Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЗО́ЛОТО

Aurum (ср. Ar­gen­tum и num­mi), шло и в сыром, и в обра­ботан­ном виде, осо­бен­но как укра­ше­ние, на цепоч­ки, запя­стья, дра­го­цен­ные вещи, ору­жие и пр., но так­же на сосуды и утварь вся­ко­го рода. Как моне­та, оно назы­ва­лось обык­но­вен­но sig­na­tum. Aurum co­ro­na­rium, золо­той венок, пер­во­на­чаль­но венок, кото­рый в древ­ние вре­ме­на под­но­си­ла рим­ско­му про­кон­су­лу его про­вин­ция за одер­жан­ную победу; во вре­мя три­ум­фа венок этот нес­ли перед колес­ни­цей три­ум­фа­то­ра; позд­нее ста­ли заме­нять венок день­га­ми, а потом это пере­шло в подать, нала­гав­шу­ю­ся на жите­лей. Cic. agr. 1, 4, 12. 2, 22, 59. Pis. 37, 90. Liv. 38, 37. Подоб­но это­му, aurum Judai­cum назы­ва­лась еже­год­ная пошли­на, нало­жен­ная на сокро­ви­ща Иеру­са­лим­ско­го хра­ма и соби­рав­ша­я­ся с жив­ших в Рим­ской импе­рии евре­ев.

См. также:
ЗОЛОТО (Словарь античности)
ЗОЛОТО (Джонс. Словарь античных римских монет)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 196.
См. по теме: ЭЙРЕСИОНА • ЭМПОСИЯ • ЭФОДИОН, ПРОГОННЫЕ ДЕНЬГИ • ДИАПСЕФИЯ, БАЛЛОТИРОВКА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА. Рим.
«Гемма Клавдия». Клавдий и Агриппина Младшая (деталь).
Пятислойный оникс, оправа: золото.
Ок. 49 г. н. э.
Вена, Музей истории искусств.
2. ГЛИПТИКА.
Суд Париса.
Италия.
Вторая половина XVI века.
Камея. Халцедон—оникс, золото. 3,0 × 3,6 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. ГЛИПТИКА. Египет.
Камея «Принц династии Птолемеев в образе Гермеса».
Сардоникс.
III в. до н. э.
Оправа (золото, эмаль) — XVIII в.
Париж, Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей.
4. ТОРЕВТИКА. Греция.
Ваза из Вафио.
Золото. Микенский период.
Афины, Национальный археологический музей.
5. ГЛИПТИКА. Рим.
Кольцо с римской инталией с мужским портретом.
Инталия: Сердолик. I в. до н. э. — I в. н. э.
Кольцо: золото, современная работа.
Аукционный дом Кристи.
6. УКРАШЕНИЯ. Этрурия.
Этрусский браслет с фигурными изображениями из Черветери (Цере).
Золото.
VII в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
7. УКРАШЕНИЯ. Этрурия.
Два браслета из Тарквиний.
Золото.
VII в. до н. э.
Лондон, Британский музей.
8. УКРАШЕНИЯ. Причерноморье.
Браслеты из Ольвии.
Золото, гранат, аметист, изумруд, жемчуг, хризопраз, стекло, эмаль и современные вставки.
Элементы: кон. II в. до н. э.; оправа: 1 в. до н. э. (эллинистическая работа).
Балтимор, Художественный музей Уолтерсов.
9. ТОРЕВТИКА. Рим.
Патера из Ренна.
Массив золота. Начало III в. н. э.
Диаметр 25 см, вес 1375 г.
Париж, Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей.
10. ГЛИПТИКА. Рим.
Голова Августа.
Халцедон, сардоникс, золото.
Эпоха Юлиев-Клавдиев.
Флоренция, Национальный археологический музей, Коридор Марии Магдалины деи Медичи.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА