С. Б. Платнер, Т. Эшби. Топографический словарь Древнего Рима

ХРАМ БОЖЕСТВЕННОГО ЮЛИЯ (aedes Di­vi Iulii; de­lub­rum, Pl.; ἡρῷον, Cass. Dio; νεώς, App.): храм обо­жест­влён­но­го Юлия Цеза­ря, реше­ние о стро­и­тель­стве кото­ро­го при­ня­ли три­ум­ви­ры в 42 г. (Cass. Dio XLVII. 18); одна­ко храм был постро­ен, по-види­мо­му, одним Авгу­стом (Mon. Anc. IV. 2: aedem di­vi Iuli … fe­ci) и посвя­щён 18 авгу­ста 29 г. до н. э. (Cass. Dio LI. 22; He­me­rol. Amit. An­tiat. ad XV Kal. Sept.). Тело Цеза­ря было сожже­но в восточ­ной части фору­ма, напро­тив Регии (Liv. ep. 116; Plut. Caes. 68), и в этом месте сра­зу же с.287 воз­двиг­ли алтарь (βω­μός, App. BC I. 4; II. 148; III. 2) и колон­ну из нуми­дий­ско­го мра­мо­ра высотой два­дцать футов с над­пи­сью «Отцу Оте­че­ства» (Pa­ren­ti Pat­riae, Suet. Caes. 85). Вско­ре колон­ну и алтарь снёс Дола­бел­ла1 (Cic. ad Att. XIV. 15; Phil. I. 5), и имен­но на этом месте впо­след­ст­вии был постро­ен храм (App. locc. citt.; Cass. Dio XLVII. 18). Судя по дан­ным монет2, Адри­ан реста­ври­ро­вал этот храм (Co­hen, Had­rien 416—419, 1388), одна­ко суще­ст­ву­ю­щие архи­тек­тур­ные фраг­мен­ты цели­ком отно­сят­ся к пер­во­на­чаль­но­му стро­е­нию (Toeb. I. 5). Храм имел пра­во убе­жи­ща (Cass. Dio XLVII. 19), а в 69 г. н. э. в нём соби­ра­лись арваль­ские бра­тья (Act. Arv. a. 69, Febr. 26, CIL VI. 2051, 55).

Уже вскры­тая зна­чи­тель­ная часть фун­да­мен­та (LS II. 197), и изо­бра­же­ния на моне­тах поз­во­ли­ли Рих­те­ру в 1889 г. вос­ста­но­вить этот храм в общих чер­тах (Jahr. d. Inst. 1889, 137—162; Ant. Denkmä­ler I. 27, 28), а в ходе рас­ко­пок 1898—1899 гг. была полу­че­на допол­ни­тель­ная инфор­ма­ция (CR 1899, 185, 466; Mitt. 1902, 61—62; 1905, 75—76; BC 1903, 81—83; At­ti 563—566). Храм состо­ял из двух частей: пря­мо­уголь­ная плат­фор­ма 3,5 м высотой, 26 м шири­ной и 30 м дли­ной, и на ней соб­ст­вен­но сти­ло­бат, воз­вы­шав­ший­ся на 2,36 м над плат­фор­мой, за счёт чего пол цел­лы был очень высо­ким (Ov. ex Pon­to II. 84: di­vus ab ex­cel­sa Iuli­us aede vi­det; Met. XV. 842); его шири­на состав­ля­ла око­ло 17 м. В середине пере­д­ней части плат­фор­мы нахо­дит­ся полу­круг­лая ниша диа­мет­ром 8,3 м, от кото­рой оста­лась часть сте­ны из пепе­ри­на, а в этой нише — часть бетон­ной серд­це­ви­ны круг­ло­го алта­ря, сто­я­ще­го на тра­вер­ти­но­вых пли­тах, кото­рые состав­ля­ли мосто­вую фору­ма во вре­мя стро­и­тель­ства хра­ма. Сле­до­ва­тель­но, пер­вый алтарь, раз­ру­шен­ный Дола­бел­лой, был вос­ста­нов­лен и сохра­нён в нише этой плат­фор­мы при стро­и­тель­стве само­го хра­ма. Плат­фор­ма с обе­их сто­рон высту­па­ла за сти­ло­бат на рас­сто­я­ние 7 м, и этот выступ назы­вал­ся «рост­ра­ми хра­ма Боже­ст­вен­но­го Юлия» (rostra aedis di­vi Iuli, Fron­tin. de aq. 129; Cass. Dio LVI. 34: ἔμβο­λα τὰ Ἰουλίεια), ибо на обе­их сто­ро­нах ниши сте­на была укра­ше­на носа­ми кораб­лей, захва­чен­ных при Акции (Cass. Dio LI. 19), в таком же сти­ле, как и ста­рые рост­ры. По-види­мо­му, с этих ростр часто высту­па­ли импе­ра­то­ры (Cass. Dio locc. citt.; LIV. 35; Suet. Aug. 100). Суще­ст­ву­ет свиде­тель­ство в поль­зу прав­до­по­доб­но­го мне­ния, что сам Цезарь воз­двиг в восточ­ной части фору­ма вто­рые рост­ры, кото­рые после стро­и­тель­ства это­го хра­ма были пред­став­ле­ны рост­ра­ми хра­ма Боже­ст­вен­но­го Юлия (Liv. Ep. 116; Rich­ter, Ge­sch. d. Red­ner­büh­ne 52—53; Gilb. III. 167—168, 171—172).

с.288 Храм был иони­че­ским, шести­ко­лон­ным, веро­ят­но, с анта­ми, и пик­но­стиль­ным — то есть, его меж­ко­лон­ные про­стран­ства были рав­ны полу­то­ра диа­мет­рам колон­ны. (Vitr. III. 3. 2; Stat. Silv. I. 1. 22—24). Диа­метр колонн состав­лял 1,18 м у осно­ва­ния, а их высота рав­ня­лась девя­ти диа­мет­рам. Цел­ла зани­ма­ла всю шири­ну хра­ма, око­ло 17 м. Про­стран­ство меж­ду дву­мя сред­ни­ми колон­на­ми про­на­оса было шире, чем меж­ду дру­ги­ми колон­на­ми, а внут­ри цел­лы, напро­тив вхо­да и это­го широ­ко­го интер­ко­лум­ния, сто­я­ла колос­саль­ная ста­туя3 Цеза­ря с коме­той или звездой над голо­вой; воз­мож­но, та самая, о кото­рой упо­ми­на­ет Пли­ний (NH II. 93—94; cf. Suet. Caes. 88, Ov. Met. XV. 841—842 и Cass. Dio XLV. 7. I). В этот храм Август поме­стил сокро­ви­ща из захва­чен­ной им добы­чи (Mon. Anc. IV. 24) и кар­ти­ны, изо­бра­жаю­щие Дио­с­ку­ров и Вик­то­рию (Plin. NH XXXV. 27), а так­же Вене­ру Ана­дио­ме­ну работы Апел­ле­са (ib. 91). Послед­няя была повреж­де­на сыро­стью, поэто­му Нерон заме­нил её копи­ей работы Доро­тея. Остат­ки бетон­но­го поди­у­ма и архи­тек­тур­ных укра­ше­ний сохра­ни­лись до сих пор, но бетон­ная серд­це­ви­на почти пол­но­стью лиши­лась камен­ных стен, кото­ры­ми пер­во­на­чаль­но была окру­же­на (Jord. I. 2. 406—409; Théd. 153—156, 269—273; HC 155—159, Toeb. cit.; Fiech­ter in Zeitschr. f. Ge­sch. d. Ar­chit. VIII. (1924), 62—72; Mitt. 1906, 276; DR 191—201; RE Suppl. IV. 508—510; ASA 72; HFP 14, 15).

См. также:
Храм Божественного Юлия (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
Храм Божественного Юлия (Коарелли. Рим. Археологический путеводитель)
Храм Божественного Юлия (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1 См. так­же Cass. Dio XLIV. 50. Вете­ра­ны Цеза­ря хоте­ли вос­ста­но­вить алтарь (Cic. ad Fam. XI. 2, ve­te­ra­nos de re­po­nen­da ara co­gi­ta­re), кото­рый может быть тож­де­ст­вен «памят­ни­ку» («bus­tum») из Cic. Phil. I. 5, хотя у Jord. I. 2. 407 он интер­пре­ти­ро­ван как кенотаф поза­ди алта­ря. Ср. CR 1899, 186; а об осно­ва­нии ста­туи перед хра­мом см. Equ­us Tre­mu­li; Sta­tua (Lo­ri­ca­ta) Di­vi Iulii.
  • 2 Моне­ту (Co­hen, Aug. 122; BM. Rep. II. с. 14, 4356—4357; Aug. 63), кото­рая, по мне­нию Хюль­зе­на (HC 61), изо­бра­жа­ет курию, Мэт­тингли (BM. с. CXXIII, № 4) счи­та­ет отно­ся­щей­ся к это­му хра­му, хотя и без долж­ных осно­ва­ний.
  • 3 См. Her­mes, 1875, 342—359, и выше с. 226.

  • © 1929 г. Samuel Ball Platner, Thomas Ashby. A Topographical Dictionary of Ancient Rome. IULIUS, DIVUS, AEDES, с. 286—288.
    © 2008 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • КИНОСАРГ • Храм Юпитера Защитника •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Палатин. Деталь макета Рима.
    Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
    Рим, Музей Римской культуры.
    2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Римский Форум.
    Вид из Табулярия.
    (Храм Антонина и Фаустины, храм Божественного Ромула, базилика Максенция, храм Божественного Юлия, Колизей, базилика Юлия, храм Весты, атрий Весты, храм Кастора и Поллукса)
    Рим, Римский Форум.
    3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Божественного Юлия.
    Остатки основания.
    29 г. до н. э.
    Рим, Римский Форум.
    4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Вид Форума после раскопок. (Базилика Юлия, храм Сатурна, храм Веспасиана и Тита, храм Конкордии, Портик Божественного Согласия, Табулярий).
    Художник Фердинан Дютер.
    Тушь, акварель. 1874 г.
    Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
    5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Реконструкция части Римского Форума.
    (Табулярий, храм Конкордии (Согласия), храм Сатурна, базилика Юлия, Новые ростры, курия Юлия, базилика Эмилия, храм Кастора (Диоскуров), храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты)
    Рим, Римский Форум.
    6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Римский Форум.
    Вид из Табулярия.
    (Арка Септимия Севера, Новые ростры, храм Божественного Юлия, арка Тита, храм Весты, колонна Фоки, храм Кастора и Поллукса, базилика Юлия, дом Тиберия)
    Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
    7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
    Римский форум в IV веке.
    Теодор Йозеф Хуберт Хоффбауер (1839—1922).
    Акварель (до 1906 г.).
    Рим, Римский Форум.
    8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Панорама Римского форума и прилегающих районов.

    Рим, Римский Форум.
    9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    План части Римского форума.
    Храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты, Регия и окрестности, план-реконструкция согласно Р. Гамберини Мондженету.
    Рим, Римский Форум.
    10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Римский форум.
    (Базилика Эмилия, базилика Юлия, храм Божественного Юлия, Священная дорога)
    Вид с Палатина.
    Рим, Римский Форум.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА