Джонс. Словарь античных римских монет

ЗОЛОТО (Aurum). «Золо­то», кото­рое в нумиз­ма­ти­че­ских работах обыч­но сокра­ща­ет­ся как AV. Aurum coc­tum («варе­ное») — это выра­же­ние, кото­рым опи­сы­ва­ет­ся чистое золо­то (антич­ные тех­но­ло­гии очист­ки поз­во­ля­ли про­из­во­дить золо­то, чистое более чем на 99 %). В эпо­ху Рим­ской импе­рии золо­том соби­ра­лись три глав­ных нало­га (или, по край­ней мере, они исчис­ля­лись в золо­те, так как невоз­мож­но дока­зать, что их все­гда выпла­чи­ва­ли золо­том). Они назы­ва­лись aurum co­ro­na­rium, aurum ob­la­ti­cium и aurum ti­ro­ni­cum, что мож­но пере­ве­сти как «золо­то для вен­ков», «золо­то для под­но­ше­ния» и «рекрут­ское золо­то». Пер­вый из них — это зло­употреб­ле­ние обы­ча­ем, при­шед­шим от гре­ков, кото­рые пре­до­став­ля­ли золо­той венок (гре­че­ская ste­pha­ne и латин­ская co­ro­na) лицам, заслу­жив­шим обще­ст­вен­ные поче­сти, при­чем сто­и­мость вен­ка рас­счи­ты­ва­лась в зави­си­мо­сти от ста­ту­са полу­ча­те­ля. Рим­ские импе­ра­то­ры после­до­ва­ли обы­чаю элли­ни­сти­че­ских пра­ви­те­лей и ста­ли тре­бо­вать aurum co­ro­na­rium (т. е., сум­мы в золо­те для про­из­вод­ства пред­по­ла­гае­мых деко­ра­тив­ных вен­ков) с общин импе­рии по слу­чаю при­хо­да к вла­сти, пяти­лет­них или иных годов­щин прав­ле­ния или в иных ситу­а­ци­ях, кото­рые мог­ли бы слу­жить пово­дом для тако­го под­но­ше­ния. Этот обы­чай пред­став­лял собой фор­му нало­го­об­ло­же­ния и навер­ня­ка был крайне обре­ме­ни­тель­ным, поэто­му неуди­ви­тель­но, что когда Анто­нин Пий вдвое сни­зил сум­му, это вызва­ло радость (кото­рую уве­ко­ве­чи­ла серия монет с изо­бра­же­ни­ем про­вин­ций, дер­жа­щих вен­ки). Этот налог, несо­мнен­но, обес­пе­чи­вал мате­ри­ал для чекан­ки золотых монет. «Золо­то для под­но­ше­ния», aurum ob­la­ti­cium, — это налог, соби­рав­ший­ся в свя­зи с при­хо­дом импе­ра­то­ра к вла­сти или в иных слу­ча­ях, с сена­та, кото­рый доб­ро­воль­но «под­но­сил» его. Aurum ti­ro­ni­cum (от ti­ro, «ново­бра­нец») общи­ны упла­чи­ва­ли, чтобы не постав­лять рекру­тов в армию.

См. также:
ЗОЛОТО (Словарь античности)
ЗОЛОТО (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
© 1990 г. John Melville Jones. A DICTIONARY OF ANCIENT ROMAN COINS, London, SPINK, 2004, с. 31.
© 2013 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: Бихаракта • Придворный монетный двор • Центенарий • Конторниат •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. УКРАШЕНИЯ. Этрурия.
Фибула из гробницы Бернардини с многофигурным щитком. Деталь.
Золото. VII в. до н. э.
Рим, Музей Пигорини.
2. УКРАШЕНИЯ. Греция.
Ожерелье-тесьма с зерновидными подвесками.
Золото, эмаль.
Ок. 330—300 гг. до н. э.
Лондон, Британский музей.
3. ГЛИПТИКА.
Эдип и Сфинкс.
Никколо Амастини (1780—1851).
Италия. Начало XIX века.
Камея. Трехслойный сардоникс, золото. 3,5 × 2,6 см.
Подпись внизу, под линией почвы: N.T. MASTINI F.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Дионис находит на Наксосе спящую Ариадну: Гипнос окропляет Ариадну.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
5. ГЛИПТИКА. Египет.
Камея «Принц династии Птолемеев в образе Гермеса».
Сардоникс.
III в. до н. э.
Оправа (золото, эмаль) — XVIII в.
Париж, Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Септимия Севера.
Золото. Кон. I — нач. II в. н. э.
Комотини, Археологический музей.
7. ТОРЕВТИКА. Греция.
Ваза из Вафио.
Золото. Микенский период.
Афины, Национальный археологический музей.
8. ТОРЕВТИКА. Греция.
Ваза из Вафио.
Золото. Микенский период.
Афины, Национальный археологический музей.
9. УКРАШЕНИЯ. Этрурия.
Две фибулы из Ветулонии.
Верхняя — с грануляцией. Золото. Длина — 0,156 м.
Нижняя — из гробницы Литтора. Золото. Длина — 0,154 м.
Обе — VII в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
10. УКРАШЕНИЯ. Греция.
Золотая бляха.
Микенский период.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА