Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЗО́ЛОТО

Aurum (ср. Ar­gen­tum и num­mi), шло и в сыром, и в обра­ботан­ном виде, осо­бен­но как укра­ше­ние, на цепоч­ки, запя­стья, дра­го­цен­ные вещи, ору­жие и пр., но так­же на сосуды и утварь вся­ко­го рода. Как моне­та, оно назы­ва­лось обык­но­вен­но sig­na­tum. Aurum co­ro­na­rium, золо­той венок, пер­во­на­чаль­но венок, кото­рый в древ­ние вре­ме­на под­но­си­ла рим­ско­му про­кон­су­лу его про­вин­ция за одер­жан­ную победу; во вре­мя три­ум­фа венок этот нес­ли перед колес­ни­цей три­ум­фа­то­ра; позд­нее ста­ли заме­нять венок день­га­ми, а потом это пере­шло в подать, нала­гав­шу­ю­ся на жите­лей. Cic. agr. 1, 4, 12. 2, 22, 59. Pis. 37, 90. Liv. 38, 37. Подоб­но это­му, aurum Judai­cum назы­ва­лась еже­год­ная пошли­на, нало­жен­ная на сокро­ви­ща Иеру­са­лим­ско­го хра­ма и соби­рав­ша­я­ся с жив­ших в Рим­ской импе­рии евре­ев.

См. также:
ЗОЛОТО (Словарь античности)
ЗОЛОТО (Джонс. Словарь античных римских монет)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 196.
См. по теме: Бихаракта • Придворный монетный двор • Центенарий • ПОКУПАТЕЛЬ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. УКРАШЕНИЯ. Причерноморье.
Браслеты из Ольвии.
Золото, гранат, аметист, изумруд, жемчуг, хризопраз, стекло, эмаль и современные вставки.
Элементы: кон. II в. до н. э.; оправа: 1 в. до н. э. (эллинистическая работа).
Балтимор (США), Художественный музей Уолтерсов.
2. УКРАШЕНИЯ. Греция.
Браслет с несомкнутыми концами (один из пары).
Греческая работа.
Золото, серебро. Конец V — начало IV вв. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. УКРАШЕНИЯ. Греция.
Золотые ожерелья из микенских гробниц камерного типа.
1600—1200 гг. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
4. УКРАШЕНИЯ. Этрурия.
Фибула из гробницы Бернардини с многофигурным щитком. Деталь.
Золото. VII в. до н. э.
Рим, Музей Пигорини.
5. УКРАШЕНИЯ. Этрурия.
Фибулы из Вульчи и Марсилианы.
Золото. VII в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
6. УКРАШЕНИЯ. Греция.
Ювелирные изделия из Мадита: диадема в форме фронтона, пара серег с дисками и подвесками в виде лодок, кольцо в виде змеи, семь розеток, колье с подвесками, ожерелье из бус и трубок.
Золото, серебро.
Ок. 330—300 гг. до н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
7. УКРАШЕНИЯ. Греция.
Браслет-наруч (браслет для предплечья) — один из пары.
Греция. Золото. Ок. 200 г. до н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
8. ГЛИПТИКА.
Эдип и Сфинкс.
Никколо Амастини (1780—1851).
Италия. Начало XIX века.
Камея. Трехслойный сардоникс, золото. 3,5 × 2,6 см.
Подпись внизу, под линией почвы: N.T. MASTINI F.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. ГЛИПТИКА.
Суд Париса.
Италия.
Вторая половина XVI века.
Камея. Халцедон—оникс, золото. 3,0 × 3,6 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. ГЛИПТИКА. Причерноморье.
Афина.
Гранат в золотом перстне.
Восточное Средиземноморье. Конец IV — начало III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА