Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЗО́ЛОТО

Aurum (ср. Ar­gen­tum и num­mi), шло и в сыром, и в обра­ботан­ном виде, осо­бен­но как укра­ше­ние, на цепоч­ки, запя­стья, дра­го­цен­ные вещи, ору­жие и пр., но так­же на сосуды и утварь вся­ко­го рода. Как моне­та, оно назы­ва­лось обык­но­вен­но sig­na­tum. Aurum co­ro­na­rium, золо­той венок, пер­во­на­чаль­но венок, кото­рый в древ­ние вре­ме­на под­но­си­ла рим­ско­му про­кон­су­лу его про­вин­ция за одер­жан­ную победу; во вре­мя три­ум­фа венок этот нес­ли перед колес­ни­цей три­ум­фа­то­ра; позд­нее ста­ли заме­нять венок день­га­ми, а потом это пере­шло в подать, нала­гав­шу­ю­ся на жите­лей. Cic. agr. 1, 4, 12. 2, 22, 59. Pis. 37, 90. Liv. 38, 37. Подоб­но это­му, aurum Judai­cum назы­ва­лась еже­год­ная пошли­на, нало­жен­ная на сокро­ви­ща Иеру­са­лим­ско­го хра­ма и соби­рав­ша­я­ся с жив­ших в Рим­ской импе­рии евре­ев.

См. также:
ЗОЛОТО (Словарь античности)
ЗОЛОТО (Джонс. Словарь античных римских монет)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 196.
См. по теме: ЭЙРЕСИОНА • ЭМПОСИЯ • ЭПИБОМИЙ, ЕПИБОМИЙ, БЛЮСТИТЕЛЬ АЛТАРЯ • ЭПИКЛЕР, НАСЛЕДНИЦА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. УКРАШЕНИЯ. Греция.
Диадема с подвесками в форме «идолов» большая.
Золото; кат. 10.
2400—2300 гг. до н. э.
Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
2. ГЛИПТИКА. Рим.
Кольцо с римской инталией с мужским портретом.
Инталия: Сердолик. I в. до н. э. — I в. н. э.
Кольцо: золото, современная работа.
Аукционный дом Кристи.
3. ТОРЕВТИКА. Рим.
Персонификация Африки.
Фиала из Боскореале.
Золото, серебро. I в. н. э.
Париж, Лувр.
4. УКРАШЕНИЯ. Греция.
Диадема с подвесками в форме «идолов» большая.
Золото; кат. 10.
2400—2300 гг. до н. э.
Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
5. ГЛИПТИКА. Рим.
«Гемма Клавдия». Германик Юлий Цезарь и Агриппина Старшая (деталь).
Пятислойный оникс, оправа: золото.
Ок. 49 г. н. э.
Вена, Музей истории искусств.
6. УКРАШЕНИЯ. Причерноморье.
Браслеты из Ольвии.
Золото, гранат, аметист, изумруд, жемчуг, хризопраз, стекло, эмаль и современные вставки.
Элементы: кон. II в. до н. э.; оправа: 1 в. до н. э. (эллинистическая работа).
Балтимор, Художественный музей Уолтерсов.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Актер, одетый царем.
Фреска из Геркуланума.
30—40 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXVIII.
8. ГЛИПТИКА. Греция.
Сатир.
Гранат в золотом медальоне, украшенном эмалью и гранатами. Восточное Средиземноморье. Конец IV в. до н. э.
Диаметр 2,5 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Сцена пиршества.
Фреска IV стиля из Геркуланума.
50—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Потолочный кессон с большим медальоном. Деталь.
Фреска IV стиля из Стабий. Эпоха Нерона (54—68 гг.).
Кастелламмаре-ди-Стабия, Стабианский антикварий.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА