Словарь античности

МАСКА, еще в кон­це 2-го тыся­че­ле­тия до н. э. участ­ни­ки куль­то­вых обрядов, стре­мясь пред­ста­вить себя раз­лич­ны­ми боже­ства­ми или злы­ми духа­ми, наде­ва­ли мас­ки с изо­бра­же­ни­ем голов живот­ных или чело­ве­че­ских лиц. Появ­ле­ние теат­раль­ных масок свя­за­но с куль­том Дио­ни­са. В куль­те пред­ков микен­ских гре­ков в пери­од Рим­ской импе­рии зна­чи­тель­ную роль игра­ли спе­ци­аль­ные мас­ки, наде­вае­мые на лицо покой­ни­ка (мас­ки погре­баль­ные, напри­мер на еги­пет­ских муми­ях, парад­ные шле­мы и т. д.). В антич­ную эпо­ху широ­ко исполь­зо­ва­ли мас­ки с изо­бра­же­ни­ем страш­ных мифо­ло­ги­че­ских существ (голо­ва Гор­го­ны Меду­зы) и мас­ки, яко­бы обла­даю­щие маги­че­ской силой (отвра­щаю­щие беду). Позд­нее мас­ки в основ­ном при­ме­ня­лись для укра­ше­ния зда­ний или гроб­ниц.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНКАУСТИКА • ЭМБЛЕМА • ДОРИФОРЕМА • ДРАМА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Маска Силена.
Мрамор.
Римская работа. Середина I в. н. э.
Вена, Музей истории искусств.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Девять муз, Афина и Аполлон.
Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Белый мелкозернистый мрамор. II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя римлянина с масками предков.
Мрамор.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини, I. 56.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Тогатус Барберини.
Мрамор.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини, I. 56.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии. Левая сторона: танцующие менада и сатир.
Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Бронзовая статуэтка танцовщицы с лицом, покрытым вуалью и маской.
Греция.
Бронза.
III - II в. до н.э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Театр. Маски.

Остия, Археологический парк «Древняя Остия».
8. МОЗАИКА. Рим.
Напольная мозаика.
Фрагмент напольной мозаики т. н. «Дома Диониса».
II в. н. э.
Брешиа, Городской музей Санта-Джулия.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Актер с маской.
Фреска из Помпей.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. МОЗАИКА. Рим.
Хормейстер и актеры.
69—79 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, CRI, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас без змей; ниже L · PLAVTIVS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, CRI, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCVS. Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, CRI, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас со свернувшимися змеями по обеим сторонам; ниже L · PLAVTIVS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, CRI, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCV. Кайма из точек.
3. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, CRI, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас без змей; ниже L · PLAVTIVS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, CRI, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCV. Кайма из точек.
4. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, CRI, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас со свернувшимися змеями по обеим сторонам; ниже L · PLAVTIVS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, CRI, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCVS. Кайма из точек.
5. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, CRI, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас без змей; ниже L · PLAVTIV. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, CRI, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCVS. Кайма из точек.
6. Денарий, серебро
Децим Юний Силан
Рим, 91 г. до н.э.
АВЕРС: Маска Силена с бородой и в венке из сосновых ветвей, вправо; под ней плуг; все внутри богато украшенного ожерелья (torques).
РЕВЕРС: Виктория управляет бигой, кони скачут вправо; в правой руке она держит кнут со свисающим ремнем, в левой — пальмовую ветвь и вожжи; под конями галльская труба (carnyx); в поле D SILANVS L F; граница из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА