Словарь античности

МЕТАФИЗИКА (греч. то, что идет после физи­ки), этот тер­мин ввел изда­тель про­из­веде­ний Ари­сто­те­ля Анд­ро­ник Родос­ский (1 в. до н. э.), кото­рый так назвал сле­дую­щую «после физи­ки» груп­пу его трак­та­тов по онто­ло­гии и тео­рии позна­ния. Посколь­ку пред­ме­том этой нау­ки явля­ет­ся изу­че­ние «бытия как тако­во­го» и его основ­ных прин­ци­пов, то Ари­сто­тель в сво­ей клас­си­фи­ка­ции отвел ей веду­щее место и назвал «пер­вой фило­со­фи­ей». Эти­ми прин­ци­па­ми явля­лись фор­ма (мор­фе), мате­рия (гиле), источ­ник дви­же­ния и цель. Уже в эпо­ху позд­ней антич­но­сти фило­соф­ский тер­мин «мета­фи­зи­ка» ста­ли исполь­зо­вать для харак­те­ри­сти­ки науч­ной дис­ци­пли­ны, рас­смат­ри­ваю­щей сущ­ность вещей и выхо­дя­щей за рам­ки фено­ме­наль­но­го аспек­та. Со вре­ме­ни Геге­ля мета­фи­зи­ка как фило­соф­ское уче­ние о веч­ных, неиз­мен­ных прин­ци­пах отож­дествля­ет­ся с жест­ким недиа­лек­ти­че­ским пони­ма­ни­ем дей­ст­ви­тель­но­сти. Впер­вые целост­ную систе­му мета­фи­зи­ки раз­ра­ботал Пар­ме­нид, кото­рый стро­ил пони­ма­ние бытия, оттал­ки­ва­ясь от отверг­ну­той им кон­цеп­ции диа­лек­ти­че­ско­го про­ти­во­ре­чия. Его он счи­тал логи­че­ски непо­сти­жи­мым и тем самым ирре­аль­ным. На осно­ве фило­соф­ской систе­мы Пар­ме­нида воз­ник­ли мета­фи­зи­че­ский иде­а­лизм Пла­то­на и мета­фи­зи­че­ский мате­ри­а­лизм Демо­кри­та.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: МАЙЕВТИКА • КАТЕГОРИИ • MATERIA PRIMA • КОСМОПОЛИТИЗМ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА