Словарь античности

МАГИСТРАТУРА (от лат. ma­gistra­tus — долж­ност­ное лицо, началь­ник). В Рим­ской рес­пуб­ли­ке раз­ли­ча­лись маги­ст­ра­ту­ры куруль­ные (кон­су­лы, пре­то­ры, цен­зо­ры, куруль­ные эди­лы), при­ви­ле­ги­ей кото­рых было осо­бое долж­ност­ное крес­ло (Sel­la cu­ru­lis), и неку­руль­ные (кве­сто­ры, в част­но­сти три­бу­ны, пле­бей­ские эди­лы). К экс­тра­ор­ди­нар­ным маги­ст­ра­ту­рам отно­си­лись долж­но­сти дик­та­то­ра, коман­дую­ще­го кон­ни­цей и интеррек­са. Все маги­ст­ра­ту­ры испол­ня­лись без­воз­мезд­но; орди­нар­ные маги­ст­ра­ту­ры выби­ра­лись, как пра­ви­ло, на 1 год и испол­ня­лись мини­мум дву­мя людь­ми (кол­ле­ги­аль­ный прин­цип). После отме­ны цар­ской вла­сти (око­ло 500 до н. э.) во гла­ве Рес­пуб­ли­ки сто­я­ли 2 выс­ших маги­ст­ра­та, при­над­ле­жав­шие к пат­ри­ци­ям. До кон­ца не уста­нов­ле­но, как они назы­ва­лись (кон­су­лы или пре­то­ры), в чем заклю­ча­лась их дея­тель­ность (толь­ко коман­до­ва­ние арми­ей или так­же осу­щест­вле­ние выс­шей граж­дан­ской вла­сти). С середи­ны 5 в. до н. э. допол­ни­тель­но каж­дые 5 лет изби­ра­ли 2 цен­зо­ров на 18 меся­цев и 2 кве­сто­ров, заве­до­вав­ших город­ски­ми финан­са­ми; с кон­ца 5 в. ста­ли изби­рать еще 2 кве­сто­ров, рас­по­ря­жав­ших­ся про­да­жей плен­ных и воен­ной добы­чей. В 5 — нача­ле 4 в. до н. э. суще­ст­во­ва­ла выс­шая маги­ст­ра­тур­ная долж­ность — Tri­bu­ni mi­li­tum con­su­la­ri po­tes­ta­te (воен­ный три­бун с кон­суль­ской вла­стью). Инте­ре­сы пле­бе­ев защи­ща­ли осо­бые долж­ност­ные лица — 2 пле­бей­ских эди­ла и 10 пле­бей­ских три­бу­нов (посте­пен­но их ста­ло 10). С 367 до н. э. (по зако­ну Лици­ния-Секс­тия) во гла­ве выс­шей испол­ни­тель­ной вла­сти сто­я­ли 2 кон­су­ла (из кото­рых 1 дол­жен был быть пле­бе­ем) и 1 пре­тор, а так­же 2 куруль­ных эди­ла, при­над­ле­жав­ших к пат­ри­ци­ям. По зако­ну Вил­лия (180 до н. э.) был уста­нов­лен мини­маль­ный воз­раст­ной ценз для маги­ст­ра­тур, впо­след­ст­вии неод­но­крат­но меняв­ший­ся. При Сул­ле (44 до н. э.) ста­ли выби­рать, кро­ме 2 кон­су­лов, 8 пре­то­ров и 20 кве­сто­ров. Мини­маль­ный воз­раст­ной ценз состав­лял для пре­то­ра 40, а для кон­су­ла 43 года. Цезарь (44 до н. э.) довел чис­ло пле­бей­ских эди­лов до 4, пре­то­ров — до 14—16, кве­сто­ров — до 40. В эпо­ху Импе­рии выбор­ные долж­но­сти утра­ти­ли поли­ти­че­ское зна­че­ние, но сохра­ни­лись в сенат­ской Cur­sus ho­no­rum в каче­стве пред­по­сыл­ки для заня­тия новых, вли­я­тель­ных постов. В наши дни маги­ст­ра­том назы­ва­ют орган город­ско­го само­управ­ле­ния (напри­мер, маги­ст­рат Боль­шо­го Бер­ли­на).

См. также:
МАГИСТРАТ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЛИСТОВКИ • БАРДИЕИ • БОРЕАСМЫ • КАПИТОЛИЙСКИЙ ХОЛМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Мраморный блок с рельефным изображением складного курульного кресла (sella curulis).
Мрамор. Эпоха Антонинов.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы.
2. НАДПИСИ. Рим.
База колонны Гая Дуилия.
Эпоха Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.). Копия.
CIL. I2. 25 = CIL. VI. 1300 = CIL. VI. 31591 = CIL. VI. 37040 = Inscr. It.. 133. 69 = ILLRP. 319 = ILS. 65.
Рим, Музей Римской культуры.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя римского магистрата в тоге.
Мрамор.
I в. н. э.
Агридженто, Долина храмов, Римский форум.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя римского магистрата в тоге.
Мрамор.
I в. н. э.
Агридженто, Долина храмов, Римский форум.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Мраморный блок с рельефным изображением складного курульного кресла (sella curulis) — деталь.
Мрамор. Эпоха Антонинов.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Часть надгробного памятника с рельефным изображением курульного кресла (sella curulis).
Мрамор.
50 г. до н. э. — 50 г. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
7. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Этрусская погребальная урна с крышкой.
Алебастр.
2-я пол. II в. до н. э.
Фьезоле, Городской археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Этрусская погребальная урна.
Алебастр.
2-я пол. II в. до н. э.
Фьезоле, Городской археологический музей.
9. НАДПИСИ. Рим.
База ростральной колонны Гая Дуилия.
Лунский мрамор.
Ок. 260 г. до н. э., реставрирована в 1-й пол. I в. н. э.
CIL I2 25 = CIL VI 1300 = CIL VI 31591 = CIL VI 37040 = Inscr. It. 133 69 = ILLRP 319 = ILS 65.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец сенаторов, Табулярий.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Тетрадрахма, серебро
Иония, Смирна, 150—143 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Тихе (BMC: Кибелы) в башенном венце вправо.
РЕВЕРС: ΖΜΥΡΝΑΙΩΝ — внутри лаврового (BMC: дубового) венка вместе с монограммой магистрата.
2. Драхма, серебро
Персей Македонский
монетный двор в Фессалии, 171—170 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Гелиоса анфас.
РЕВЕРС: ΕΡΜΙΑΣ (имя магистрата) — бутон розы, слева и справа — буквы Ζ и Ω.
3. Тетрадрахма, серебро
Филипп V
Пелла или Амфиполь, 184—179 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Филиппа V в образе Персея влево и гарпа (меч Персея) над его плечом в центре македонского щита.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΦΙΛΙΠΠΟΥ — дубина; вверху — монограмма магистрата Зоила, внизу — две монограммы; все внутри венка. Слева — звезда.
4. Статер, серебро
Мегалополь, 363—362 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Зевса Ликея в лавровом венке, обращенная влево.
РЕВЕРС: Обнаженный юный пан, с головой, обращенной анфас, сидит влево на скале, накрытой его плащом, держит в правой руке лагоболон (охотничью дубину) и левым локтем опирается на скалу; слева монограмма Аркадской лиги; у подножия скалы флейта-сиринга и маленькими буквами ΟΛΥ подпись магистрата Олимпия (Olympios).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА