Словарь античности

МЕДЕЯ, в гре­че­ской мифо­ло­гии дочь царя Кол­хиды Ээта, наде­лен­ная даром вол­шеб­ства. Полю­бив Ясо­на, она с помо­щью вол­шеб­но­го зелья помог­ла ему овла­деть золотым руном и выдер­жать испы­та­ния, кото­рым под­верг его Ээт. Она усы­пи­ла дра­ко­на, охра­няв­ше­го руно. После похи­ще­ния Медея бежа­ла с Ясо­ном и арго­нав­та­ми. Чтобы задер­жать пре­сле­до­вав­ше­го их отца, уби­ла сво­его бра­та Апсир­та и раз­бро­са­ла кус­ки его тела. По пути на роди­ну арго­нав­тов соче­та­лась бра­ком с Ясо­ном. После под­стро­ен­ной ею гибе­ли узур­па­то­ра цар­ско­го пре­сто­ла в Иол­ке Пелия ока­за­лась вме­сте с Ясо­ном в Корин­фе. Там Ясон заду­мал женить­ся на доче­ри коринф­ско­го царя Кре­он­та Глав­ке (вари­ант: Кре­усе). Из мести Медея погу­би­ла ее, Кре­он­та, рож­ден­ных ею от Ясо­на детей и уле­те­ла на запря­жен­ной дра­ко­на­ми колес­ни­це к Эгею в Афи­ны. Начи­ная с антич­ной эпо­хи миф о Медее стал одним из излюб­лен­ных сюже­тов живо­пи­си (кар­ти­ны Э. Дела­круа и Фей­ер­ба­ха), скульп­ту­ры (сар­ко­фаг с изо­бра­же­ни­ем сцен с Меде­ей). Сюжет Медеи нашел отра­же­ние так­же в твор­че­стве Апол­ло­ния Родос­ско­го и Вале­рия Флак­ка. Осо­бое зна­че­ние миф имел для дра­ма­тур­гии. Создан­ный Еври­пидом образ стал исход­ным для всех драм о Медеи (Сене­ка, Кор­нель, Гриль­пар­цер, Ануй), хотя трак­тов­ка его была неод­но­знач­ной (убий­ца детей; отверг­ну­тая жен­щи­на, желаю­щая ото­мстить сопер­ни­це).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНИО, ЕНИО • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Медея и Аякс.
Иоганн Георг Хильтеншпергер (1806—1890).
Настенная панель, 1845—1848 гг.
№ LXIX.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, Галерея истории древней живописи, 69.
2. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер Медеи. Сторона A: Медея, улетающая в колеснице после убийства своих детей.
Краснофигурный кратер-калик. Лукания.
Ок. 400 г. до н. э.
Приписывается мастеру Поликоро.
Кливленд, Художественный музей.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Медея. Фреска из Стабий (кубикул виллы Ариадны).

Неаполь, Национальный археологический музей.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Одиссей в Царстве мертвых.
Иоганн Георг Хильтеншпергер (1806—1890).
Настенная панель, 1845—1848 гг.
№ LVII.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, Галерея истории древней живописи, 57.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Медея, замышляющая убийство своих детей.
Фреска из Помпей (VI, 9, 6).
62—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXII.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага.
Греческий мрамор. Сер. II в.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага, деталь: Креонт и его гибнущая дочь Креуса.
Греческий мрамор. Сер. II в.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фриз крышки саркофага.
Белый мелкозернистый мрамор.
II в. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, III. 19.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Медее. Фриз крышки и фронтальный рельеф.
Мрамор. 2-я половина II в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Круглый зал X.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фриз крышки саркофага с изображениями нимф и эротов.
Мрамор. 2-я половина II в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Круглый зал X.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА