 826 и др. места), хотя такое раз­ли­чие дела­ет­ся не все­ми древни­ми тол­ко­ва­те­ля­ми. Игра в диск (δισ­κο­βολία), столь люби­мая древни­ми гре­ка­ми (и совре­мен­ны­ми, осо­бен­но пали­ка­ра­ми), состо­я­ла в том, что кру­жок бро­са­ли на опре­де­лен­ное рас­сто­я­ние или же как мож­но даль­ше; кто бро­сал даль­ше, тот счи­тал­ся победи­те­лем, неза­ви­си­мо от того, был ли рань­ше отме­чен знач­ком (σῆ­μα) пре­дел или нет. Если не было знач­ка, то отме­ча­ли место, где диск при паде­нии впер­вые кос­нул­ся зем­ли, и победа затем зави­се­ла от вели­чи­ны пере­бро­шен­но­го рас­сто­я­ния, отто­го ὑπερ­βάλ­λειν = пре­вос­хо­дить.

«При мета­нии дис­ка верх­няя часть туло­ви­ща накло­ня­лась впе­ред, пред­став­ляя более или менее зна­чи­тель­ный изгиб в пра­вую сто­ро­ну, при­чем голо­ва накло­ня­лась впра­во и вниз настоль­ко, что гла­за мог­ли видеть левую сто­ро­ну верх­ней части туло­ви­ща. Пра­вая рука дви­га­лась спер­ва сни­зу назад до высоты плеч и затем опи­сы­ва­ла при быст­ром дви­же­нии впе­ред дугу, таким обра­зом сооб­щая дис­ку взмах в направ­ле­нии сни­зу вверх (δίσ­κος κα­τωμά­διος, Hom. Il. 23, 431). Центр тяже­сти тела во вре­мя раз­ма­ха опи­рал­ся то на пра­вую, то на левую ногу; в этот момент коле­но левой ноги несколь­ко сги­ба­лось, а меж­ду тем пра­вая нога еще силь­нее пода­ва­лась назад или же с неболь­шим изги­бом выстав­ля­лась впе­ред. Метаю­щий затем делал один шаг или несколь­ко шагов впе­ред в направ­ле­нии выле­таю­ще­го из руки дис­ка» (Fried­rich, Rea­lien in der Il. und Od. стр. 351 сл.). Полет дис­ка сопро­вож­дал­ся шумом и сви­стом, так как он, бла­го­да­ря сво­ей чече­ви­це­об­раз­ной фор­ме, про­ре­зы­вал воздух с боль­шой быст­ро­той и силой. Это упраж­не­ние было хоро­шим при­готов­ле­ни­ем для вой­ны и в осо­бен­но­сти для при­об­ре­те­ния навы­ка к мет­ко­му мета­нию кам­ня­ми. Опи­са­ние состя­за­ния дис­ком нахо­дит­ся Stat. Theb. 6, 646 слл. Меж­ду ста­ту­я­ми, изо­бра­жав­ши­ми мета­те­ля дис­ка (δισ­κο­βόλος), самая зна­ме­ни­тая была тво­ре­ни­ем Миро­на (см. Sculpto­res, 7). Ср. впро­чем Gym­na­sium.

См. также:
ДИСКОМЕТАНИЕ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 417.
См. по теме: ДРОМОС • ДОЛИХ • ДИАВЛ • ЦЕСТ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол.
Римская копия с греческого оригинала Мирона (т. н. «Дискобол Таунли»).
Мрамор.
Лондон, Британский музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол из Кастельпорциано и Дискобол Ланчелотти в экспозиции палаццо Массимо.
1) Паросский мрамор. Римская копия II в. с бронзового греческого оригинала Мирона сер. V в. до н. э.
2) Паросский мрамор. Римская копия середины II в. н. э. с бронзового оригинала Мирона ок. 450 г. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол Ланчелотти.
Паросский мрамор.
Римская копия с оригинала Мирона V в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол.
Мрамор.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол (т. н. дискобол Ланчелотти или Паломбара).
Паросский мрамор. Римская копия середины II в. н. э. с бронзового оригинала Мирона ок. 450 г. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол.
Римская копия с греческого оригинала Мирона (т. н. «Дискобол Таунли»).
Мрамор.
Лондон, Британский музей.
7. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Египет.
Медальон с изображением богини земли Геи.
Лен, шерсть; гобеленовое переплетение, летающая игла.
Египет. IV в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол Мирона.
Современная реконструкция оригинальной статуи V в. до н. э.
Скомбинированные гипсовые слепки, окрашенные под бронзу.
Рим, Римский национальный музей.
9. КЕРАМИКА. Греция.
Музыка в спорте, дискобол и кулачный боец.
Краснофигурная чаша. Аттика.
Художник Эпиктет, гончар Памфей.
Глина.
Ок. 520 г. до н. э.
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Стела с головой дискобола. Фрагмент.
Мрамор. VI в. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА