С. Б. Платнер, Т. Эшби. Топографический словарь Древнего Рима

ХРАМ САТУРНА (aedes Sa­tur­ni; fa­num у Варро­на и Мак­ро­бия; templum у Мак­ро­бия и в Пере­чне рай­о­нов) — храм, воз­двиг­ну­тый рядом с пер­во­на­чаль­ным алта­рем у под­но­жья Капи­то­лия, на краю фору­ма (Var­ro V. 42: in fau­ci­bus (Ca­pi­to­lii); Liv. XLI. 21. 12: in fo­ro Ro­ma­no; Mac­rob. I. 8. 1: ad Fo­rum; Fest. 322: in imo cli­vo Ca­pi­to­li­no; Serv. Aen. VIII. 319, Auct. Orig. 3. 6: sub cli­vo Ca­pi­to­li­no; Serv. Aen. II. 116, Hy­gin. Fab. 261: an­te cli­vum Ca­pi­to­li­num; Dio­nys. I. 34. 4; VI. 1. 4). Из всех хра­мов, стро­и­тель­ство кото­рых зафик­си­ро­ва­но в пон­ти­фи­каль­ных архи­вах, это самый ста­рый, но точ­ная дата вызы­ва­ет явные раз­но­гла­сия. Одно пре­да­ние при­пи­сы­ва­ет его посвя­ще­ние Тул­лу Гости­лию, соглас­но дру­го­му, стро­и­тель­ство начал послед­ний Тарк­ви­ний (Var­ro ap. Mac­rob. I. 8. 1; Dio­nys. VI. 1. 4). Одна­ко в дру­гом месте его фак­ти­че­ское посвя­ще­ние при­пи­са­но маги­ст­ра­там пер­во­го года рес­пуб­ли­ки; либо Титу Лар­цию в его дик­та­ту­ру в 501 г. до н. э. (Mac­rob. loc. cit.), о кото­ром так­же сооб­ща­ет­ся, что он при­сту­пил к стро­и­тель­ству хра­ма в свое вто­рое кон­суль­ство в 498 г. до н. э. (Dio­nys. VI. 1. 4); либо Авлу Сем­п­ро­нию и М. Мамер­ку, кон­су­лам 497 г. (Liv. II. 21. 1; Dio­nys. loc. cit); либо Посту­му Коми­нию, кон­су­лу 501 и 493 гг. до н. э., по поста­нов­ле­нию сена­та (Dio­nys. loc. cit.). Иную тра­ди­цию, види­мо, сохра­нил Гел­лий (ap. Mac­rob. I. 8. 1: nec me fu­git Gel­lium scri­be­re se­na­tum dec­res­se ut aedes Sa­tur­ni fie­ret eique rei L. Fu­rium tri­bu­num mi­li­tum prae­fuis­se; «мне извест­но, что Гел­лий пишет, что сенат поста­но­вил воз­двиг­нуть храм Сатур­на и это дело было пору­че­но воен­но­му три­бу­ну Л. Фурию»). Какой Фурий здесь упо­мя­нут, неиз­вест­но (RE VII. 316, 354—356; Pe­ter, Hist. Rom. Re­liq. I2. 155), и этот вари­ант пре­да­ния, веро­ят­но, не пред­став­ля­ет цен­но­сти1. Посвя­ще­ние хра­ма мож­но уве­рен­но отне­сти к нача­лу рес­пуб­ли­ки.

В 174 г. до н. э. вдоль Капи­то­лий­ско­го спус­ка с.464 был постро­ен пор­тик от хра­ма Сатур­на до Капи­то­лия (Liv. XLI. 27. 7). В 42 г. до н. э. храм был пере­стро­ен Л. Муна­ци­ем План­ком (Suet. Aug. 29; CIL VI. 1316; X. 6087). Он слу­чай­но упо­ми­на­ет­ся в 16 г. н. э. (Tac. Ann. II. 41), где-то в чет­вер­том веке был повреж­ден огнем и вос­ста­нов­лен по реше­нию сена­та, как сооб­ща­ет над­пись на архит­ра­ве (CIL VI. 937). Он пред­став­лен на трех фраг­мен­тах Мра­мор­но­го пла­на (22, 23, 30) и упо­ми­на­ет­ся в Пере­чне рай­о­нов (Not. Reg. VIII).

В тече­ние все­го рес­пуб­ли­кан­ско­го пери­о­да в хра­ме хра­ни­лась государ­ст­вен­ная каз­на, aera­rium po­pu­li Ro­ma­ni или Sa­tur­ni, под над­зо­ром кве­сто­ров (Fest. 2; So­lin. I. 12; Mac­rob. I. 8. 3; Plut. Tib. Grac­chus 10; App. BC I. 31; RE I. 667, 671), и для обо­зна­че­ния этой функ­ции в нем нахо­ди­лись весы (Var­ro, LL V. 183). В пери­од импе­рии такое поло­же­ние дел сохра­ня­лось, одна­ко эра­рий Сатур­на содер­жал теперь толь­ко ту часть государ­ст­вен­ных средств, кото­рая нахо­ди­лась в управ­ле­нии сена­та, в отли­чие от импе­ра­тор­ско­го фис­ка, и заве­до­ва­ли им обыч­но пре­фек­ты вме­сто кве­сто­ров (Plin. Ep. X. 3. 1; о над­пи­сях, свя­зан­ных с эра­ри­ем, см. DE I. 300; и о слу­ча­ях употреб­ле­ния aera­rium po­pu­li ro­ma­ni или Sa­tur­ni, Thes. ling. Lat. I. 1055—1058). Веро­ят­но, в хра­ме хра­ни­лись толь­ко сами день­ги, а поме­ще­ния каз­на­чей­ства при­мы­ка­ли к нему, воз­мож­но, поза­ди пло­ща­ди Сатур­на (Area Sa­tur­ni, q. v.), до стро­и­тель­ства Табу­ля­рия в 78 г. до н. э., когда по край­ней мере неко­то­рые запи­си была пере­не­се­ны туда. Дру­гие государ­ст­вен­ные доку­мен­ты при­креп­ля­лись к внеш­ним сте­нам хра­ма и смеж­ным колон­нам (Cass. Dio XLV. 17. 3; CIL I2. 587, col. 2, l. 40; Var­ro, LL V. 42).

На фрон­тоне хра­ма нахо­ди­лись ста­туи три­то­нов с коня­ми (Mac­rob. I. 8. 4), а в цел­ле сто­я­ла ста­туя Сатур­на, запол­нен­ная мас­лом и обвя­зан­ная шер­стью (Plin. NH XV. 32; Mac­rob. I. 8. 5; Ro­sch. IV. 431), кото­рую про­но­си­ли в три­ум­фаль­ных про­цес­си­ях (Dio­nys. VII. 72. 13). Днем посвя­ще­ния были Сатур­на­лии, 17 декаб­ря (Fast. Amit. ad XVI Kal. Ian., CIL I2. p. 245, 337; Liv. XXII. 1. 19). До сих пор сохра­ни­лось несколь­ко бло­ков поди­у­ма пер­во­на­чаль­но­го хра­ма, и водо­сток ниже и впе­ре­ди, веро­ят­но, отно­сит­ся к столь же ран­не­му вре­ме­ни; в этом слу­чае он и несколь­ко подоб­ных водо­сто­ков по сосед­ству явля­ют­ся самы­ми ран­ни­ми экзем­пля­ра­ми камен­ной арки в Ита­лии (TF 51—54 отно­сит водо­сток к чет­вер­то­му веку н. э., но его пред­по­ло­же­ние о его назна­че­нии непри­ем­ле­мо). Нет ника­ких сле­дов соору­же­ния про­ме­жу­точ­но­го пери­о­да, и сохра­нив­ший­ся поди­ум при­над­ле­жит ко вре­ме­ни План­ка. Он постро­ен из тра­вер­ти­но­вых и пепе­ри­но­вых стен с бетон­ной серд­це­ви­ной и был покрыт мра­мор­ной обли­цов­кой. Его шири­на 22,50 м, дли­на око­ло 40 м, фрон­таль­ная и восточ­ная сто­ро­ны очень высо­ко под­ни­ма­ют­ся над фору­мом из-за скло­на Капи­то­лий­ско­го хол­ма. Храм был иони­че­ским шести­ко­лон­ным про­сти­лем с дву­мя колон­на­ми на каж­дой сто­роне, не счи­тая угло­вых. От над­зем­ной части зда­ния сохра­ни­лось восемь колонн про­на­оса, шесть впе­ре­ди и по одной на каж­дой сто­роне, с антаб­ле­мен­том, кото­рый до сего вре­ме­ни отно­си­ли к пери­о­ду послед­ней рестав­ра­ции. Пред­став­ля­ет­ся более веро­ят­ным, что прав Фих­тер (Toeb. I. 5 sqq.), отно­ся­щий кар­низ ко с.465 вре­ме­ни Авгу­ста, по ана­ло­гии с неко­то­ры­ми дру­ги­ми кар­ни­за­ми (T. Di­vi Iuli, Mag­nae Mat­ris, Re­gia, etc.). Бло­ки архит­ра­ва с фри­зом из паль­мо­вых вет­вей под ними при­над­ле­жат фору­му Тра­я­на, откуда были взя­ты для рестав­ра­ции чет­вер­то­го века (ibid. 62—66). Пере­д­ние колон­ны из серо­го, а боко­вые — из крас­но­го гра­ни­та, а антаб­ле­мент — из бело­го мра­мо­ра. Высота колонн 11 м, диа­метр 1,43 м у базы, но в неко­то­рых из них были непра­виль­но раз­ме­ще­ны цилин­дры, состав­ля­ю­щие ствол колон­ны, так что ствол не сужа­ет­ся рав­но­мер­но к вер­шине. Базы так­же отно­сят­ся к трем раз­ным типам — атти­че­ский и коринф­ский с плин­том и без плин­та.

Сту­пе­ни это­го хра­ма име­ли необыч­ную фор­му из-за бли­зо­сти Капи­то­лий­ско­го спус­ка и кру­то­го пово­рота, кото­рый он делал перед хра­мом; глав­ный про­лет состав­лял толь­ко око­ло тре­ти шири­ны про­на­оса. (О послед­них рас­коп­ках вокруг хра­ма см. NS 1899, 49; AA 1899, 7; CR 1899, 234; BC 1902, 26; Mitt. 1902, 9; о более позд­ней тра­ди­ции, свя­зан­ной с этим местом, BC 1914, 87—88, 102; о хра­ме в целом, Jord. I. 2. 360—363; Gilb. III. 401—403; Ro­sch. IV. 429—432; WR 205—206; HC 77—79; Thé­de­nat 113—115, 227—229; RE II. A. 219, Suppl. IV. 463—466; DR 151—160; ASA 3, 44, 45; HFP 18—20; Mem. Am. Acad. II. 1918, 58.) Воз­мож­но, он изо­бра­жен на релье­фе вре­мен Мар­ка Авре­лия (Con­s. 25), и опре­де­лен­но — на одном из релье­фов ростр Авгу­ста (q. v. Rostra Augus­ti). Когда Под­жо впер­вые посе­тил Рим в 1402 г., от это­го хра­ма сохра­ни­лось зна­чи­тель­но боль­ше, чем оста­лось к 1447 г., как извест­но из его De va­rie­ta­te for­tu­nae (Ur­lichs, 238): “su­pe­rest por­ti­cus aedis Con­cor­diae (sic), quam, cum pri­mum ad ur­bem ac­ces­si, vi­di fe­re in­teg­ram, ope­re mar­mo­reo ad­mo­dum spe­cio­so; Ro­ma­ni postmo­dum, ad cal­cem aedem to­tam et por­ti­cus par­tem, di­siec­tis co­lum­nis, sunt de­mo­li­ti. In por­ti­cu ad­huc li­te­rae sunt S. P. Q. R. in­cen­dio con­sumptam res­ti­tuis­se” («воз­вы­ша­ет­ся пор­тик хра­ма Кон­кор­дии, кото­рый в свой пер­вый при­езд в город я увидел почти нетро­ну­тым, с вели­ко­леп­ной мра­мор­ной отдел­кой; позд­нее рим­ляне снес­ли до осно­ва­ния весь храм и часть пор­ти­ка, раз­бро­сав колон­ны. На пор­ти­ке все еще сохра­ни­лись бук­вы, сооб­щаю­щие, что после пожа­ра он был вос­ста­нов­лен по реше­нию сена­та и наро­да»).

См. также:
Храм Сатурна (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)
Храм Сатурна (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
Храм Сатурна (Коарелли. Рим. Археологический путеводитель)

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1 Его, одна­ко, пред­по­чи­та­ет Белох, Röm. Ge­sch. 12, 13.

  • © 1929 — Samuel Ball Platner, Thomas Ashby. A Topographical Dictionary of Ancient Rome. SATURNUS, AEDES, с. 463—465.
    © 2008 — Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • КИНОСАРГ • Храм Юпитера Защитника •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Римский Форум. Реконструкция XIX в.
    (Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
    Художник Бекетти. 1893 г.
    2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Палатин. Деталь макета Рима.
    Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
    Рим, Музей Римской культуры.
    3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Сатурна, Портик Божественного Согласия, храм Веспасиана и Тита, Табулярий.
    Вид с Палатина.
    Рим, Римский Форум.
    4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Сатурна.
    501—493 гг. до н. э.
    Рим, Римский Форум.
    5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Аполлон, Диана и урна Ореста.
    Мрамор. Эпоха Клавдия.
    Рим, Вилла Медичи.
    6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Вид Коровьего Поля.
    Гравюра Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778).
    7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Вид Форума после раскопок. (Базилика Юлия, храм Сатурна, храм Веспасиана и Тита, храм Конкордии, Портик Божественного Согласия, Табулярий).
    Художник Фердинан Дютер.
    Тушь, акварель. 1874 г.
    Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
    8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
    Проект реконструкции Форума по результатам раскопок и письменным источникам. (Базилика Юлия, храм Сатурна, храм Веспасиана и Тита, храм Конкордии, Табулярий).
    Художник Фердинан Дютер.
    Тушь, акварель. 1874 г.
    Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
    9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
    Реконструкция Табулария и памятников, расположенных у подножия Капитолия. Деталь.
    (Новые Ростры, Золотой мильный столб, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий).
    Художник Констан Муайо. 1866 г.
    Тушь, акварель.
    Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
    10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Реконструкция части Римского Форума.
    (Табулярий, храм Конкордии (Согласия), храм Сатурна, базилика Юлия, Новые ростры, курия Юлия, базилика Эмилия, храм Кастора (Диоскуров), храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты)
    Рим, Римский Форум.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА