Словарь античности

МАТЕРИАЛИЗМ (лат.). В антич­ной фило­со­фии Пла­тон впер­вые наме­рен­но про­ти­во­по­ста­вил мате­рию созна­нию. До это­го мате­ри­а­лизм исхо­дил толь­ко из пред­по­ло­же­ния, что пер­во­на­ча­лом явля­ет­ся некая мате­ри­аль­ная суб­стан­ция — пер­во­ве­ще­ство. В пери­од ста­нов­ле­ния рабо­вла­дель­че­ско­го строя в Гре­ции мате­ри­а­лизм как фило­соф­ское уче­ние выра­жал инте­ре­сы сто­рон­ни­ков демо­кра­тии, свя­зан­ных в первую оче­редь с купе­че­ской про­слой­кой и внеш­ней тор­гов­лей. Мно­гие мате­ри­а­ли­сты, при­мы­кав­шие как к иони­че­ской шко­ле, так и к после­дую­щим фило­соф­ским направ­ле­ни­ям, были сти­хий­ны­ми диа­лек­ти­ка­ми. Пред­ста­ви­те­ли иони­че­ской натур­фи­ло­со­фии при­пи­сы­ва­ли пер­во­на­ча­лу мира — пер­во­ве­ще­ству, кото­рое в их пред­став­ле­нии обу­слов­ли­ва­ло все кон­крет­ные явле­ния, — спо­соб­ность ощу­щать и мыс­лить (гило­зо­изм). Герак­лит счи­тал, что пер­во­ве­ще­ство при­ро­ды — огонь, посколь­ку он наи­бо­лее спо­со­бен к изме­не­нию и подви­жен. Мате­ри­а­ли­сти­че­ские эле­мен­ты встре­ча­ют­ся так­же в фило­соф­ской систе­ме эле­а­та Пар­ме­нида, пола­гав­ше­го, что истин­ное бытие неиз­мен­но и пред­став­ля­ет собой непо­движ­ный и сплошь запол­нен­ный шар. В пони­ма­нии Эмпе­док­ла, Ана­к­са­го­ра и Лев­кип­па все суще­ст­ву­ю­щие вещи воз­ни­ка­ли и исче­за­ли вслед­ст­вие соеди­не­ния и разде­ле­ния пер­вич­ных эле­мен­тов мате­рии, кото­рые сами по себе веч­ны и неиз­мен­ны. Дви­жу­щей силой, вызы­ваю­щей этот про­цесс, Ана­к­са­гор счи­тал «нус» — ум, кото­рый он пони­мал как мате­ри­аль­ное веще­ство; а по мыс­ли Эмпе­док­ла, соеди­не­ние и разде­ле­ние эле­мен­тов про­ис­хо­ди­ли вслед­ст­вие дей­ст­вия в мате­рии двух начал-«люб­ви» и «враж­ды». По Лев­кип­пу, все, что про­ис­хо­дит в мире, объ­яс­ня­ет­ся веч­ным пере­дви­же­ни­ем ато­мов в абсо­лют­ной пусто­те. Круп­ней­ший мате­ри­а­лист антич­но­сти Демо­крит поло­жил в осно­ву сво­его уче­ния эту ато­ми­сти­че­скую док­три­ну и создал целост­ную систе­му мате­ри­а­ли­сти­че­ской фило­со­фии. Для взглядов неко­то­рых софи­стов, в част­но­сти Про­та­го­ра, харак­тер­ны эле­мен­ты мате­ри­а­лиз­ма. Киник Анти­сфен, пред­вос­хи­щая основ­ные поло­же­ния сред­не­ве­ко­во­го номи­на­лиз­ма и в про­ти­во­вес иде­а­ли­сти­че­ской тео­рии Пла­то­на, утвер­ждал, что реаль­но суще­ст­ву­ет толь­ко еди­нич­ное, кото­рое мож­но ощу­тить физи­че­ски. Мате­ри­а­ли­сти­че­ские идеи содер­жат­ся так­же в осно­вы­ваю­щей­ся на ате­из­ме фило­со­фии и эти­ке кире­на­и­ков. Эпи­кур и Лукре­ций — вид­ней­шие пред­ста­ви­те­ли мате­ри­а­лиз­ма позд­ней антич­но­сти. Их миро­воз­зре­ние, осно­ван­ное на инди­виду­а­ли­сти­че­ских иде­а­лах, сфор­ми­ро­ва­лось в усло­ви­ях, ничем не напо­ми­наю­щих эпо­ху зарож­де­ния рабо­вла­дель­че­ской демо­кра­тии. В сво­ей эти­ке и пред­став­ле­ни­ях о неза­ви­си­мой от про­из­во­ла богов при­ро­де они испы­та­ли вли­я­ние фило­со­фии кирен­ской шко­лы, в осо­бен­но­сти ато­ми­сти­ки, и поэто­му высту­па­ли за сво­бо­ду воли. Сре­ди уче­ни­ков Ари­сто­те­ля выра­зи­те­лем мате­ри­а­ли­сти­че­ских идей счи­тал­ся Стра­тон Физик. Он отож­дествлял богов с бес­со­зна­тель­но дей­ст­ву­ю­щи­ми сила­ми при­ро­ды и, отверг­нув тео­ло­гию сво­его учи­те­ля, сфор­му­ли­ро­вал уче­ние о чисто физи­че­ском харак­те­ре при­род­ных явле­ний. Стра­тон отри­цал бес­смер­тие души. Мате­ри­а­ли­сти­че­ские эле­мен­ты игра­ли опре­де­лен­ную роль в натур­фи­ло­со­фии сто­и­ков. Соглас­но их пред­став­ле­ни­ям, реаль­но суще­ст­ву­ют толь­ко тела, и поэто­му душа и доб­ро­де­тель так­же телес­ны. Даже отож­дествля­е­мая с имма­нент­ным боже­ст­вом «пнев­ма» (огне­вид­ное дыха­ние), кото­рое с абсо­лют­ной неиз­беж­но­стью пред­опре­де­ля­ет все про­цес­сы в при­ро­де, как и в уче­нии Герак­ли­та, пред­став­ля­ет собой мате­ри­аль­ную суб­стан­цию. Сто­и­ки отвер­га­ли меха­ни­цизм Демо­кри­та и исхо­ди­ли из тео­ло­ги­че­ско­го прин­ци­па. Вся исто­рия антич­но­го мате­ри­а­лиз­ма — это борь­ба его пред­ста­ви­те­лей с рели­ги­оз­ны­ми пред­став­ле­ни­я­ми, а позд­нее и с иде­а­ли­сти­че­ски­ми тео­ри­я­ми. О том, каким пре­сле­до­ва­ни­ям под­вер­гал­ся мате­ри­а­лизм в эпо­ху антич­но­сти, свиде­тель­ст­ву­ет уже тот факт, что пол­но­стью сохра­ни­лось лишь основ­ное сочи­не­ние его послед­не­го вели­ко­го пред­ста­ви­те­ля — Лукре­ция. Гени­аль­ные пред­по­ло­же­ния антич­ных мате­ри­а­ли­стов (ато­ми­сти­ка, уче­ние об эле­мен­тах, диа­лек­ти­ка) ока­за­ли огром­ное воздей­ст­вие на после­дую­щие поко­ле­ния уче­ных и сыг­ра­ли зна­чи­тель­ную роль в раз­ви­тии глав­ным обра­зом есте­ствен­ных наук.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: МАЙЕВТИКА • КАТЕГОРИИ • MATERIA PRIMA • КОСМОПОЛИТИЗМ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА