Л. Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима

ХРАМ САТУРНА (aedes Sa­tur­ni) (рис. 19): храм, вызы­вав­ший боль­шие раз­но­гла­сия. Мак­ро­бий (Sat. 1. 8. 1) знал пре­да­ние, кото­рое при­пи­сы­ва­ло стро­и­тель­ство fa­ni Sa­tur­ni[1] и учреж­де­ние Сатур­на­лий Тул­лу Гости­лию, но знал и мне­ние Варро­на, соглас­но кото­ро­му Луций Тарк­ви­ний (Древ­ний?) сдал под­ряд на стро­и­тель­ство хра­ма, а Тит Лар­ций посвя­тил его в долж­но­сти дик­та­то­ра, кото­рую мог зани­мать в одно из сво­их кон­сульств, в 501 и 498 гг. или вско­ре после них. Тако­во было наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ное мне­ние (см. Dion. Hal. 6. 1. 4). Но неко­то­рые авто­ры при­пи­сы­ва­ли посвя­ще­ние это­го хра­ма дру­гим маги­ст­ра­там пер­вых лет рес­пуб­ли­ки, Авлу Сем­п­ро­нию Атра­ти­ну и Мар­ку Мину­цию Мамер­ку, кон­су­лам 497 г. (Liv. 2. 21. 1—2; Dion. Hal. 6. 1. 4) или Посту­мию Коми­нию, кон­су­лу 501 и 493 гг. (Dion. Hal. 6. 1. 4); послед­няя вер­сия вос­хо­дит к Гел­лию, веро­ят­но, — Гнею Гел­лию, анна­ли­сту II в. до н. э. Почти все соглас­ны с тем, что храм был постро­ен в пер­вые годы рес­пуб­ли­ки и запись об этом впер­вые была вне­се­на в доку­мен­ты пон­ти­фи­ков. Его место­по­ло­же­ние опи­са­но по-раз­но­му: in fau­ci­bus (Mon­tis Ca­pi­to­li­ni)[2] (Var­ro, Ling. 5. 42), sub Cli­vo Ca­pi­to­li­no[3] (Ser­vius ad Aen. 8. 319; [Aur. Vict.,] Orig. Gent. Rom. 3. 6), an­te di­vum Ca­pi­to­li­num[4] (Ser­vius ad Aen. 2. 116; Hy­gi­nus, Fab. 261), ad fo­rum[5] (Mac­ro­bius, Sat. 1. 8. 1), и in Fo­ro Ro­ma­no[6] (Li­vy 41. 21. 12).


Рис. 19. Капи­то­лий­ский холм и окрест­но­сти, план с изо­бра­же­ни­ем антич­ных руин отно­си­тель­но совре­мен­ных улиц и стро­е­ний.

В 174 г. был постро­ен пор­тик от хра­ма к сена­ку­лу, ac su­per id Cu­riam[7]. Он дол­жен был идти вдоль усту­па Капи­то­лия, но труд­но ска­зать, как он мог вести к курии, не про­хо­дя через коми­ций. Воз­мож­но, дело в том, что тогда же или ранее к фаса­ду курии Гости­лия было при­стро­е­но крыль­цо с колон­на­ми, такое же, как в курии Юлия (см.), и новый пор­тик при­мы­кал к нему с одно­го кон­ца. Это пред­по­ло­же­ние под­креп­ля­ет­ся и тем, что такое крыль­цо име­лось в курии Песта, постро­ен­ной в III в. В любом слу­чае, этот пор­тик, види­мо, был доволь­но незна­чи­тель­ным стро­е­ни­ем, кото­рое бес­след­но исчез­ло. В 42 г. до н. э. Луций Муна­ций Планк пере­стро­ил храм (Sue­to­nius, Aug. 29. 5; CIL 6. 1316 = ILS 41, CIL 10. 6087 = ILS 886). Он слу­чай­но упо­ми­на­ет­ся в свя­зи с аркой Тибе­рия в 16 г. н. э. (Ta­ci­tus, Ann. 2. 41). Он сго­рел где-то в кон­це IV в. и затем был вос­ста­нов­лен по поста­нов­ле­нию сена­та, как сооб­ща­ет над­пись на архит­ра­ве (CIL 6. 937 = ILS 3326). В пере­ч­нях рай­о­нов он упо­ми­на­ет­ся в VIII рай­оне.

В эпо­ху рес­пуб­ли­ки в этом хра­ме нахо­ди­лась государ­ст­вен­ная каз­на — эра­рий рим­ско­го наро­да или эра­рий Сатур­на (Pau­lus ex Fest. 2L; So­li­nus 1. 12; Mac­ro­bius, Sat. 1. 8. 3), кото­рой управ­ля­ли кве­сто­ры; храм слу­жил им сво­его рода штаб-квар­ти­рой (Plu­tarch, Ti. Gracch. 10. 6; Ap­pian, BellCiv 1. 31). В хра­ме хра­ни­лись весы в память о том вре­ме­ни, когда опла­та осу­ществля­лась по весу (Var­ro, Ling. 5. 183). В пери­од импе­рии эра­рий рим­ско­го наро­да был отде­лен от фис­ка, част­ной каз­ны импе­ра­то­ра, и оста­вал­ся в хра­ме, но управ­ля­ли им, види­мо, пре­фек­ты (Plin., Epist. 10. 3. 1). О над­пи­сях с упо­ми­на­ни­ем эра­рия см. DE 1. 300; о выра­же­ни­ях Aera­rium Po­pu­li Ro­ma­ni и Aera­rium Sa­tur­ni, см. TLL 1. 1055—1058. Мно­гие дру­гие государ­ст­вен­ные доку­мен­ты были при­креп­ле­ны сна­ру­жи (Var­ro, Ling. 5. 42; Cass. Dio 45. 17. 3), воз­мож­но, пото­му, что храм был свя­зан с кве­сто­ра­ми.

На фрон­тоне хра­ма нахо­ди­лись акро­те­рии с три­то­на­ми, дую­щи­ми в тру­бы (Mac­ro­bius, Sat. 1, 8, 4), а в цел­ле сто­я­ла ста­туя, зна­чи­тель­ные части кото­рой, веро­ят­но, были изготов­ле­ны из сло­но­вой кости, так как она была напол­не­на мас­лом (Plin., HN 15. 32), а ноги ее были свя­за­ны шер­стя­ны­ми лен­та­ми — все­гда, кро­ме Сатур­на­лий (Mac­ro­bius, Sat. 1. 8. 5). Сомни­тель­но, что эту ста­тую выно­си­ли в тор­же­ст­вен­ных про­цес­си­ях и на лек­ти­стер­нии (Dion. Hal. 7. 72. 13). Днем посвя­ще­ния хра­ма были Сатур­на­лии, 17 декаб­ря (Fast. Amit. ad XVI Kal. Ian.; Deg­ras­si 538—540).

Очень малень­кая часть хра­ма изо­бра­же­на на ныне утра­чен­ном фраг­мен­те Мра­мор­но­го пла­на (FUR илл. 13. 24 = 21. 18d; Rod­ri­guez илл. 13. 18d), а на дру­гом фраг­мен­те, тоже утра­чен­ном, оши­боч­но виде­ли вход­ную лест­ни­цу (FUR илл. 3. 3 = 21. 19; Rod­ri­guez илл. 13. 19), но мож­но дока­зать, что она вооб­ще не отно­сит­ся к хра­му.

От пер­во­на­чаль­но­го стро­е­ния сохра­ни­лось несколь­ко бло­ков, но бо́льшая часть нынеш­не­го поди­у­ма при­над­ле­жит рекон­струк­ции План­ка: бетон­ная мас­са, окру­жен­ная сте­на­ми из тра­вер­ти­но­вых бло­ков, кото­рые были обли­цо­ва­ны мра­мо­ром. Его шири­на 22,5 м, дли­на при­мер­но 40 м; зад­няя часть в насто­я­щее вре­мя рас­ка­пы­ва­ет­ся впер­вые. Нет ника­ких свиде­тельств о стро­и­тель­ных опе­ра­ци­ях меж­ду пер­во­на­чаль­ным соору­же­ни­ем и рекон­струк­ци­ей План­ка, если толь­ко сооб­ще­ние Гел­лия о том, что воен­ный три­бун Луций Фурий посвя­тил зда­ние по поста­нов­ле­нию сена­та (Mac­ro­bius, Sat. 1. 8. 1), не отно­сит­ся к пере­строй­ке кон­ца V — нача­ла IV вв. до н. э. Тогда речь может идти о рестав­ра­ции после галль­ско­го пожа­ра.

Храм нахо­дит­ся на склоне Капи­то­лия, поэто­му очень высо­ко сто­ит на сво­ем поди­у­ме. Все, что выше поди­у­ма, — резуль­тат пере­строй­ки IV в. Колон­ны гра­нит­ные; шесть колонн вдоль фаса­да — из серо­го гра­ни­та, пары колонн поза­ди них с обе­их сто­рон про­на­оса — из розо­во­го. Базы колонн из бело­го мра­мо­ра и делят­ся на три типа; капи­те­ли — четы­рех­сто­рон­ние иони­че­ские, очень позд­не­го типа, почти прото­ви­зан­тий­ские. Бло­ки антаб­ле­мен­та исполь­зо­ва­ны повтор­но с.344 и пере­ме­жа­ют­ся встав­ка­ми из про­кон­нес­ско­го мра­мо­ра, воз­мож­но, эпо­хи Севе­ров, тогда как кар­низ счи­та­ет­ся авгу­стов­ским и, веро­ят­но, был частью зда­ния План­ка, но собран гру­бо. Высота колонн 11 м, но выглядят они непри­вле­ка­тель­но. Все это в целом свиде­тель­ст­ву­ет, что рекон­струк­ция про­из­во­ди­лась, когда клас­си­че­ская тра­ди­ция работы с кам­нем уже была утра­че­на, а новая эсте­ти­ка еще не воз­ник­ла.

Сту­пе­ни хра­ма исчез­ли, но эра­рий, веро­ят­но, был устро­ен под ними. В Пом­пе­ях эра­рий нахо­дил­ся в свод­ча­тых ком­на­тах под Капи­то­ли­ем (храм Юпи­те­ра) в кон­це фору­ма, и вой­ти туда мож­но было с плат­фор­мы в середине вход­ной лест­ни­цы перед фаса­дом. Здесь лест­ни­ца дели­лась на три части: боко­вые под­ни­ма­лись к про­на­осу, а цен­траль­ная спус­ка­лась в эра­рий (A. Maiu­ri, Al­la ri­cer­ca di Pom­pei pre­ro­ma­na [Nap­les 1973], 104—106). Если в Риме дело обсто­я­ло так же, то это соот­вет­ст­ву­ет упо­ми­на­нию о том, что во вре­мя суда над Мило­ном Пом­пей поста­вил свое куруль­ное крес­ло pro aera­rio[8] (As­co­nius in Cic. Mi­lon. arg. 36 [Stangl 36]). Дверь в эра­рии была толь­ко одна, судя по тому, что в 133 г. до н. э. Тибе­рий Гракх опе­ча­тал ее сво­ей лич­ной печа­тью (Plu­tarch, Ti. Gracch. 10. 6). Соглас­но Под­жо, храм нахо­дил­ся в хоро­шей сохран­но­сти до XV в. и был раз­ру­шен меж­ду 1402 и 1447 гг. (VZ 4. 235).


Lug­li 1946, 149—151; Col­lec­tion La­to­mus 58 (1962): 757—762 (E. Gjerstad); AJA 84 (1980): 51—62 (L. Richardson); R. Pen­sa­be­ne, Tem­pio di Sa­tur­no, ar­chi­tet­tu­ra e de­co­ra­zio­ne (Ro­me 1984).

См. также:
Храм Сатурна (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
Храм Сатурна (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
Храм Сатурна (Коарелли. Рим. Археологический путеводитель)

  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ

  • [1]Свя­ти­ли­ща Сатур­на.
  • [2]У вхо­да (на Капи­то­лий­ский холм)
  • [3]Под Капи­то­лий­ским спус­ком.
  • [4]Перед боже­ст­вен­ным Капи­то­ли­ем.
  • [5]Воз­ле фору­ма.
  • [6]На Рим­ском фору­ме.
  • [7]А оттуда до курии.
  • [8]Перед эра­ри­ем.

  • © 1992 г. L. Richardson. A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. John Hopkins University Press, Baltimore and London, 1992, pp. 343—344.
    © 2011 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    Рулонный газон продажа, купить готовый газон в рулонах.
    См. по теме: ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • КИНОСАРГ • Храм Юпитера Защитника •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Реконструкция части Римского Форума.
    (Табулярий, храм Конкордии (Согласия), храм Сатурна, базилика Юлия, Новые ростры, курия Юлия, базилика Эмилия, храм Кастора (Диоскуров), храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты)
    Рим, Римский Форум.
    2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Римский Форум.
    (Новые ростры, храм Сатурна.)
    Рим, Римский Форум.
    3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Римский Форум. Реконструкция XIX в.
    (Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
    Художник Бекетти. 1893 г.
    4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
    Реконструкция Табулария и памятников, расположенных у подножия Капитолия. Деталь.
    (Новые Ростры, Золотой мильный столб, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий).
    Художник Констан Муайо. 1866 г.
    Тушь, акварель.
    Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
    5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Сатурна.
    Вид с Капитолийского спуска.
    Рим, Римский Форум.
    6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Аполлон, Диана и урна Ореста.
    Мрамор. Эпоха Клавдия.
    Рим, Вилла Медичи.
    7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Вид Коровьего Поля.
    Гравюра Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778).
    8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Вид Форума после раскопок. (Базилика Юлия, храм Сатурна, храм Веспасиана и Тита, храм Конкордии, Портик Божественного Согласия, Табулярий).
    Художник Фердинан Дютер.
    Тушь, акварель. 1874 г.
    Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
    9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Палатин. Деталь макета Рима.
    Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
    Рим, Музей Римской культуры.
    10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
    Проект реконструкции Форума по результатам раскопок и письменным источникам. (Базилика Юлия, храм Сатурна, храм Веспасиана и Тита, храм Конкордии, Табулярий).
    Художник Фердинан Дютер.
    Тушь, акварель. 1874 г.
    Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА