Мифы народов мира

АЛКМЕ́НА (Ἀλκμή­νη), в гре­че­ской мифо­ло­гии дочь Элек­три­о­на, жена тиринф­ско­го царя Амфи­т­ри­о­на, отли­чав­ша­я­ся исклю­чи­тель­ной кра­сотой. За неча­ян­ное убий­ство сво­его тестя Амфи­т­ри­он вме­сте с Алк­ме­ной был изгнан из Микен и посе­лил­ся в Фивах (Apol­lod. II 4, 6). Там он, выпол­няя пору­че­ния фиван­ско­го царя, совер­шил мно­го подви­гов, сра­жа­ясь с пле­ме­на­ми теле­бо­ев; в отсут­ст­вии мужа, при­вле­чён­ный кра­сотой Алк­ме­ны, Зевс явил­ся к ней. Пока дли­лась их брач­ная ночь, солн­це трое суток не под­ни­ма­лось над зем­лёй. Вско­ре у Алк­ме­ны одно­вре­мен­но роди­лись сыно­вья — Ификл от мужа и Геракл от Зев­са. В сра­же­нии с пле­ме­на­ми мини­ев погиб Амфи­т­ри­он, а Алк­ме­на, остав­шись вдо­вой, пра­ви­ла в Тирин­фе. После смер­ти Герак­ла Алк­ме­ну пре­сле­до­вал Эври­сфей и она бежа­ла к афи­ня­нам, кото­рые отра­зи­ли напа­де­ние Эври­сфея и взя­ли его в плен. Алк­ме­на насто­я­ла на пре­да­нии Эври­сфея смер­ти (тра­гедия Еври­пида «Герак­лиды»). Пере­не­сён­ная после смер­ти на ост­ро­ва бла­жен­ных, Алк­ме­на всту­пи­ла там в брак с Рада­ман­фом (Ant. Li­ber. 33, 3 с ссыл­кой на Фере­кида). Культ Алк­ме­ны суще­ст­во­вал в Фивах, Атти­ке и дру­гих местах Гре­ции.

М. Н. Бот­вин­ник

См. также:
АЛКМЕНА (Словарь античности)
АЛКМЕНА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 60.
См. по теме: ЭНИПЕЙ, ЕНИПЕЙ • ДЕДАЛИОН • ДЕЛЬФИНИЙ • ДИМАС •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Юный Геракл, душащий змей.
Фреска.
45—79 гг.
Помпеи, Дом Веттиев (VI, 15, 1).
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Геркулес душит змей на глазах Амфитриона и Алкмены. Фрагмент.
Фреска из экседры дома Веттиев в Помпеях.
60—79 гг.
Помпеи, Дом Веттиев (VI, 15, 1).
3. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Сатирическая сцена: любовные похождения Зевса под окном Алкмены при содействии Гермеса.
Краснофигурный кратер-колокол (сторона A). Пестум.
350—340 гг. до н. э.
Приписывается вазописцу Астею.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
4. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Алкмена, взывающая к Зевсу против Амфитриона.
Кратер-колокол краснофигурный. Пестум.
Приписывается вазописцу Пифону.
Глина.
Ок. 360—320 гг. до н. э.
Лондон, Британский музей.
5. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Алкмена, взывающая к Зевсу против Амфитриона.
Кратер-колокол краснофигурный. Пестум.
Приписывается вазописцу Пифону.
Глина.
Ок. 360—320 гг. до н. э.
Лондон, Британский музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Погребальная урна со сценой убийства женщины.
Травертин. II в. до н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА