Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ДИСК

Dis­cus, δίσ­κος, пра­виль­ный или про­дол­го­ва­тый мета­тель­ный кру­жок, тол­щи­на кото­ро­го умень­ша­лась в направ­ле­нии к его окруж­но­сти, без руко­ят­ки; если сде­лан был из кам­ня, то в соб­ст­вен­ном смыс­ле назы­вал­ся δίσ­κος, а так­же λί­θος или λᾶς (Hom. Od. 8, 190 и др. местах), а если из желе­за (в таком слу­чае, веро­ят­но, бо́льших раз­ме­ров) — σό­λος (Hom. Il. 23, 826 и др. места), хотя такое раз­ли­чие дела­ет­ся не все­ми древни­ми тол­ко­ва­те­ля­ми. Игра в диск (δισ­κο­βολία), столь люби­мая древни­ми гре­ка­ми (и совре­мен­ны­ми, осо­бен­но пали­ка­ра­ми), состо­я­ла в том, что кру­жок бро­са­ли на опре­де­лен­ное рас­сто­я­ние или же как мож­но даль­ше; кто бро­сал даль­ше, тот счи­тал­ся победи­те­лем, неза­ви­си­мо от того, был ли рань­ше отме­чен знач­ком (σῆ­μα) пре­дел или нет. Если не было знач­ка, то отме­ча­ли место, где диск при паде­нии впер­вые кос­нул­ся зем­ли, и победа затем зави­се­ла от вели­чи­ны пере­бро­шен­но­го рас­сто­я­ния, отто­го ὑπερ­βάλ­λειν = пре­вос­хо­дить.

«При мета­нии дис­ка верх­няя часть туло­ви­ща накло­ня­лась впе­ред, пред­став­ляя более или менее зна­чи­тель­ный изгиб в пра­вую сто­ро­ну, при­чем голо­ва накло­ня­лась впра­во и вниз настоль­ко, что гла­за мог­ли видеть левую сто­ро­ну верх­ней части туло­ви­ща. Пра­вая рука дви­га­лась спер­ва сни­зу назад до высоты плеч и затем опи­сы­ва­ла при быст­ром дви­же­нии впе­ред дугу, таким обра­зом сооб­щая дис­ку взмах в направ­ле­нии сни­зу вверх (δίσ­κος κα­τωμά­διος, Hom. Il. 23, 431). Центр тяже­сти тела во вре­мя раз­ма­ха опи­рал­ся то на пра­вую, то на левую ногу; в этот момент коле­но левой ноги несколь­ко сги­ба­лось, а меж­ду тем пра­вая нога еще силь­нее пода­ва­лась назад или же с неболь­шим изги­бом выстав­ля­лась впе­ред. Метаю­щий затем делал один шаг или несколь­ко шагов впе­ред в направ­ле­нии выле­таю­ще­го из руки дис­ка» (Fried­rich, Rea­lien in der Il. und Od. стр. 351 сл.). Полет дис­ка сопро­вож­дал­ся шумом и сви­стом, так как он, бла­го­да­ря сво­ей чече­ви­це­об­раз­ной фор­ме, про­ре­зы­вал воздух с боль­шой быст­ро­той и силой. Это упраж­не­ние было хоро­шим при­готов­ле­ни­ем для вой­ны и в осо­бен­но­сти для при­об­ре­те­ния навы­ка к мет­ко­му мета­нию кам­ня­ми. Опи­са­ние состя­за­ния дис­ком нахо­дит­ся Stat. Theb. 6, 646 слл. Меж­ду ста­ту­я­ми, изо­бра­жав­ши­ми мета­те­ля дис­ка (δισ­κο­βόλος), самая зна­ме­ни­тая была тво­ре­ни­ем Миро­на (см. Sculpto­res, 7). Ср. впро­чем Gym­na­sium.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 417.
См. также:
ДИСКОМЕТАНИЕ (Словарь античности)
См. по теме: ДОЛИХ • ДРОМОС • ДИАВЛ • ЦЕСТ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 27 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол из Кастельпорциано.
Паросский мрамор. Римская копия II в. с бронзового греческого оригинала Мирона сер. V в. до н. э.
Инв. № 56039.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол из Кастельпорциано и Дискобол Ланчелотти в экспозиции палаццо Массимо.
1. Паросский мрамор. Римская копия II в. с бронзового греческого оригинала Мирона сер. V в. до н. э.
Инв. № 56039.
2. Паросский мрамор. Римская копия середины II в. н. э. с бронзового оригинала Мирона ок. 450 г. до н. э.
Инв. № 126371.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Стела с головой дискобола. Фрагмент.
Мрамор. VI в. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол (т. н. дискобол Ланчелотти или Паломбара).
Паросский мрамор. Римская копия середины II в. н. э. с бронзового оригинала Мирона ок. 450 г. до н. э.
Инв. № 126371.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол (т. н. дискобол Ланчелотти или Паломбара).
Паросский мрамор. Римская копия середины II в. н. э. с бронзового оригинала Мирона ок. 450 г. до н. э.
Инв. № 126371.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Дискобол.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал биги, 21.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол (т. н. дискобол Ланчелотти или Паломбара).
Паросский мрамор. Римская копия середины II в. н. э. с бронзового оригинала Мирона ок. 450 г. до н. э.
Инв. № 126371.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол из Кастельпорциано.
Паросский мрамор. Римская копия II в. с бронзового греческого оригинала Мирона сер. V в. до н. э.
Инв. № 56039.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Левая рука, держащая диск. Фрагмент статуи.
Мрамор крупнозернистый бело-серый. Имперский период.
Инв. № 50.389.
Будапешт, Музей изобразительных искусств.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол.
Мрамор. Римская работа по образцу бронзовой статуи работы Мирона (ок. 460 г. до н. э.).
Инв. № 2349.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал биги, 21.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА