Л. Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима

ХРАМ БОЖЕСТВЕННОГО ЮЛИЯ (aedes Di­vi Iulii) (рис. 48, 49): храм обо­жест­влён­но­го Юлия Цеза­ря, стро­и­тель­ство кото­ро­го нача­ли три­ум­ви­ры в 42 г. до н. э. (Cass. Dio 47. 18. 4) на месте, где его тело было кре­ми­ро­ва­но наро­дом, а завер­шил Окта­виан, посвя­тив­ший храм 18 авгу­ста 29 г. до н. э. (Cass. Dio 51. 22. 2; Aug., RG 19; Deg­ras­si 497). На месте сожже­ния тела, в восточ­ном кон­це фору­ма перед Реги­ей, вско­ре после собы­тий были воз­веде­ны алтарь и колон­на из жёл­то­го мра­мо­ра с над­пи­сью Pa­ren­ti Pat­riae (Отцу Оте­че­ства) (Suet., Iul. 85; App., Bell. Civ. 2. 148), но затем Дола­бел­ла раз­ру­шил их и уни­что­жил все их следы (Cic., Att. 14. 15. 1; Phil. 1. 5). Посвя­ще­ние хра­ма сопро­вож­да­лось вели­ко­леп­ны­ми игра­ми (Cass. Dio 51. 22. 3—9); храм имел пра­во убе­жи­ща (Cass. Dio 47. 19. 2); в нём соби­ра­лись арваль­ские бра­тья (CIL 6. 2051. 55). Позд­нее он был вос­ста­нов­лен Адри­а­ном, о чём свиде­тель­ст­ву­ют моне­ты, но без изме­не­ний архи­тек­тур­но­го сти­ля.

Архи­тек­тур­ная фор­ма до неко­то­рой сте­пе­ни была про­дик­то­ва­на доступ­ным про­стран­ст­вом. Впе­ре­ди высо­кая плат­фор­ма высотой 3,50 м слу­жи­ла рост­ра­ми и была укра­ше­на носа­ми кораб­лей, захва­чен­ных при Акции (Cass. Dio с.214 51. 19. 2); она была извест­на как рост­ры хра­ма Боже­ст­вен­но­го Юлия или рост­ры Юлия (Front., Aq. 2. 129; Cass. Dio 56. 34. 4). С неё Тибе­рий про­из­нес похваль­ную речь на похо­ро­нах Авгу­ста (Suet., Augus­tus 100. 3), и импе­ра­то­ры часто исполь­зо­ва­ли её для пуб­лич­ных выступ­ле­ний. Под­нять­ся на неё мож­но было сза­ди по боко­вым пан­ду­сам с каж­дой сто­ро­ны, а в цен­тре пере­д­ней части глу­бо­кая полу­круг­лая ниша, ого­ро­жен­ная спе­ре­ди, содер­жит бетон­ную серд­це­ви­ну малень­кой круг­лой трех­сту­пен­ча­той струк­ту­ры, кото­рая была интер­пре­ти­ро­ва­на как рестав­ра­ция алта­ря, пер­во­на­чаль­но уста­нов­лен­но­го на месте погре­баль­но­го кост­ра, но более веро­ят­но, что это путе­ал Либо­на (q. v.). На уровне зем­ли пан­ду­сы, пред­на­зна­чен­ные для вхо­да, тяну­лись вдоль боко­вых сто­рон плат­фор­мы, поза­ди хра­ма соеди­ня­лись скры­тым крип­то­пор­ти­ком и про­дол­жа­лись вдоль севе­ро-восточ­ной сто­ро­ны Регии. Эти кры­тые про­хо­ды были иден­ти­фи­ци­ро­ва­ны как пор­тик Юлия (q. v.).

Таким обра­зом, сам храм был со всех сто­рон окру­жён одно­этаж­ны­ми при­строй­ка­ми и воз­вы­шал­ся на вто­рой плат­фор­ме высотой 2,36 м, под­нять­ся на кото­рую мож­но было спе­ре­ди по корот­кой лест­ни­це, про­хо­дя­щей меж­ду колон­на­ми фаса­да. Храм был шести­ко­лон­ным про­сти­лем, про­на­ос и цел­ла — широ­ки­ми и неглу­бо­ки­ми пря­мо­уголь­ни­ка­ми рав­ной глу­би­ны. От колонн и верх­не­го зда­ния мало что оста­лось, за исклю­че­ни­ем несколь­ких фраг­мен­тов антаб­ле­мен­та, пиляст­ров, укра­шав­ших внут­рен­нюю часть хра­ма, и мра­мор­ных балок кры­ши, но Вит­ру­вий (3. 3. 2) сооб­ща­ет, что храм был пик­но­сти­лем, с колон­на­ми, разде­лён­ны­ми узки­ми про­ме­жут­ка­ми в пол­то­ра диа­мет­ра, что долж­но было под­чёр­ки­вать вер­ти­каль­ное изме­ре­ние зда­ния и с выра­зи­тель­ным акцен­том повто­рять эсте­ти­ку фору­ма Юлия и хра­ма Вене­ры Пра­ро­ди­тель­ни­цы. По фраг­мен­там извест­но, что ордер был коринф­ским (?), фриз укра­шен рас­ти­тель­ным орна­мен­том в виде завит­ков и сти­ли­зо­ван­ны­ми под ста­ри­ну кры­ла­ты­ми фигу­ра­ми.

В цел­ле сто­я­ла колос­саль­ная ста­туя Юлия Цеза­ря, воз­мож­но, со звездой, вен­чаю­щей голо­ву (Suet., Iul. 83; Plin., HN 2. 93—94, но ср. Cass. Dio 45. 7. 1). На моне­тах Авгу­ста (Crawford 540/1; Lug­li 1946, 201 и рис. 45) куль­то­вая ста­туя изо­бра­же­на ca­pi­te ve­la­to (с покры­той голо­вой), с литу­усом в руке, а звезда — на фрон­тоне хра­ма. Посколь­ку извест­но, что Цезарь был авгу­ром (как и вер­хов­ным пон­ти­фи­ком), это, веро­ят­но, пра­виль­но. Сюда Август посвя­тил под­но­ше­ния из воен­ной добы­чи, в чис­ле кото­рых мог­ли быть кар­ти­ны Апел­ле­са, изо­бра­жаю­щие Дио­с­ку­ров с Вик­то­ри­ей и Вене­ру Ана­дио­ме­ну, упо­мя­ну­тые Пли­ни­ем (HN 35. 27, 91, 93). Когда послед­няя испор­ти­лась и не под­да­ва­лась вос­ста­нов­ле­нию, Нерон заме­нил её на дру­гую кар­ти­ну работы Доро­тея.

Lug­li 1946, 198—201; Nash 1. 512—514; S. Weinstock, Di­vus Iuli­us (Ox­ford, 1971), 385—401; Mo­nAnt 48 (1973): 257—283 (M. Mon­tag­na Pas­qui­nuc­ci); Athe­nae­um 52 (1974): 144—155 (M. Mon­tag­na-Pas­qui­nuc­ci); Ro­ma, ar­chaeo­lo­gia nel centro [1985], 1. 67—72 [M. E. Cec­chi­ni); Arctos 21 (1967): 147—156 (E. M. Stein­by).


Рис. 48. Храм Боже­ст­вен­но­го Юлия, арка Авгу­ста, храм Весты, Регия и окрест­но­сти, план-рекон­струк­ция соглас­но Р. Гам­бе­ри­ни Мон­дже­не­ту.

Рис. 49. Храм Боже­ст­вен­но­го Юлия, план сохра­нив­ших­ся руин.

См. также:
Храм Божественного Юлия (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
Храм Божественного Юлия (Коарелли. Рим. Археологический путеводитель)
Храм Божественного Юлия (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
© 1992 г. L. Richardson. A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. John Hopkins University Press, Baltimore and London, 1992.
© 2010 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • КИНОСАРГ • Храм Юпитера Защитника •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Палатин. Деталь макета Рима.
Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
Рим, Музей Римской культуры.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум.
Вид из Табулярия.
(Храм Антонина и Фаустины, храм Божественного Ромула, базилика Максенция, храм Божественного Юлия, Колизей, базилика Юлия, храм Весты, атрий Весты, храм Кастора и Поллукса)
Рим, Римский Форум.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Божественного Юлия.
Остатки основания.
29 г. до н. э.
Рим, Римский Форум.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Вид Форума после раскопок. (Базилика Юлия, храм Сатурна, храм Веспасиана и Тита, храм Конкордии, Портик Божественного Согласия, Табулярий).
Художник Фердинан Дютер.
Тушь, акварель. 1874 г.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Реконструкция части Римского Форума.
(Табулярий, храм Конкордии (Согласия), храм Сатурна, базилика Юлия, Новые ростры, курия Юлия, базилика Эмилия, храм Кастора (Диоскуров), храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты)
Рим, Римский Форум.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум.
Вид из Табулярия.
(Арка Септимия Севера, Новые ростры, храм Божественного Юлия, арка Тита, храм Весты, колонна Фоки, храм Кастора и Поллукса, базилика Юлия, дом Тиберия)
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Римский форум в IV веке.
Теодор Йозеф Хуберт Хоффбауер (1839—1922).
Акварель (до 1906 г.).
Рим, Римский Форум.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Панорама Римского форума и прилегающих районов.

Рим, Римский Форум.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
План части Римского форума.
Храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты, Регия и окрестности, план-реконструкция согласно Р. Гамберини Мондженету.
Рим, Римский Форум.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский форум.
(Базилика Эмилия, базилика Юлия, храм Божественного Юлия, Священная дорога)
Вид с Палатина.
Рим, Римский Форум.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА