Словарь античности

МЕДЕЯ, в гре­че­ской мифо­ло­гии дочь царя Кол­хиды Ээта, наде­лен­ная даром вол­шеб­ства. Полю­бив Ясо­на, она с помо­щью вол­шеб­но­го зелья помог­ла ему овла­деть золотым руном и выдер­жать испы­та­ния, кото­рым под­верг его Ээт. Она усы­пи­ла дра­ко­на, охра­няв­ше­го руно. После похи­ще­ния Медея бежа­ла с Ясо­ном и арго­нав­та­ми. Чтобы задер­жать пре­сле­до­вав­ше­го их отца, уби­ла сво­его бра­та Апсир­та и раз­бро­са­ла кус­ки его тела. По пути на роди­ну арго­нав­тов соче­та­лась бра­ком с Ясо­ном. После под­стро­ен­ной ею гибе­ли узур­па­то­ра цар­ско­го пре­сто­ла в Иол­ке Пелия ока­за­лась вме­сте с Ясо­ном в Корин­фе. Там Ясон заду­мал женить­ся на доче­ри коринф­ско­го царя Кре­он­та Глав­ке (вари­ант: Кре­усе). Из мести Медея погу­би­ла ее, Кре­он­та, рож­ден­ных ею от Ясо­на детей и уле­те­ла на запря­жен­ной дра­ко­на­ми колес­ни­це к Эгею в Афи­ны. Начи­ная с антич­ной эпо­хи миф о Медее стал одним из излюб­лен­ных сюже­тов живо­пи­си (кар­ти­ны Э. Дела­круа и Фей­ер­ба­ха), скульп­ту­ры (сар­ко­фаг с изо­бра­же­ни­ем сцен с Меде­ей). Сюжет Медеи нашел отра­же­ние так­же в твор­че­стве Апол­ло­ния Родос­ско­го и Вале­рия Флак­ка. Осо­бое зна­че­ние миф имел для дра­ма­тур­гии. Создан­ный Еври­пидом образ стал исход­ным для всех драм о Медеи (Сене­ка, Кор­нель, Гриль­пар­цер, Ануй), хотя трак­тов­ка его была неод­но­знач­ной (убий­ца детей; отверг­ну­тая жен­щи­на, желаю­щая ото­мстить сопер­ни­це).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер Медеи. Сторона A: Медея, улетающая в колеснице после убийства своих детей.
Кратер-калик краснофигурный. Лукания.
Ок. 400 г. до н. э.
Приписывается мастеру Поликоро.
Кливленд (США), Художественный музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальный рельеф саркофага со сценами мифа о Медее.
Мрамор. 2-я половина II в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Круглый зал X.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Медея и Аякс.
Иоганн Георг Хильтеншпергер (1806—1890).
Настенная панель, 1845—1848 гг.
№ LXIX.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, Галерея истории древней живописи, 69.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Миф о Медее.
Стенка саркофага. Фрагмент.
Мрамор. Ок. 170 г.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага.
Греческий мрамор. 150—170 гг. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага (деталь).
Греческий мрамор. 150—170 гг. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцена из мифа об Аргонавтах. Левая боковая панель саркофага со сценами мифа о Медее.
Греческий мрамор. 150—170 гг. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцена из мифа об Аргонавтах. Правая боковая панель саркофага со сценами мифа о Медее.
Греческий мрамор. 150—170 гг. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Медее.
Белый мрамор.
Сер. II в.
Анкона, Национальный археологический музей Марке.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага.
Мрамор.
Сер. II в.
Анкона, Национальный археологический музей Марке.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА